Журнал "1 сентября"

Педагогические и образовательные статьи
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 31.03.2024г.

Регистрация СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 77018 от 06.11.2019г. Смотреть

Регистрация периодического издания: ISSN 2713-1416 Смотреть

         
kn publ 1   kn publ 2   kn publ 5
         
         
kn publ E   kn publ 3   kn publ 4
         

Диалог культур в учебно-воспитательном процессе

Дата публикации: 2020-02-02 18:28:47
Статью разместил(а):
Ветлужских Эльвира Германовна

Диалог культур в учебно-воспитательном процессе

Авторы: Ветлужских Эльвира Германовна

и Курочкина Нина Николаевна

МБОУ «Мари-Турекская средняя общеобразовательная школа»

 

Аннотация: В статье рассматривается опыт работы по формированию этнокультуроной компетенции в общеобразовательной школе.

Ключевые слова: этнопедагогика, диалог культур.

 

В настоящее время этнопедагогика является самой конструктивной, созидательной духовной силой в жизни на­ций, поскольку в ней сконцентрирована могучая сила гар­монизации межнациональных отношений. Из этого законо­мерно вытекает необходимость обращения в школе, в семье к возрождению этнических традиций. Восстановление этни­ческих традиций невозможно без осмысления и выработки системы работы педагогов по этнокультурной подготовке обучающихся. 

В такой полиэтнической стране, как Россия, с мно­жеством разнообразных видов и типов культур учебно- воспитательный процесс обязательно должен учитывать этнокультурное многообразие и осуществляться в форме диалога культур. Работа в этнокультурной образователь­ной среде требует от учителя сформированности этнокультурной компетентности. Под этнокуль­турной компетентностью следует понимать определенное социально-психологическое свойство личности, обладающей определенным уровнем ее подготовленности к вступлению в межетническое общение. Учитель обла­дающий данной компетентностью, способен сформировать в обучающихся такое качество как толерантность.

На современном этапе именно общеобразовательная школа должна способствовать возрождению традиций и обы­чаев обучающихся, что ведет к удовлетворению националь­ных культурных запросов воспитанников и общества. Школа должна приобщать и погружать школьников в националь­ную культуру, историю, традиции, обычаи своего народа с целью формирования нравственных качеств, а также умения использовать культурное богатство в новых условиях. 

В педагогический процесс общеобразовательных учреждений необходимо вводить компоненты народного вос­питания: 

- функции воспитания (подготовка к труду, формиро­вание нравственных черт характера, развитие ума, забота о здоровье, привитие любви к прекрасному);

- факторы воспитания (природа, труд, быт, обычаи, искусство, религия, родное слово);

- методы воспитания (убеждение, пример, требование, приказ, разъяснение, поверье, приучение и упражнение, по­желание и благословение, просьба, совет, намек, одобрение и др.);

- средства воспитания (потешки, считалки, загадки, пословицы, поговорки, песни, сказки, легенды, предания и др.);

- идея цели совершенствования человеческой лично­сти и ее реализация в системе народного воспитания;

- педагогическая роль коллективных форм жизнедея­тельности людей (семья, народ);

- народные воспитатели (родители, старшие дети, ба­бушки, дедушки). 

И в то же время образовательное учреждение не долж­но замыкаться в национальном, оно должно быть открытым для инокультурных ценностей, для мировой истории и куль­туры. В нем должна быть обеспечена гармонизация отноше­ний, воспитание уважения к традициям, языку, искусству всех народов страны и мира. 

Каждому думающему человеку ясно, как трудно совместить бизнес и мораль в нынешних условиях рынка. Современный учитель понимает, что культ богатства не соответствует исконно народному мировоззренческому идеалу, народной духовной традиции, сущность которой выразил ученый-педагог философ Павел Флоренский: «Если идеал Запада - материальное благополучие, то идеал России - преображение души». Поэтому, по нашему убеждению, педагог призван приобщать учеников к идеалам тысячелетней народной культуры. Без знания основ народной жизни, фольклора, классического искусства невозможно воспитать интерес и уважение к культуре других народов. Если человек, вступающий в жизнь, не знает истоков своей национальной культуры, ему чужда и культура другого народа. 

Образ жизни народа основан на гармоничном сосуществовании человека с природой, на взаимном уважении в семье, между молодыми и пожилыми людьми, верующими и неверующими. Раскрыть эти и многие другие секреты житейской мудрости народа, передать их педагогическими средствами подрастающему поколению - одна из важнейших задач современной школы. 

В Концепции воспитания РМЭ о целях воспитания пишется, что «каждый человек должен быть готовым выполнить следующие социальные роли: член семьи, носитель, хранитель и создатель семейных традиций, готовый выступить в роли продолжателя рода; житель Республики Марий Эл, с любовью относящийся к ней, знающий и поддерживающий ее исторические и культурные традиции». 

Одной из задач воспитания в Концепции выдвигается приобщение детей и подростков к совокупности культурных ценностей, «отражающих богатство общечеловеческой культуры, культуры народов России и Республики Марий Эл, их истории, языка, формирования гражданского отношения к историческим, духовным, нравственным завоеваниям народа, чувства носителей этнокультурных традиций и творческих продолжателей этих традиций». 

В нашей средней общеобразовательной школе учатся дети разных национальностей. Для нашей школы стало доброй традицией проводить дни истории и культуры народов Марий Эл. Уже более 20-ти лет формы и методы ее организации и проведения не меняются и это дает результаты. Программа всегда проходит очень насыщенно, познавательно и интересно. 5-ые классы готовят программу «Алло, мы ищем таланты», где представляют лучшие концертные номера народов проживающих в Мари-Турекском районе, 6-ые классы показывают инсценировку сказок народов РМЭ, 7-ые - готовят сюиты народных праздников, где мы видим традиции, обычаи народов, которые нашли сами дети, 8-ые- традиции здорового образа жизни, 9-ые – конкурс творческих семей, 10-ые показывают исследования бабушкиного сундука , 11-ые классы  показывают исследования о кухне народов  Эл, оформляются стенды, очень красочно, последовательно соблюдая все обычаи старины данного народа, а также создают фотозоны. Учитываются особенности различных культурных традиций.

Одновременно осуществляется и национальное, и полиэтниче­ское воспитание подрастающего поколения, усиливаются взаи­мосвязи марийской народной культуры с культурами финно- угорских народов, другими народами России и мира. Именно такой подход способствует развитию черт гражданина - па­триота, а также глубокого уважения к традиционным куль­турам, народностям и нациям.

Воспитательная система  обеспечивает: 

- повышение общеобразовательного и культурного уровня детей на основе и с учетом национальных традиций и достижений мировой культуры;

- непрерывное воспитание на традициях народа и со­хранение неразрывной связи индивида со своей националь­ной культурой;

- формирование у воспитанников чувства националь­ного самосознания, заинтересованного отношения и уваже­ния к истории, материальной и духовной культуре народа мари, его будущей судьбе;

- приобщение школьников к национальным культурам и духовным ценностям народов Республики Марий Эл. 

Воспитательная система осуществляется в тесной связи с учебной программой. В разделе «Моя семья, родство» обучающиеся готовят презентации «Любимый праздник в нашей семье». Дети описывают не только старинные праздники, но и те, которые возникли в последние десятилетия XX века, а также семейные. Человеческие ценности не сводятся лишь к усвоению суммы накопленных предыдущими поколениями традиций, а предполагают формиро­вание у новых поколений способности быть творцом новых идей. Обучающиеся знают каждый государственный праздник РМЭ.

Проводим День марийской письменности, инсценировки народных праздников, конкурсы, защищаем проекты (Например - «Народные ремесла», «Народные умельцы»).  День национального героя. Из уст в уста, из поколения в поколение передаются  предания о национальных героях: Болтуше, Акпарсе, Токтауше, Чумбылате, Чоткаре, Акпатыре и многих других, они наши национальные герои. Патриотизм и героизм народных героев воспеваются в художественных произведениях. Организуются книжные выставки, совместно с районной библиотекой проводятся обзоры-беседы, выставки рисунков по прочитанным произведениям, изучаются произведения писателей. Например, драма «Акпатыр» С.Чавайна в 10 классе, где в Образе главного героя отразился героический, свободолюбивый дух марийского народа, в котором синтезированы лучшие его черты.

Знание народной педагогики помогает решать важные задачи, а именно: обогащает содержание и технологию воспитательного процесса, который осуществляется через урок, а также посредством включения в программу вопросов национальной культуры, народных традиций, привитая любви к народному ремеслу, народным песням, сказкам, пословицам; открывает новые горизонты жизни с помощью идей наших предков, которые оставили свой след в летописи народа, Отечества.

 

. . . . .