Журнал "1 сентября"

Педагогические и образовательные статьи
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрация СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 77018 от 06.11.2019г. Смотреть

Регистрация периодического издания: ISSN 2713-1416 Смотреть

         
kn publ 1   kn publ 2   kn publ E
         
         
kn publ 5   kn publ 3   kn publ 4
         

Образование как социокультурный феномен

Дата публикации: 2020-03-10 06:58:49
Статью разместил(а):
Машкова Дарья Валерьевна

Образование как социокультурный феномен

Автор: Машкова Дарья Валерьевна

МАОУ "СОШ № 16", г. Пермь

 

Аннотация: Теоретический анализ теории и концепции, посвященных изучению истории развития и становления образования, как исторически, антропологически и социокультурно обусловленного явления, имеющего приоритетное значение как для конкретного индивида, так и для развития и модернизации общества.

Ключевые слова: общество, культура, образование, ценности, социум.

Тематическая рубрика: Общепедагогические темы.

 

Развитие социального образования – тема, появление которой продиктовано необходимостью всестороннего системного изучения состояния социального образования в России.

Социальное образование как социокультурный феном рассматривался с древних времен. В трудах ученых периодов Просвещения и Нового времени образование рассматривалось как важный фактор совершенствования отдельной личности и общества в целом. Р. Оуэн и Я.А. Коломенский присваивали образованию центральную роль в модернизации общества.

Ж.Ж Руссо, К.А. Гельвеций, Аристотель считали образование механизмом, способствующему преодолению социальных различий, то есть, образование помогало представителям социальных низов в ходе обучения раскрыть свои способности. [1]

Платон и Дж. Локк определяли образованию роль социального ограничителя, призывая для каждого класса создавать особенную, специфическую систему образования и воспитания.

Г. Спенсер и Э. Дюркгейм первыми высказали идею об образовании как факторе социальной интеграции. Э. Дюргейм выделил два аспекта роли образования: образование на уровне отдельного индивида и образование на уровне социальной системы, которое заключается в контроле человеческих желаний и осуществляется путем системы воспитания и обучения, а также, через уклад, то есть, правила поведения на уроке, расписание, домашние задание.

Во второй половине 20 в.в. такими исследователи, как Т. Парсонс, Дж. Хоманс, Р. Мертон, Н. Смелзер сходятся в признании образовании важным фактором общественной жизни. [2]

В работах представителей современной российской социологической и педагогической науки, а именно М.А. Галагузова, А.В. Мудрик, Т.Г. Каменская, В.А. Никитин, И.Г. Асадулина, образование рассматривается как составная часть процесса социализации и развития, образованию присваивается роль одного из главенствующих социальных институтов конкретного индивида.

Е.Н. Шиянов, И.Ф. Исаев и В.А. Сластенина [11] рассматривают образование как средство трансляции социально-культурного опыта, овладевая которым, индивид не только адаптируется к постоянно меняющимся условиям среды и социума, но и становится способным к неадаптивной активности, которая дает возможность выходить за пределы заданного, расширять границы субъективного и преумножать потенциал мировой цивилизации.

Анализ различных взглядов, теории и концепции, посвященных изучению истории развития и становления образования, дают возможность утверждать то, что образование является исторически, антропологически и социокультурно обусловленным явлением, то есть, социокультурным феноменом, имеющим приоритетное значение как для конкретного индивида, так и для развития и модернизации общества.

Важно отметить то, что с помощью образования, культура и социум решают разные задачи, такие как: цель социума через систему образования помочь адаптации человека, а культура является создателем уникальных особенностей, в которых заключена индивидуальность, обладающая нестандартным, исключительным набором личностных смыслов, что подтверждает обоснованность рассмотрения образования как социокультурного феномена.

Исходное значение слова «образование» обусловлено корневой частью – «образ». В буквальном смысле образование – это процесс образования младшего, то есть формирование его по определенному образу, культивирование и взращивание родовых качеств, которые составляют основу имеющегося представления об идеальном и значимом. [3]

Лишения индивида образования означает лишение возможности стать человеком, приобрести человеческий образ. Процесс образования как существенная часть культурной сферы имеет цель возделывания человека, который, в дальнейшем, станет преумножать ее богатство. Образование является механизмом формирования культурной и общественной жизни, процессом трансляции культурно оформленных образцов человеческой деятельности. В процессе образования человек осваивает существующие культурные ценности, меняется сам и преумножает потенциал цивилизации. Содержание образования основывается на опыте наследия науки и культуры, характеризуется как подготовка поколений к самостоятельной жизни, закладывает основы будущего общества и формирует образ человека в перспективе. Поэтому, не случайно, образование рассматривается в контексте социокультурного феномена.

Г.И. Герасимова рассматривает социальное и культурное как полюса единого пространства, понимание которых зависит от процесса социокультурного взаимодействия. По ее мнению, «социальное» преломляется через субъект деятельности, а «культурное» - посредством сферы, определяющей качество этой деятельности, ну а точкой пересечения является человек, занимающей конкретное место в социальной структуре и являющийся носителем определенной культуры. [4]

Рассматривая стадии развития и трансформации образования как социокультурного феномена, я обратила внимание на социокоммуникативную концепцию [3], в контексте которой образование возможно полноценно исследовать только при условии выявления культурной, исторической и социальной специфики, которая обуславливает существенные отличия образовательного процесса, его функциональных, сущностных характеристик в различных культурных традициях и различные исторические периоды.

Рассмотрим несколько стадии развития образования в рамках социокоммуникативной концепции:

1. Присущая традиционному обществу, подразумевает процесс трансляции накопленного социокультурного опыта от предыдущих поколений к последующим, а также процесс передачи определенных социальных навыков, которые дают возможность конкретному индивиду воспроизвести накопленный старшими поколениями опыт;

2. На второй стадии образование превращается в трансляцию знаний, постигающих путем институционализированной системы профессионального обучения, целью которой является подготовка специалистов по востребованным в обществе профессиям. Однако, до 19 века, процесс образования имел преимущественно элитарный характер, так как в малообеспеченных слоях населения передача навыков и опыта осуществлялась благодаря процессу обучения производственной деятельности.

3. Постмодерная стадия. На данной стадии система образования претерпевает полную переоценку сложившихся в эпоху модерна векторов развития. Процесс образования в обществе постмодерной стадии трансформируется в процесс непрерывного совершенствования навыков и знаний путем развития творчества в определенных видах деятельности. [5] 

Как в традиционном, так и в модерном обществе, роль учителя и ученика характерны для образовательного процесса. Изменяемой является суть взаимоотношений обучающегося и обучаемого, которая связана с социальными и социокультурными модернизациями в современном обществе.

Таким образом, процесс образования, несомненно, является социокультурным феноменом, так как он одновременно выступает как часть культуры и особый социальный институт, а субъекты педагогического образования становятся носителями социального и культурного подхода. Образование является социокультурным феноменом и в связи с тем, что выполняет по отношению к культуре и обществу значимых функции, без осуществления которых гармоничная модернизация этих сфер невозможна.

Суть непрерывного процесса образования заключается в преемственности, устойчивости не только социального, но и морально – нравственного развития. Содержание процесса образование должно обеспечивать устойчивость нашей культуры и цивилизации.

Социокультурная ситуация 21 века – это новые условия развивающегося и развивающего пространства процесса образования. Социокультурная ситуация может быть определена как совокупность условий, структурой которой является социальное пространство с позиции культурного приоритета развития и развивающегося во времени процесса образования в его ценностно – смысловом значении для конкретной личности и общества в целом.

В рамках теории, концепции и исследовании современной науки образование является процессом приобщения к культурно – детерминированным путям решения тех задач, с которыми связана жизнедеятельность человека. Всеобщность таких задач выступает условием существования образования как особо вида социальной практики.

Трансляция и накопление общественно – исторического опыта вне естественно – генетических структур оказывается возможными исключительно благодаря возникновению культуру. Индивид образовывается, распредмечивая воплощённые в культуре сущностные человеческие силы и одновременно опредмечивая себя в новых культурных объектах.

Именно двусторонний процесс распредмечивания – опредмечивания и лежит в основе образования, раскрывая механизм того, как человек творит, созидает и создает культуру, воспроизводя и видоизменяя ее.

В проекте Декларации прав культуры подчеркивается то, что культура является определяющим условием реализации созидательного потенциала личности и общества, формой утверждения самобытности народа и основой духовного благополучия нации, гуманистическим ориентиром и критерием развития человека и цивилизации. [16]

В процессе образования человек осваивает культурные ценности, а именно: художественные, музыкальные, архитектурные, исторические.

Та как содержание образования черпается и пополняется из наследия культуры и науки, то можно сказать о тот, что образование, являясь социокультурным феноменом, выполняется следующие социокультурные функции:

- социализация человека;

- обеспечение трансляции культурных ценностей;

- вхождение человека в мир науки и культуры;

- обеспечение сохранения и развития национальных традиции;

- обеспечение преемственности поколений;

- способствование активному ускорению культурных перемен в общественной жизни.

Образование является средством трансляции культуры, овладевая которой, человек не только адаптируется к условиям постоянно меняющегося социума, но и становится способным развивать и приумножать потениал мировой цивилизации.

Образование как процесс и результат приобщения человека к усвоению и приобретению знаний, умений, навыков, ценностей культуры и опыта, накопленного предшествующими поколениями, в условиях современной действительности, является важнейшим условием формирования человека как личности, профессионала и гражданина.

Общество, культура и образование, будучи единой системой, неотделимы.

Процесс образования представляет собой один из главных источников реализации культурных норм, ценностей, в виде одиночных актов отношения конкретной личности к условиям современной действительности в ограниченном рамками культурном контексте по производству знаний и в виде целенаправленной непрерывной деятельности как по передаче информации в системе субъектно – субъектных отношений, так и по ее производству, хранению, обработке.

Процесс образования – один из оптимальных способов вхождения человека в мир культуры, которая выражает меру его развития и цивилизованности, так как в процессе образования человек осваивает культурные ценности, обретает социокультурные нормы. В этом плане образование раскрывается как практика социализации конкретной личности и преемственности поколений, образуя социально – культурное образовательное пространство. [15]

Так же, процесс образования как социокультурный феномен, следует рассматривать в контексте социокультурных функциях:

- культурные: трансляция, переработка и усвоение культуры;

- идентификационные: социальная и профессиональная селекция, адекватная социально – политическому устройству общества;

- социально-исторические: развитие и сохранение национальной системы обучения и воспитания;

- просветительские: развитие и научно обоснованная модернизация образа детства и основных принципов обучения и воспитания. [14]

Исходя их этих функции, можно сделать вывод о том, что миссия образования заключается в сохранении, модернизации, трансляции и развития национальной системы образования с целью увеличения социокультурного капитала страны.

 

Список литературы:

1. История педагогики и философия образования: учебное пособие / Т.Г.Мороз, И.Н. Пашковская – СПб.: СПбГУСЭ, 2011.

2. Корнетов Г.Б. Всемирная история педагогики [Текст]: Учебное пособие / Г.Б. Корнетов. – М.: Изд. Российского открытого ун-та, 1994. – 140 с.

3. Харламов И.Ф. Педагогика: Учеб. – 6-е изд / И.Ф. Харламов. – Мн.: Университецкое, 2000. – 560 с

4. Педагогика: Уч. Пособие для студ. пед. уч. Заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянов. – 3-е изд. – М.: Школа-Пресс, 2000. – 512 с.

5. Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей / Под ред. П.И. Пидкасистого. - М: Педагогическое общество России, 1998. – 640 с.

6. Осмоловская И.М. Дидактика : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М. : Издательский центр «Академия», 2006.

7. Андреев В.И. Педагогика. Учебный курс для творческого саморазвития. — Казань, 2000.

8. Сорокин П.А. Общество, культура и личность: их структуры и динамика. М., 1947.

9. Орлов А.А. Управление учебно-воспитательной работой в школе / А.А.Орлов. – М., 1991

10. Старовойтенко Е.Б. Культурная психология личности. Монография. – Москва: Издательство «Академический проект», 2007. – 319 с.

11. Сластенин В.А. и др. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. — М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 228 с.

12. Осипов А.М. Социология образования. Очерки теории. Ростов-наДону, 2006.258 с.

13. Щевелева Г.М. Образовательное пространство. Современный взгляд: подходы к формированию. Воронеж: ВГТА, 2001. 104с.

14. Королева К.Ю., Курбатов В.И., Кутасова T.О. Образование как социальный институт // Теория и практика общественного развития. 2005. №2. С. 84-86.

15. Видт И.Е. Образование как феномен культуры: эволюция образовательных моделей в историко-культурном процессе: Автореф. дис. д-ра пед. наук. Тюмень, 2003.

 

. . . . .