Журнал "1 сентября"

Педагогические и образовательные статьи
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрация СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 77018 от 06.11.2019г. Смотреть

Регистрация периодического издания: ISSN 2713-1416 Смотреть

         
kn publ 1   kn publ 2   kn publ E
         
         
kn publ 5   kn publ 3   kn publ 4
         

Особенности участия обучающихся в работе школьной службы примирения

Дата публикации: 2020-12-02 16:22:22
Статью разместил(а):
Вебер Ольга Андреевна

Особенности участия обучающихся в работе школьной службы примирения

Автор: Вебер Ольга Андреевна

МАОУ "СШ г. Липецка "Лингвист"

 

Аннотация: Школьная служба примирения – это  служба, осуществляющая работу с конфликтными ситуациями, возникающими внутри школы, ее можно назвать одной из форм подросткового самоуправления, позволяющей передать подросткам ответственность за собственные отношения и конфликты.

Ключевые слова: школьная служба примирения, медиация.

Тематическая рубрика: Общая педагогика. 

 

Значительную часть дня дети проводят в школе. Неизбежно, что отношения между учениками складываются по-разному и подчас приводят к возникновению конфликтных ситуаций. Некоторые конфликты являются серьезными и требуют вмешательства не только педагогов, но и правоохранительных органов.

От реакции на конфликт администрации, учителей, одноклассников и родителей зависят как дальнейшие отношения между учениками, так и психологический климат в школе в целом.

В современных условиях разрешение конфликта сопровождается зачастую наложением на провинившегося лишь формальных обязательств, что по большей части приводит к осознанию подростками безнаказанности собственного девиантного поведения и его рецидиву, а восстановительный подход помогает провинившемуся осознать последствия совершенного им проступка, предпринять шаги к примирению с потерпевшим, почувствовать раскаяние, получить прощение. 

С детскими и подростковыми конфликтами в нашей школе медиаторами работают подготовленные ученики 8 -10 классов (при поддержке взрослого куратора). Это важно, поскольку:

• подростки лучше знают ситуацию в школе и говорят со сверстниками «на одном языке»;

• ровесникам больше доверяют и расскажут то, что не доверят взрослому;

• работа в качестве медиатора меняет подростков, поскольку им нужно понимать разные точки зрения, проявлять терпимость и уважение, помогать слышать друг друга и договариваться;

• это элемент настоящего самоуправления, в котором часть полномочий взрослых (по разрешению конфликта) передается детям.

Школьная служба примирения как команда взрослых и обучающихся стремится:

· при конфликте перевести общение в русло конструктивной коммуникации;

· реализовать совместную деятельность по улучшению школы как элемент самоуправления;

· строить процесс воспитания на основе коммуникации и взаимопонимания, обращаться к таким ценностям как справедливость и ответственность;

· дать возможность существующим в школе сообществам понять друг друга и увидеть в каждом человека, исходя из личностных, а не ролевых отношений, разрешить конфликтную ситуацию конструктивным способом;

· снизить уровень агрессивности в школьном сообществе.· 

С конфликтными ситуациями между родителями, учителями в ШСП работают только взрослые медиаторы.

Выделены следующие принципы службы примирения:

- Добровольность участия в деятельности службы: согласие на участие ребенка в процедуре медиации и обучение медиаторов дают родители в письменном виде. Очень важно тщательно проработать этот вопрос с родителями, чтобы они поняли функцию ШСП и дали свое согласие.

- Внимание к потребностям всех участников образовательного процесса (учеников, учителей, родителей, администрации и т.д.).

- Наличие подготовки по конфликтологии. Медиатору необходимо научиться вступать в контакт с людьми; определять их нужды; создавать условия для восстановления способности людей понимать друг друга и договариваться о приемлемых для них и общества вариантах решения конфликта; способствовать мирному разрешению ситуации. Для развития этих навыков  мы приглашаем психолога с тренингами, благодаря которым школьники могут:

   - Лучше понять психологию конфликтующих.

   - Преодолевать стресс после разрешения конфликтов.

   - Развивать качества личности для конструктивного разрешения конфликтов.

   - Формировать эффективные стратегии поведения, осознания собственных границ и возможностей в общении и ситуации конфликта.

   - Оценивать проблемные ситуации и принятие решений.

Условия, при которых ситуация конфликтная может быть рассмотрена школьной Службой примирения.

1) Стороны признают свое участие в конфликте (но не обязательно признают свою неправоту) и стремятся ее разрешить.

2) Стороны психически здоровы (поскольку в противном случае они не могут брать на себя ответственность за свои поступки).

3) Информация о ситуации на время рассмотрения службой не будет передана в другие структуры (совет по профилактике, обсуждение на классном часе и т.п., КДН).

Возможности педагогов в развитии восстановительной культуры школы.

1. Передавать сложные конфликты в службу примирения.

2. Самим педагогам необходимо осваивать восстановительные практики и коммуникативные техники. Особенно это важно для учителей начальных классов, где их авторитет высок и, чаще всего, сами учителя выступают медиаторами в своих классах.

3. Дополнять воспитательную работу элементами восстановительных практик.

Поскольку именно взрослые, в том числе педагоги, формируют у обучающихся модель поведения и разрешения конфликтов в школе, важно, чтобы взрослые осознанно поддерживали инициативу обучающихся и участвовали вместе с ними в построении новой традиции реагирования на сложные ситуации в школьном коллективе. Школьная служба примирения, опирающаяся в своей деятельности на принципы восстановительного подхода, и поддерживающие ее взрослые являются важнейшей частью школьного сообщества, проводниками новой традиции медиации.

Задачи взрослых:

1. Разрешать разнонаправленные конфликты, возникающие на территории образовательного учреждения.

2. Вести просветительскую работу среди коллег и родителей.

3. Обеспечивать формирование и обучение «групп равных» (программа обучения «групп равных»).

4. Координировать действия участников «групп равных» в их работе по распространению знаний о медиации и основ позитивного общения среди обучающихся.

5. Обеспечивать супервизию и помощь при разрешении участниками «групп равных» конфликтов между сверстниками, а также принимать участие в роли сомедиатора при разрешении конфликтов между взрослыми и обучающимися.

6. Использовать медиативный подход в работе с обучающимися из неблагополучных семей, в рамках программы по безнадзорным и беспризорным детям, в качестве профилактической работы, работы по воспитанию культуры конструктивного поведения в конфликте, созданию условий для выбора ненасильственных стратегий поведения в ситуациях напряжения и стресса.

7. Обеспечивать применение медиативного подхода, метода позитивного  общения в рамках коррекционной работы с несовершеннолетними правонарушителями.

8. Использовать медиативный подход и позитивное общение как основу для сохранения межпоколенческой коммуникации и возможность преемственности общечеловеческих духовно-нравственных ценностей.

Чем служба примирения может помочь школьникам.

1. Научиться конструктивно, общаться со сверстниками и взрослыми.

2. Научиться убеждать других словами, а не силой.

3. Участвовать в интересной «взрослой» и общественной полезной деятельности.

4. Научиться конструктивно выходить из конфликта, ссоры, обиды, чтобы конфликты не перерастали в правонарушения.

5. Школьникам, пострадавшим от правонарушений, почувствовать себя в безопасности и поверить, что справедливость восстановлена и нет враждебности и угрозы со стороны других ребят.

6. У детей – обидчиков в ходе медиации появляется возможность понять другую сторону, помириться, проявить раскаяние. Посильно возместить причинённый вред, принести извинения и услышать слова прощения. Осознать причины своего поступка и понять, что нужно делать, чтобы в дальнейшем не причинять вред другим людям.

Перед службой и куратором стоят вопросы командообразования, проектирования службой своего места в школе и своего развития. Каждая команда службы примирения решает, с какими ситуациями работает служба, откуда получает информацию (от социального педагога, заместителя директора, из ящика обращений, от сверстников и пр.) и как при этом соблюдается конфиденциальность, что происходит в случае успешного примирения сторон, какая информация сообщается администрации, какая ведется документация, в каком помещении и в какое время проводятся программы, как служба примирения взаимодействует с КДН и педсоветом, что и как сообщает о себе окружающим (реклама), как происходит завоевание высокого статуса. Все это закреплено в положении о службе примирения.

Куратор службы организует: отбор кандидатов в службу, их обучение, направление информации о конфликтах из администрации в достаточном количестве, супервизию, обсуждение со школьниками этических вопросов работы ведущего, составление отчетов,  взаимодействие на межшкольном уровне, конференции. Желательно, чтобы в среднем каждая пара раз в месяц работала со случаем, т.е. д.б.около 4-5 ситуаций в месяц. Причем ситуации не обязательно должны быть сложными, могут быть и простыми.

В период становления службы примирения в образовательном учреждении необходима организация обучения старшеклассников проведению программ примирения участников конфликтов (программа обучения «групп равных»). Занятия могут проводить специалисты, сами прошедшие обучение.

Обученные медиации школьники будут периодически выбывать (оканчивать школу, менять местожительство и т.д.) из группы, и для поддержания службы примирения в рабочем состоянии необходимо проводить такое обучение ежегодно. Примерная последовательность действий на данном этапе работы с обучающимися включает следующие этапы:

а) Обучающий этап  – теоретический курс по методам эффективного взаимодействия и урегулирования конфликтов и технологии работы посредников.

б) Тренировочный этап– включает приобретение опыта деятельности посредниками по реализации этапов проведения программ примирения (тренинговые занятия по проведению программ примирения между жертвой и обидчиком).

в) Практический этап заключается в практической работе по проведению программ примирения. Школьники-медиаторы (в парах) помогают разрешить конфликтную ситуацию младшим школьникам.

Медиаторы самостоятельно проводят ознакомительную работу со случаем, т.е. узнают у взрослого краткую информацию о происшедшем и общие сведения об участниках конфликта, встречаются со сверстниками с предложением принять участие в процедуре примирения, проводят предварительные встречи. Куратор вместе с ними обсуждает и анализирует каждую встречу, помогает спланировать дальнейшую работу, совместно выстраивают примирительную встречу. Постепенно доля самостоятельности обучающихся возрастает.

Таким образом, обучающиеся-медиаторы занимаются под руководством взрослого куратора, который следит за порядком и помогает в сложных ситуациях, выходящих за пределы их компетенции.

Для решения задачи просвещения всех участников образовательного процесса возможно проведение PR-компании, которая включает в себя несколько рекламных акций:

• подготовка и демонстрация фильма о школьных конфликтах, интервьюирование, опрос общественного мнения.

• организация «хождения в народ» (выступления медиаторов во всех классах с рассказом о своей миссии; раздача информационных листовок с рекламой «Школьной службы примирения»). Для большей наглядности возможно изготовление стенгазеты с кратким и красочным описанием функций ШСП;

• проведение Дня школьной службы примирения с участием всех медиаторов (с презентацией логотипа и формы службы), на которой проводится представление службы и программ примирения. 

Большое внимание должно быть уделено проведению просветительской и профилактической работы, информация доводится до сведения участников образовательного процесса через информационный стенд, службы примирения и школьный сайт. Куратор доводит необходимую информацию до классных руководителей через МО классных руководителей, готовит информацию о профилактической работе с «трудными детьми», разрешением конфликтных ситуаций, о способах разрешения конфликтных ситуаций в ученическом коллективе с помощью восстановительных технологий. 

Медиаторы могут организовать и провести следующие мероприятия:

- классные часы для старшеклассников «Давайте знакомиться», для малышей «Дружба - это не работа!»;

- семинар «Конфликты и стили их разрешения» для старшеклассников;

- разработать буклеты для учеников школы «Давайте жить дружно!», «Как распознать конфликт на ранней стадии?», «Знакомтесь – это мы ШСП».

- принять е участие во Всероссийском дне правовой помощи детям.

- выступить на радио.

Медиаторы нашей школы встречаются с судьями. Так старшеклассники имеют возможность узнать о работе судьи, показать то, чему они научились на занятиях школьной службы примирения, когда они выступали в роли медиаторов.

Участие ребят в разрешении конфликтов положительно влияет и на них самих. По словам учителей, они становятся ответственнее и взрослее. Эта деятельность сближает ребят и учителей, которые начинают относиться к социальному пространству школы как к объекту своей заботы.

Кроме того, участие школьников в разрешении их конфликтов является важным аспектом школьного самоуправления и проявления подростковой инициативы, гражданской ответственности, что чрезвычайно важно в современных условиях.

 

. . . . .