Журнал "1 сентября"

Педагогические и образовательные статьи
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрация СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 77018 от 06.11.2019г. Смотреть

Регистрация периодического издания: ISSN 2713-1416 Смотреть

         
kn publ 1   kn publ 2   kn publ E
         
         
kn publ 5   kn publ 3   kn publ 4
         

Я в ответе за свои поступки. Профилактика асоциального поведения подростков

Дата публикации: 2021-03-09 19:15:40
Статью разместил(а):
Мещерякова Юлия Николаевна

«Я в ответе за свои поступки»

Профилактика асоциального поведения подростков

Автор: Мещерякова Юлия Николаевна

ГКУСО РМ «Республиканский приют для детей и подростков «Надежда», г. Саранск

 

Аннотация: в данной статье рассмотрены формы работы с подростками по профилактике асоциального поведения, в условиях социального приюта.

Ключевые слова: асоциальное поведение, подростки, формы работы.

 

В приют поступают несовершеннолетние из социально-неблагополучных семей, находящихся в социально опасном положении или в трудной жизненной ситуации. Где один или оба родителя безработные, в большинстве случаев, ведут асоциальный образ жизни, имеют алкогольную зависимость, нарушают закон, не справляются с основными обязанностями по воспитанию, обучению и содержанию детей. Дети, предоставленные сами себе, совершают правонарушения.

Система семейного воспитания в последние десятилетия претерпела значительные изменения - ослабевает воспитательный и нравственный потенциал семьи, что обусловлено рядом негативных факторов: социальными, экономическими трудностями в связи пандемией, неблагоприятным психологическим климатом; семьи с деструктивными эмоциально-конфликтными отношениями супругов; деформированными ценностными ориентациями; имеющие незрелую социальную позицию, а также, отсутствием правовых знаний у детей; падение авторитета семьи, аморальный образ жизни, препятствуют развитию личностных, волевых качеств подростка.

Наблюдается новая тенденция среди родителей: они оставляют своих детей на бабушек, дедушек, уезжая в крупные города в поисках работы; эмоциональное отвержение, бесконтрольность (попустительство), полное безразличие к подростку или, наоборот, чрезмерный контроль со стороны взрослых (гиперопека), подстрекательство взрослых, нарушение прав детей, жестокое обращение, отсутствие взаимопонимания между детьми и родителями. Все это ведет к увеличению числа правонарушений, совершаемых подростками. Отсутствие должного внимания со стороны взрослых - основные причины возникновения у подростков асоциального опыта.

В среде воспитанников встречается неадекватное поведение, подростки не умеют решать конфликтные ситуации конструктивным способом. Не имея другого социального опыта, повторяют образ жизни своих родителей, безответственно относятся к своему здоровью (курение, употребление алкоголя и др.), совершая правонарушения, считая это нормой, относятся к группе «риска».

Значительное число подростков из семей, находящихся в социально опасном положении совершают общественно опасные деяния до  достижения возраста уголовной ответственности. Незнание законов уголовной и административной ответственности, школьные прогулы, употребление ПАВов - проявление безответственного поведения. И всё это заставляет задуматься, ведь от того, чем занимается подросток, зависит дальнейшее формирование его личностных качеств, потребностей, ценностных ориентаций, мировоззренческих установок, а в целом, предопределяет его положение в обществе.

Работа должна быть направлена на развитие саморегуляции; повышение уровня знаний социально-правовых норм, представлений уголовной и административной ответственности несовершеннолетних (овладение адекватным представлением о последствиях совершения правонарушений); формирование культуры здорового образа жизни (ответственного отношения к вопросам своего здоровья, умение оценивать опасные ситуации, знать последствия вредных привычек, умение противостоять нежелательному влиянию среды); решение конфликтных ситуаций конструктивным способом. А нестандартные способы работы, позволяют каждому подростку, максимально реализовать потенциальные возможности, увидеть значимость своего «Я» и других людей, своего здоровья. 

Одним из важных средств воспитания является ответственность. Ответственность – это способность исполнять свои обязательства и следовать принятым в обществе правилам, а также осознавать последствия своих действий.

Большинство подростков, поступающих в приют по направлениям КДН, не знают, какие действия людей в обществе преследуются законом и предполагают наказание. Поэтому, необходимо включение на занятия с подростками ознакомление с основами правовых знаний. Используемые методические средства на тренинговых занятиях предполагают большую просветительскую работу, развития самосознания, умение самокритично оценить свое поведение. Дискуссии, квест, экскурсии, видеолектории, театрализованные игры, задания по решению проблемных ситуаций, беседы, практические упражнения. Различные формы проведения занятий активизируют внутренние ресурсы подростка, включая его в модели жизненных ситуаций.

Разнообразные формы дают наибольший эффект. Во-первых, с помощью нестандартных форм преподнесение информации усиливает интерес, желание воспитанников узнавать что-то новое. Во-вторых, развиваются навыки общения, умения решать конфликтные ситуации. В-третьих, когда происходит преподнесение информации, через авторитетных третьих лиц «глазами очевидца» (видеолектории), подростки начинают прислушиваться к их мнению. В-четвёртых, во время театрализованной игры подростки начинают осознавать значимость своего здоровья, своей жизни. В-пятых, с помощью проигрывания ситуаций, воспитанники начинают анализировать, рассуждать, что приводит к развитию.

Моделирование педагогических ситуаций правовой ориентации способствует развитию ответственности. Личностное развитие мотивирует не только правомерное поведение в настоящем, но и стремление к проецированию данного поведения в будущем. Корректируются асоциальные проявления у подростков, вырабатываются коммуникативные навыки, улучшается культура поведения.

Таким образом, комплексная работа составляет основу предупреждения асоциального поведения подростков в условиях приюта. Профилактическая работа обеспечивает удовлетворение одной из важнейших потребностей каждого подростка - быть здоровым, эмоционально и социально благополучным.

 

Литература:

1. Абрамова И.Г. Рискология – наука о поведении  человека  в ситуации  выбора. – Спб: СПб., 2009.

2. Касаткин В.Н., Паршутин И.А. и др. Здоровье: Предупреждение употребления алкоголя и наркотиков в школе. М., 2005.

3. Лелеков В.А., Кошелева Е.В. О предупреждении преступности несовершеннолетних. Социологические исследования. – М., 2007.

4. Менделевич В.Д. Психология девиантного поведения. М., МЕДпресс, 2001

5. Мещерякова А.В. Мещерякова С.Н. О формировании пускового механизма правового поведения личности // Философия права. – 2015 – № 1(68). – С. 81–85.

6. Шарапановская Е.В. Социально-психологическая дезадаптация детей и подростков. М., 2005.

 

. . . . .