Журнал "1 сентября"

Педагогические и образовательные статьи
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 31.03.2024г.

Регистрация СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 77018 от 06.11.2019г. Смотреть

Регистрация периодического издания: ISSN 2713-1416 Смотреть

         
kn publ 1   kn publ 2   kn publ 5
         
         
kn publ E   kn publ 3   kn publ 4
         

Формирование здорового образа жизни у обучающихся

Дата публикации: 2021-03-09 11:56:58
Статью разместил(а):
Шевелева Виктория Павловна

Формирование здорового образа жизни у обучающихся

Автор: Шевелева Виктория Павловна

МАОУ «ЦО № 1», Белгород

 

Аннотация: Приоритетным направлением в сфере образования становится сейчас проблема здоровья обучающихся. Дети относятся к уязвимой категории населения. Растет заболеваемость, ухудшаются показатели физического развития, в раннем возрасте появляются вредные привычки. Существенными факторами, отрицательно влияющими на здоровье школьников, являются несбалансированное питание, школьное переутомление, напряженная экологическая ситуация, хронические стрессы, нередко отсутствие системы ЗОЖ в семье. Я расскажу о том, как мы в своем учреждении в условиях «школы полного дня» решаем данную проблему.

Ключевые слова: здоровый образ жизни, рациональное питание, обучение в школе.

Тематическая рубрика: общепедагогические темы.

 

Здоровье - бесценное состояние не только каждого человека, но и всего общества. При встречах, расставаниях с близкими людьми мы желаем им крепкого здоровья, так как это есть основное условие и залог полноценной и счастливой жизни. Охрана собственного здоровья – это непосредственная обязанность каждого, он не вправе перекладывать ее на окружающих. Ведь нередко бывает и так, что человек неправильным образом жизни, вредными привычками, гиподинамией, перееданием уже к 20-30 годам доводит себя до катастрофического состояния и лишь тогда вспоминает о медицине. В свою очередь, какой бы современной ни была медицина, она не может избавить человека от всех болезней. Человек сам является творцом своего здоровья, за которое надо бороться.

Проблема здоровья школьников становится приоритетным направлением. Ведущими задачами являются: развитие интеллекта, формирование нравственных качеств, а так же  забота о здоровье. Все это согласуется с основными направлениями проекта модернизации образования, в котором на одном из первых мест стоит здоровье. Необходимость творческого развития личности, развитие интеллектуальных, психофизических способностей, социальное самоопределение. Все это возможно только при наличии здоровьетворящей среды, психологического комфорта учащегося.

Данные о заболеваемости детей, которые выявляются в ходе постоянных мониторингов в нашем центре, являются одним из основных критериев в оценке состояния здоровья  и эффективности мероприятий по его охране и улучшению.

Сегодня мы говорим о трех видах здоровья: о здоровье физическом, психическом и нравственном (социальном).

Физическое здоровье - это естественное состояние организма, обусловленное нормальным функционированием всех его органов и систем. Если хорошо работают все органы и системы, то и весь организм правильно функционирует и развивается.

Психическое здоровье зависит от состояния головного мозга, оно характеризуется уровнем и качеством мышления, развитием внимания и памяти, степенью эмоциональной устойчивости, развитием волевых качеств.

Нравственное здоровье определяется теми моральными принципами, которые являются основой социальной жизни человека, то есть жизни в человеческом обществе. Отличительными чертами нравственного здоровья ребёнка является прежде всего активное неприятие нравов и привычек, противоречащих нормальному образу жизни.

Дети относятся к уязвимой категории населения. Растет заболеваемость, ухудшаются показатели физического развития, в раннем возрасте появляются вредные привычки. Существенными факторами, отрицательно влияющими на здоровье школьников, являются несбалансированное питание, школьное переутомление, напряженная экологическая ситуация, хронические стрессы, нередко отсутствие системы ЗОЖ в семье.

Не первый год МАОУ «ЦО № 1» Белгорода находится в эксперименте «Школа полного дня», целью которого является создание комфортных условий для интеллектуального, физического, нравственного и творческого развития участников образовательного процесса.

Основными задачами школы полного дня  являются:

1.     Интеграция основного и дополнительного образования учащихся.

2.     Решение проблемы неуспешности в обучении.

3.     Создание условий для самовыражения, самоопределения каждого обучающегося.

4.     Тьюторское сопровождение учащихся, занимающихся по индивидуальным учебным планам (ИУП).

5.     Создание условий для развития одарённости учащихся, посредством клубной и проектной деятельности.

6.     Профилактика вредных привычек, безнадзорности и беспризорности детей и подростков.

7.     Формирование потребности в здоровом образе жизни.

Для реализации поставленных задач в центре разработан ряд мероприятий, многие из которых непосредственно ориентированы на формирование экологии быта у учащихся, как во время занятий, так и во внеурочное время.

На протяжении нескольких лет в центре проводится спецкурс «За здоровый образ жизни», который рассчитан на  одно занятие в месяц во внеурочное время. Программа курса предназначена для учащихся 1-11-х классов, темы разработаны с учетом задач возрастного развития учащихся на разных ступенях обучения. Предлагаемая программа является научной, комплексной и последовательной системой обучения и воспитания здорового образа жизни и предусматривает получение учащимися знаний и навыков, необходимых для создания семейных отношений и воспитания детей, формирование потребности в здоровом образе жизни, рационального питания и других способов самосовершенствования. Занятия проходят в форме семинаров, бесед, лекций, дискуссий, большое внимание уделяется практическим занятиям, где проводятся тренинги, анкетирование, тестирование.

В силу того, что наши старшеклассники занимаются по индивидуальным учебным планам (ИУП) в их расписании возникают так называемые «окна» - рекреационное время. Многие учащиеся проводят это время в школьной библиотеке, где можно подготовиться к следующему уроку, выполнить домашнее задание, познакомиться с новинками литературы библиотечного фонда, который постоянно пополняется новыми изданиями, поработать за компьютером в локальной сети и в Интернете.

В центре создан зал нравственности и культуры с музейной комнатой белгородского поэта Александра Филатова. Здесь старшеклассники в свое свободное время могут не только познакомиться с поэзией и прозой Белгородчины, но и просто отдохнуть в тихой и спокойной обстановке. Здесь же происходит и первая проба пера членов поэтического клуба «Радуга», что позволяет детям заняться любимым увлечением, тем самым восстановить силы, затраченные на уроках. Здесь же находится кабинет социально-психологической службы центра. Со своими проблемами обращаются ученики, родители, педагоги к школьному психологу. В кабинете большое разнообразие методической литературы, также предназначенной для учащихся, их родителей и педагогов. С большим удовольствием старшеклассники проходят тестирование, направленное на выявление их интересов, склонностей к тому или иному виду деятельности, что в дальнейшем помогает им определиться с выбором профессии. Снять эмоциональное напряжение и проявить собственное чувство заботы о братьях наших меньших поможет школьный живой уголок.

В центре успешно развивается тьюторство, которое подразумевает сопровождение старшеклассников, занимающихся по ИУП, обеспечение рациональной организации образовательного процесса в школе и режимных моментов жизнедеятельности старшеклассников. Широко представлена в центре клубная, кружковая работа, проектная, творческая и исследовательская деятельность учащихся, которая реализуется в УНО (ученических научных обществах),  в летних предметных школах по экологии и химии, в творческих проектах, в участии в конференциях и конкурсах. Ряд спортивных секций: волейбол, шахматы, тхэквондо, гимнастика, мини-футбол, секция общефизического развития, а также кружок хореографии, краеведения, культуры речи и поведения, ВИА и музыкальный театр «Экспромт» - все это позволяет оптимально заполнить свободное время учащихся, исходя из их интересов. А постоянная смена деятельности приводит к гармоничному развитию личности учащегося.

Умственная деятельность и продолжительное пребывание в школе предусматривают обязательное обеспечение обучающихся горячим питанием. Столовая охватывает питанием 75% детей  - это завтраки и обеды учащихся по графику питания в гимназии, а также работает гимназическое кафе «Эврика», в котором каждый ребёнок по индивидуальному режиму питания с выбором собственного меню может получить полноценный завтрак, обед и полдник. Здесь же проводятся внеклассные мероприятия: дни именинников, школьные огоньки, вечера отдыха, а старшеклассники в рекреационное время могут пообщаться за чашкой чая.

Таким образом, подготовить ребенка к самостоятельной жизни - это значит не только сформировать у него адекватные механизмы адаптации к природной среде, а развить у него готовность к самостоятельному позитивному жизнепроживанию, ориентированному на определенное содержание социокультурных феноменов « здоровье» и « нездоровье».

 

. . . . .