Журнал "1 сентября"

Педагогические и образовательные статьи
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрация СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 77018 от 06.11.2019г. Смотреть

Регистрация периодического издания: ISSN 2713-1416 Смотреть

         
kn publ 1   kn publ 2   kn publ E
         
         
kn publ 5   kn publ 3   kn publ 4
         

Сюжетно-ролевая игра как средство познания профессиональной деятельности взрослых

Дата публикации: 2021-02-28 21:21:44
Статью разместил(а):
Пашкова Екатерина Викторовна

Сюжетно-ролевая игра, как средство познания профессиональной деятельности взрослых

Авторы: Пашкова Екатерина Викторовна

и Немудрая Лариса Николаевна

МБДОУ "Детский сад "Белочка", пгт. Федоровский, Сургутский район, Тюменская область, ХМАО-Югра

 

Аннотация: В этой статье авторы пишут о том, что дошкольное детство – короткий, но важный период становления личности. Особое место занимают сюжетно-ролевые игры, которые создаются самими детьми. Подавляющее большинство игр посвящено изображению труда людей разных профессий и формирование представлений дошкольников о мире труда и профессий – это необходимый процесс, актуальный в современном мире.

Ключевые слова: дошкольники, сюжетно-ролевая игра, профессии, сюжетосложение.

Тематическая рубрика: дошкольное образование.

 

«Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире».

В.А. Сухомлинский.

Современная система дошкольного образования находится в состоянии обновления и развития. Новый Государственный стандарт подчёркивает, что основу образовательной деятельности в дошкольной организации определяет не деятельность педагога, регламентируемая базисным учебным планом, а ребенок как субъект педагогического процесса. Постепенно усложняющиеся задачи игровой деятельности позволят ребенку идти вперёд и совершенствоваться самостоятельно, развивая свои творческие способности, а игра, являясь развлечением, отдыхом, способна перерасти в обучение, творчество, моделирование человеческих отношений, их проявлений в различных сферах жизни.

Дошкольное детство – короткий, но важный период становления личности. Особое место занимают игры, которые создаются самими детьми – сюжетно-ролевые. В этих играх дошкольники воспроизводят в ролях все то, что они видят вокруг себя в жизни и деятельности взрослых. В игре формируются все стороны личности ребенка, происходят значительные изменения в его психике, подготавливающие переход к новой, более высокой стадии развития. Этим объясняются огромные воспитательные возможности игры, которую психологи считают ведущей деятельностью дошкольника.

Игра – отражение жизни. Подавляющее большинство игр посвящено изображению труда людей разных профессий. Проблема формирования представлений дошкольников о мире труда и профессий недостаточно разработана в педагогике, хотя, казалось бы, всем ясна огромная роль представлений детей о профессиях и труде. В детских садах формирование представлений о мире труда и профессий подчас осуществляется недостаточно целенаправленно и систематически, так как перед дошкольниками не стоит проблема выбора профессии.

Очень часто дошкольники имеют весьма смутное представление о мире профессий взрослых, не знают, даже, кем работают и каким делом заняты их родители. Если ребёнок и был на работе у своих папы и мамы, он так и не понял сути их профессиональной деятельности, не отделил трудовые процессы от нетрудовых: «Моя мама – экономист. Что она делает на работе? Чай пьет, разговаривает по телефону». Представления о профессиях у ребенка ограничены его пока небогатым жизненным опытом – работа мамы и папы, воспитателя в детском саду, профессии летчика, милиционера, продавца, но и об этих так или иначе знакомых профессиях дети знают, как правило, мало и весьма поверхностно.

Между тем, в современном мире существует огромное количество видов труда. Ориентация в этом океане человеческих занятий является важнейшим звеном социальной адаптации ребенка. Таким образом, формирование представлений дошкольников о мире труда и профессий – это необходимый процесс, актуальный в современном мире.

Жизнь современного ребенка заполнена телевидением, компьютерными играми, общением с взрослыми, кружками и секциями. На игру у ребенка остается крайне мало времени и дома, и в детском саду. Между тем дети хотят играть, считают игру, самым любимым видом деятельности. Существуют игры, которые остаются в игровом репертуаре многие десятилетия «Больница», «Магазин», «Семья», «Гости»», но при организации таких игр важно учитывать особенности современной социальной жизни (например, поменялся образ типичного магазина, - это супермаркет; вместо обычной парикмахерской мы чаще встречаемся с салоном красоты с широким спектром услуг).

У дошкольников XXI века появились новые игровые роли: банкир, агент, клиент, визажист, дизайнер и т.д. и новые игровые сюжеты «Салон сотовой связи», «Агентство недвижимости», «Банк», «Макдональдс» и др.

Организация сюжетно-ролевой игры на темы, отражающие социальную действительность, протекает с опорой на непосредственный опыт детей, который в силу современных условий ребенок получает преимущество вне стен ДОУ. Успех отражения впечатлений в игре зависит от того, что видел ребенок. Например, в супермаркете, первое, что привлекает внимание ребенка -  это сами товары, их привлекательное оформление и выбор товаров родителями. Аспект отношений между людьми остается вне поля зрения ребенка. Поэтому игра в супермаркет выглядит как раскладывание товаров, их выбор покупателями и оплата в кассе. Такая игра не требует от ребенка способности к сюжетосложению и протекает без активного взаимодействия между людьми. Поэтому важно выделить для ребенка деятельность сотрудников супермаркета, таких как: кассир-операционист, администратор, мерчендайзер, менеджер и др. (кто, чем занимается; в каких ситуациях с кем взаимодействует.)

Для обогащения содержания игр детей мы используем:

·      дидактические игры;

·      просмотр и обсуждение телепередач; чтение, рассматривание и обсуждение познавательных и художественных книг, детских иллюстрированных энциклопедий;

·      рассказы воспитателя детям об интересных фактах и событиях из личного опыта;

·      ситуативные разговоры с детьми;

·      наблюдения за трудом взрослых;

·      встречи с людьми творческих профессий;

·      изготовление предметов и атрибутов для игр;

·      создание коллекций;

·      викторины, сочинение загадок;

·      инсценирование и драматизация отрывков из рассказов, разучивание стихотворений;

·      рассматривание и обсуждение предметных и сюжетных картинок, иллюстраций, игрушек;

·      продуктивная деятельность (рисование, лепка, аппликация, художественный труд).

Целенаправленные наблюдения, экскурсии за пределы группы, знакомят детей с трудом взрослых, способствуют накоплению ярких эмоциональных впечатлений. В ходе экскурсий в дизайнерскую студию, салон сотовой связи, банк дети проявили активность в диалоге, интерес к профессиям. Во время общения с программистом, визажистом, менеджером дети обращали внимание на оформление рабочих мест. В ходе диалога с менеджером салона сотовой связи дети интересовались, какими необходимыми знаниями и умениями должен обладать продавец-консультант.

Воспитательная эффективность ознакомления с трудом зависит не только от того, какой труд наблюдается, но и от того, на какие его стороны направляется внимание детей. При посещении дизайнерской студии дети обратили внимание на общий порядок, тщательно продуманную работу – все инструменты разложены по ячейкам, у каждого инструмента свой домик. Заинтересовало детей и то, что взрослые, с чьим трудом мы знакомились, вовлекали детей в производимый им трудовой процесс, давая им посильные поручения, налаживая элементарное сотрудничество. Когда дети имеют возможность сами активно действовать, то они получают более точные и полные представления о труде взрослых, начинают им подражать. Для усиления эмоционального воздействия на детей используем детскую художественную литературу, энциклопедии.

Проблема формирования положительного отношения детей к труду взрослых, ознакомления с современными профессиями была бы невозможна без участия родителей. Привлекая родителей к совместной деятельности по ознакомлению детей с современными профессиями, мы проводим беседы, привлекаем родителей к изготовлению атрибутов для игр и созданию коллекций, предлагаем посетить совместно с детьми салон сотовой связи, супермаркет, банк, салон красоты и рекомендуем обратить внимание на специфику работы того или иного учреждения.

Особое место в организации сюжетно-ролевых игр занимают беседы и рассказы детей о впечатлениях, полученных, в непосредственном опыте. Важно в ходе беседы помочь детям выделить ситуации для игрового отображения и способствовать активизации игрового воображения.

Организация сюжетно-ролевой игры требует использования соответствующих атрибутов. Здесь поможет коллекционирование – собирание коллекций из предметов, необходимых для игры (например, коллекции рекламных журналов; планировки квартир; фотографии домов и коттеджей для игры «Агентство недвижимости»; коллекции бус, браслетов, колец для игры в «Ювелирный салон»). Этап подготовки к игре включает совместную продуктивную деятельность воспитателя и детей по изготовлению атрибутов для игры (например, изготовление рекламных плакатов, талончиков для лотереи, коллажей и др.).

Совместная продуктивная деятельность может сопровождаться сотворчеством воспитателя и детей по придумыванию разных игровых ситуаций, сценок: например, сценариев праздников, конкурсов, проводимых в «Книжном магазине» для маленьких читателей и др. Сотворчество воспитателя и детей создает условия для перехода от игры в подготовку к игре, к самостоятельной сюжетно-ролевой игре, в которой происходят реализации замыслов и становление новых идей. Для организации сюжетно-ролевой игры «Туристическое агентство» нами созданы коллекции: географических карт, фотографий достопримечательностей, рекламных проспектов туристических агентств, номеров журналов «Вокруг света», железнодорожных и авиабилетов и т.д. Интерес к теме игры мы стимулировали созданием в группе выставки-коллажей «Семейный отдых», выставки сувениров, которые дети привезли из отпуска.

При разыгрывании игровой ситуации «В туристическом агентстве» дети знакомятся с представителями туристической фирмы (директор, менеджер по туризму, кассир). Менеджер предлагает маршруты отдыха, рассказывает, как можно отдохнуть, что интересного можно увидеть на отдыхе, какие развлечения предлагаются туристам во время отдыха и др.

В сюжетно-ролевой игре «Модельное агентство» дети учатся брать на себя различные роли работников модельного агентства: стилисты делают прически и накладывают макияж, модельеры шьют модную одежду и готовят ее к показу, модели учатся красиво ходить по подиуму и демонстрировать дизайнерские работы, рекламный агент активно внедряет рекламу в жизнь, фоторежиссер старается запечатлеть на пленку все важные моменты, журналист берет интервью, кутюрье предлагает к показу свои модели.

Организация содержательных игр на социальные темы требует выделения отношений между людьми, которые являются основой построения сюжета. Так сюжетно-ролевая игра «Салон сотовой связи» способствует отражению в игре элементов социальной действительности. Дети, выступая в роли директора салона – проводят собеседование и набирают персонал; продавцы предлагают клиентам различные телефоны и аксессуары к ним; администратор – находит выход из возникшей ситуации (например, поломка телефона в установленный гарантийный срок, отсутствие необходимой модели, не поступление денег на счет).

Мы считаем, что знакомство детей с трудом взрослых это не только средство формирования системных знаний, но и значимое социально-эмоциональное средство приобщения к миру взрослых, приобретение детьми опыта общения с людьми.

Таким образом, формирование представлений дошкольников о труде и профессиональной деятельности взрослых – необходимый процесс, которым управляет воспитатель, используя в своей деятельности, свойственные дошкольному возрасту, в том числе сюжетно-ролевую игру.

 

Литература:

1. Бондаренко А.К., Матусик А.И. Воспитание детей в игре. - М.: Просвещение, 1983.

2. Вахрушев А.А., Кочемасова Е.Е. Здравствуй мир! - Изд.: Баласс, 2006.

3. Краснощекова Н.В. Сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного возраста. - 4-е изд. - Ростов-н-Д.: Феникс, 2006.

4. Крулехт М.В. Дошкольник и рукотворный мир. - СПб.: Детство-Пресс, 2003.

5. Мулько И.Ф. Развитие представлений о человеке в истории и культуре. Методическое пособие для ДОУ. 2-е изд. - М.: ТЦ Сфера, 2009.

6. Солнцева О.В. Дошкольник в мире сюжетно-ролевых игр. Сопровождение сюжетных игр детей. - Изд.: «Речь», 2010.

7. Шорыгина Т.А. Профессии, какие они. - М.: Изд.: Гном и Д, 2010.

 

. . . . .