Журнал "1 сентября"

Педагогические и образовательные статьи
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрация СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 77018 от 06.11.2019г. Смотреть

Регистрация периодического издания: ISSN 2713-1416 Смотреть

         
kn publ 1   kn publ 2   kn publ E
         
         
kn publ 5   kn publ 3   kn publ 4
         

Классное руководство как традиционный институт воспитания

Дата публикации: 2020-01-18 08:00:47
Статью разместил(а):
Тесля Марина Владимировна

Классное руководство как традиционный институт воспитания.

Формы взаимодействия классного руководителя с родителями

Авторы: Гросс Эльмира Риксановна

и Тесля Марина Владимировна

МБОУ города Иркутска СОШ № 15

 

Аннотация: Современное общество переживает духовно-нравственный кризис. Сломаны старые стереотипы, а новые не выработаны. Поменялись ценностные ориентиры. Средства массовой информации демонстрируют насилие. В школе появляются процент учителей, которые не являются авторитетом для подростков, да и родители во многих семьях не являются авторитетом для своих детей.

Ключевые слова: воспитание, влияние семьи, школа, родители,  классное руководство, форма проведения родительских собраний, сотрудничество семьи и школы.

Тематическая рубрика: Начальная школа.

 

Установлено, что влияние семьи на ребенка сильнее, чем влияние школы, улицы, средств массовой информации. В тоже время семья не может обеспечить в полном  объеме воспитание активной, творческой, легко адаптирующейся к новым социальным отношениям личности, которой необходимы интеллектуальные, культурные и духовные ценности. В настоящее время большинство семей озадачено решением проблем экономического, а порой и физического выживания. Поэтому наметилась тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного роста  ребенка [1].

К сожалению, многие родители неохотно и очень осторожно обращаются за помощью к разного рода специалистам, либо выслушивают их мнение и не следуют советам, считая, что воспитанием должна заниматься школа. Школа действительно играет существенную роль в воспитании подрастающего поколения, организовав творческий союз детей и взрослых, поскольку у школы и родителей главная точка соприкосновения – это дети. А родители являются связующим звеном между детьми и школой. Без их помощи, поддержки и понимания, терпения и развития, школа будет бессильна.

«Каждый ребенок приходит в мир, не имея ни малейшего представления, ни о себе, ни о том, как взаимодействовать с другими детьми, что представляет собой окружающий мир. Всему этому ребенок учиться, общаясь с людьми, в первую очередь со своими родителями» [2].

Однако родители, не владея знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребенка, порой осуществляют воспитания в слепую, интуитивно. Все это, как правило, не приносит позитивных результатов. Именно поэтому эффективная работа классного руководителя, психологов, социальных педагогов и других специалистов с семьей становится предпосылкой к формированию нового отношения родителей к воспитанию, улучшить качества личности ребенка и повысит уровень осведомленности родителей.

В настоящее время существует множество разнообразных программ и методик по работе с родителями. Нетрадиционный подход классного руководителя к работе с семьей: тренинги, ролевые игры, дискуссии, тематические вечера. Данные формы работы не носят назидательный характер, а направлены на формирования сотрудничества.

Только вместе с родителями, общими усилиями мы можем добиться того, чтобы ребенок раскрыл свои способности.

На первом родительском провожу анкетирование родителей. Благодаря ответам на вопросы анкеты, я узнаю об особенностях своих будущих учеников, их интересах. Также чем увлекаются родители, чем они могли бы помочь классу и школе. Какие вопросы воспитания их особенно волнуют. Итоги  анкетирования использую при составлении плана воспитательной работы, при проведении экскурсий, походов, праздников, классных часов, бесед, родительских собраний. Сначала я опираюсь на родителей- энтузиастов(в основном это члены родительского комитета), которые с удовольствием принимают участие в организации и проведении того или иного мероприятия. Остальных родителей я приглашаю поучаствовать в нем вместе со своими детьми.

У меня на празднике всегда много родителей. Они помогают оформлять класс, готовить декорации к сказке, вместе с детьми делают костюмы, закупают призы и подарки. Кроме того сами являются активными участниками представления: поют песни, танцуют, участвуют в конкурсах, в спортивных соревнованиях. Мы вместе ходим на экскурсии, выезжаем на природу.

Если родителям удаётся чаще бывать со своими детьми – это позволяет им понаблюдать за ребёнком, оценить его взаимоотношения со сверстниками, его поведение, лучше узнать его друзей.

Конечно же, не все родители такие активные. Но тут на помощь приходят дети. Кто устоит перед просьбой ребёнка прийти на праздник, посмотреть как он выступает? А какой гордостью наполняются сердца детей, когда их родители принимают активное участие в делах класса, школы.

На родительских собраниях обязательно подводим итоги работы родителей. В моём учительском блокноте отражена работа каждого родителя, поэтому легко узнать, за что он награждается.

Цель проведения собрания – расширить педагогический кругозор родителей. Собрание должно просвещать родителей, а не констатировать ошибки и неудачи детей в учёбе. Главным показателем эффективности родительского собрания является активное участие родителей, обсуждение поставленных вопросов, обмен опытом, ответы на вопросы, советы и рекомендации.

Мы используем различные формы проведения родительских собраний:

Психолого-педагогический лекторий. Лекции – беседы о психофизических особенностях детей младшего школьного возраста, отдельных направлениях воспитания – нравственного, интеллектуального; организация здорового образа жизни, сознательной дисциплины и т.д.

Приглашаем на собрания психолога, врача, библиотекаря, воспитателя ГПД, инспектора детской комнаты милиции и других специалистов.

  1. Круглый стол

  2. Практикумы.

Педагогика взаимопонимания (совместно с детьми, где дети играют роли взрослых людей – специалистов)

  1. Собрания – праздники

  2. Театральные вечера

  3. Индивидуальные тематические консультации.

 Учитель начальных классов и родители являются основными воспитателями младших школьников. Поэтому эффективность воспитательной работы педагога во многом зависит от его умения работать с родителями, находить с ними общий язык, опираться на их помощь и поддержку. Формы и методы работы учителя и родителя разнообразны [1].

Это и проведение родительских собраний, и групповые и индивидуальные беседы с родителями, и привлечение родителей к непосредственной работе с детьми, и пропаганда педагогических знаний среди родителей. Но учитель должен понимать, что многообразие форм и методов еще не всегда обеспечивает успех работы [2]. Определяющим, наряду с содержанием и методами воспитательной деятельности, является стиль отношений, который складывается между учителем и родителями школьников.

 

Список литературы:

  1. Тренинг для родителей. Романова О.Л., Шатохина Л.М., - Москва 2003.

  2. Как строить себя и свою семью. Сатир В. -  Москва, издательство «Педагогика-Пресс» 1992г.

 

. . . . .