Журнал "1 сентября"

Педагогические и образовательные статьи
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрация СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 77018 от 06.11.2019г. Смотреть

Регистрация периодического издания: ISSN 2713-1416 Смотреть

         
kn publ 1   kn publ 2   kn publ E
         
         
kn publ 5   kn publ 3   kn publ 4
         

Модернизация содержания предмета «Физическая культура»

Дата публикации: 2020-10-23 10:53:37
Статью разместил(а):
Саражаков Александр Яковлевич

Модернизация содержания предмета «Физическая культура»

Автор: Саражаков Александр Яковлевич

МБОУ «Копьёвская сельская СОШ»

 

Аннотация: В статье рассмотрены условия, приёмы повышения мотивации у обучающихся к регулярным занятиям физической культурой и привитие здорового образа жизни, разработано открытое мероприятие «Весёлые старты». 

 

Ведущая цель в деятельности учителя - подготовка школьников к здоровому образу жизни, обеспечение у учащихся мотивации к регулярным занятиям физической культурой и ведению здорового образа жизни через реализацию концепции модернизации содержания и технологий преподавания предмета «Физическая культура».

В 2019 году принята концепция преподавания учебного предмета «Физическая культура» в образовательных организациях Российской Федерации, реализующих основные общеобразовательные программы.

Целью данной концепции является создание условий для обеспечения высокого качества преподавания учебного предмета «Физическая культура», повышения его воспитательного и оздоровительного потенциала в образовательных организациях на основе модернизации системы физического воспитания в соответствии с социальными запросами общества и перспективными задачами развития Российской Федерации в современном мире.

Задачи Концепции: 

- модернизация содержания учебного предмета на основе взаимосвязи учебной и внеурочной деятельности, а также дополнительного образования, с учетом новых методов обучения и воспитания, образовательных технологий; 

- совершенствование учебно-методического обеспечения и материально-технического оснащения учебного предмета; 

- обеспечение условий для приобретения обучающимися базовых умений и навыков, способствующих повышению личных показателей физического развития, физической подготовленности, освоению широкого социального спектра универсальных компетенций, необходимых для выполнения различных видов деятельности, выходящих за рамки физкультурного образования; 

- расширение базы информационных ресурсов, необходимых для реализации образовательных программ, технологического инструментария деятельности обучающихся и педагогических работников; 

- развитие кадрового потенциала в сфере физической культуры; 

- повышение у обучающихся мотивации к регулярным занятиям физической культурой и формирование навыков здорового образа жизни.

Здоровьесберегающие образовательные технологии – это многие из знакомых большинству педагогов психолого-педагогические приемы, методы, технологии, которые не наносят прямого или косвенного вреда здоровью. Здоровье и здоровый образ жизни пока не занимают первые места потребностей человека нашего общества. Но в соответствии с Законом “Об образовании в РФ” именно здоровье школьников относится к приоритетным направлениям государственной политики в сфере образования.

В учебном плане есть только один предмет, который может в определённой мере компенсировать отрицательное влияние интенсификации учебного процесса: возрастание гиподинамии, снижение двигательной активности учащихся – это предмет “Физическая культура”. Поэтому перед каждым учителем физической культуры возникают вопросы:

1. Как организовать деятельность школьников на уроке, чтобы дать каждому ученику оптимальную нагрузку с учётом его подготовленности, группы здоровья?

2. Как развивать интерес учащихся к урокам физкультуры, потребность в здоровом образе жизни, учитывая появление более сильных интересов в жизни школьников?

3. Как сделать привлекательным урок физкультуры для всех детей? Как достичь на уроке оптимального сочетания оздоровительного, тренировочного, образовательного компонентов физкультурной деятельности?

4. Как сделать, чтобы предмет “Физическая культура” оказывал на школьников целостное воздействие, стимулируя их сознательное саморазвитие, самосовершенствование, самореализацию?

При решении этих вопросов возникают противоречия.

С одной стороны – учителю физической культуры в процессе своей деятельности необходимо учитывать многофункциональность урока, с другой – повышение требований к его здоровьесберегающей направленностью, высокий уровень требований к физической подготовленности выпускников, снижение интереса к урокам физической культуры.

Подготовка к здоровому образу жизни ребенка на основе здоровьесберегающих технологий должна стать приоритетным направлением для детей школьного возраста. Для достижения целей здоровьесберегающих технологий необходимо учитывать следующие условия:

· Первое условие оздоровления это создание на уроках физической культуры гигиенического режима.

· Второе – использование оздоровительных сил природы, которое оказывает существенное влияние на достижение целей здоровьесберегающих технологий на уроках. Проведение занятий на свежем воздухе способствует активизации биологических процессов, повышает общую работоспособность организма, замедляет процесс утомления и т.д.

· Самым важным условием является обеспечение оптимального двигательного режима на уроках физической культуры, который позволяет удовлетворить физиологическую потребность в движении, способствует развитию основных двигательных качеств и поддержанию работоспособности на высоком уровне в течение всего учебного дня, недели и года.

Только комплексное использование этих средств поможет решить задачу оздоровления.

Нельзя насильно заставить всех школьников заниматься физической культурой и своим здоровьем, для этого нужны определенные стимулы, мотивы.

Для создания условий мотивации к занятиям физической культурой мы используем:

1. Виды нетрадиционных уроков. На уроках делим детей на группы, в группах ослабленных детей следуем принципам и нормам предоставления детям таких упражнений, которые способствуют снятию умственного напряжения, исключаем длительные статические нагрузки. Используем физические упражнения, которые направлены не только на физическое развитие детей, но и на достижение  лечебно-воспитательного эффекта (корригирующие, коррекционные упражнения). Например, ходьба по лестнице, гимнастическим палкам, канату укрепляет и развивает мышцы стопы и предупреждает развитие плоскостопия. Упражнения со скакалкой и обручем содействуют формированию правильной осанки, благотворно действуют на сердечно-сосудистую и дыхательную системы.

2. Комбинируем игровой, соревновательный и круговой метод. Применяя тот или иной метод, учитываем возрастные особенности учащихся, не допускаем переутомления, направляем их действия и контролируем нагрузку. С целью полного и точного описания техники упражнений для наглядности показываем последовательность действий. Применяем методы разбора упражнений, подсказываем, помогаем выполнять, но при этом учитываем физическое развитие и уровень физической подготовленности ребёнка. Мы уверены, что методы убеждения и поощрения оказывают на детей особое воздействие.

3. Валеологическое просвещение учащихся и их родителей.

На родительских собраниях и в личных беседах с родителями ставятся вопросы, связанные с состоянием здоровья, условиями его сохранения и укрепления, о профилактике заболеваний, о необходимости полноценного питания. Включаем родителей в процесс обсуждения проблем. Профилактика гиподинамии во многом зависит и от позиции семьи к данной проблеме. Именно поэтому уделяется большое внимание на привлечению семей в различные мероприятия внеурочной деятельности.

На уроках практикуем беседы о здоровом образе жизни. При выполнении различных упражнений объясняем детям значение каждого из них. С целью более наглядного представления о здоровом образе жизни используем компьютерные презентации. Это особенным образом стимулирует познавательную активность учащихся, повышает интерес к теме, способствует усвоению основных правил соблюдения здорового образа жизни.

Именно на интересе детей к занятиям необходимо строить уроки, тем самым, формируя навыки и умения, обеспечивающие мотивацию к здоровому образу жизни. На уроках стараемся создать такие условия, чтобы у ребенка “появился аппетит” заниматься физической культурой и спортом, чтобы он понял полезность движений для своего здоровья.

Но только лишь на уроках физической культуры мы не сможем решить проблему организации физической активности учащихся, профилактику гиподинамии. И здесь большую роль играют внеклассные формы физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы. В нашей школе  работают спортивные секции: волейбол, хоккей с мячом, по курсу внеурочной деятельности  включены баскетбол, настольный теннис и, дополнительно, волейбол. 

К общепринятым контрольным тестам, предлагаемым программой, добавляются тесты, которые проводятся каждую четверть. Тесты направлены на развитие основных двигательных качеств: гибкость, выносливость, сила, скорость, координационные способности. По данным тестирования выделяются группы учащихся, нуждающихся в корректировке, с ними проводится коррекционная работа. Для этого разрабатываются комплексы упражнений, направленных на развитие недостающих физических качеств.

Многие учащиеся стараются улучшить свои результаты.

Работа с учетом принятой концепции позволяет:

- повысить успеваемость по предмету.

- повысить динамику роста физической подготовленности учащихся.

- повысить интерес учащихся к занятиям физической культурой и мотивацию к соблюдению здорового образа жизни.

Для создания условий мотивации к занятиям физической культурой и спортом, а также  мотивации к соблюдению здорового образа жизни, необходимо  улучшение материальной базы. С этой же целью следует проводить спортивные соревнования по  различным видам спорта  в несколько этапов,  организовывать посещения соревнований  мастерами спорта.

 

Сценарий проведения игры "Весёлые старты" для младших школьников

Задачи:

1. Пропаганда здорового образа жизни.

2. Развитие личности ребенка на основе овладения физической культурой.

3. Воспитание чувства коллективизма, товарищества, взаимовыручки, творческого мышления.

Инвентарь: 2 кегли, 2 скакалки, 2 мяча, 2 теннисных ракетки и 2 теннисных мяча, 2 эстафетные палочки, мел, канат.

Музыкальное сопровождение: «Моя Россия».

Ведущий:

Помериться силой,

Побегать, попрыгать

Зовём на площадку друзей.

Весёлые старты вас ждут

На площадке,

Спешите сюда поскорей.

Команды, прошу занять места!

Первый конкурс: «Визитная карточка». Все команды подготовили название и девиз.

Как известно, для проведения соревнований необходима судейская коллегия. Сегодня судить встречу команд  будут ...

Пусть жюри весь ход сраженья

Без промашки проследит.

Кто окажется дружнее,

Тот в бою и победит.

Ведущий: Мы начинаем соревнования. В каждой эстафете определяется конкретный победитель. За победу команда получает 1-ое  место, за поражение  2-ое место. Победитель соревнований определяется по наименьшему количеству набранных очков. В случае равенства очков победитель определяется по дополнительному конкурсу «Перетягивание каната». За нарушения очки могут сниматься.

Дети! Слушайте сейчас

Олимпийский мой наказ:

Соревнуйтесь в дружбе, мире,

Места нет у нас задире.

Маленьких не обижать.

Что же, можем начинать.

Второй конкурс – Эстафета «Я, ты, мы».

Команды выстраиваются в шеренги. Первые члены команды бегут, огибая свою кеглю. Когда участник добегает обратно до команды, за него цепляется следующий, они бегут вдвоем и т.д. Побеждает та команда, которая раньше заканчивает эстафету.

Чтобы прыгать научиться

Нам скакалка пригодится

Будем прыгать высоко

Как кузнечики – легко.

Третий конкурс – эстафета «Самый быстрый».

Скакалки разложены на половине расстояния до кегли. Участник бежит до скакалки, делает на скакалке 3 прыжка, бежит до кегли, возвращается обратно и передает эстафету следующему участнику.

Четвёртый конкурс – эстафета «На одной ноге».

Прыжки до ориентира (кегли) на одной ноге, после сменяем ногу – на другой ноге бегут до команды, передают эстафету.

Пятый конкурс – эстафета «Кенгуру».

Зажав между ногами (выше колен) мяч, двигаться прыжками вперёд до ориентира и обратно. Вернувшись, передать эстафету следующему игроку. Если мяч упал на пол, его нужно подобрать, вернуться на то место, где мяч выпал, зажать ногами и только тогда продолжить эстафету.

Ведущий: А теперь пусть команды немного отдохнут. Мы же со зрителями и болельщиками будем читать стихи. Я буду читать, а вы, где нужно, мне дружно помогайте.

1. Я начну, а вы кончайте,

Дружно хором отвечайте.

Игра веселая футбол,

Уже забили первый ... (гол).

2. Вот разбежался сильно кто-то

И без мяча влетел ... (в ворота).

3. А Петя мяч ногою хлоп

И угодил мальчишке ... (в лоб).

4. Хохочет весело мальчишка,

На лбу растет большая ... (шишка).

5. Но парню шишка нипочем,

Опять бежит он за ... (мячом).

Ведущий: Я думаю, команды немного отдохнули, и мы продолжим эстафеты.

Если хочешь стать умелым,

Сильным, ловким, смелым,

Научись любить скакалки,

Обручи и палки.

Никогда не унывай,

В цель мячами попадай.

Шестой конкурс – эстафета «Самый меткий»

На расстоянии от команд стоят кегли. Игроки по очереди пытаются попасть в кеглю мячом.

Седьмой  конкурс – «Эстафета с волейбольным мячом».

Ведение мяча до ориентира (кегли), обратно бегом мяч зажат коленями.Если мяч упал на пол, его нужно подобрать, вернуться на то место, где мяч выпал, зажать ногами и только тогда продолжить эстафету.

Восьмой  конкурс – эстафета «Яичница».

А сейчас нужно немного подкрепиться. Мы будем готовить яичницу. Наш следующий конкурс так и называется «Яичница». Участвуют все члены команды. Задача участников – добежать до определенного места, неся на ракетке шарик, и вернуться обратно, передавая эстафету следующему участнику.

Задача успеть приготовить яичницу раньше других, т.е. завершить дистанцию.

Ведущий: Дадим участникам возможность набраться сил для последнего этапа, а мы с болельщиками в это время будем отгадывать загадки.

1. Не похож я на коня,

А седло есть у меня.

Спицы есть, они, признаться,

Для вязанья не годятся.

Не будильник, не трамвай,

А звоню я, то и знай. (Велосипед)

2. Сижу верхом не на коне,

А у туриста на спине. (Рюкзак)

3. По пустому животу

Бьют меня — невмоготу!

Метко сыплют игроки

Мне ногами тумаки. (Футбольный мяч)

4. Не пойму, ребята, кто вы?

Птицеловы, рыболовы?

Что за невод во дворе?

Не мешал бы ты игре!

Ты бы лучше отошел,

Мы играем в ... (пионербол).

5. Когда весна берет свое

И ручейки бегут звеня,

Я прыгаю через нее,

Ну, а она — через меня. (Скакалка)

6. Ног от радости не чуя,

С горки снежной вниз лечу я!

Стал мне спорт родней и ближе.

Кто помог мне в этом (Лыжи)

7. Взял дубовых два бруска,

Два железных полозка.

На бруски набил я планки.

Дайте снег! Готовы ... (Санки)

Ведущий: А мы продолжаем и переходим к следующему испытанию.

Девятый конкурс – эстафета «Прыжки в длину»

Первый участник встает на линию старта и совершает прыжок с места в длину. Проводим черту по носкам обуви прыгающего. Следующий участник, не заступая черты, тоже совершает прыжок в длину. Таким образом, вся команда совершает один коллективный прыжок. Самый длинный командный прыжок – победный.

Десятый конкурс – Блиц-турнир. Та команда, которая ответит на большее количество вопросов получает 1 очко, другая 2 очка. Отвечаем по очереди.

1. Любимая зимняя игра мальчишек. (Хоккей)

2. Зимняя спортивная площадка. (Каток)

3. То, во что забивают гол. (Ворота)

4. Главный человек на спортивной площадке. (Судья)

5. Куда забрасывают баскетбольный мяч? (В кольцо)

6. Через что перебрасывают мяч в волейболе или пионерболе? (Через сетку)

Ведущий:

Чтоб проворным стать атлетом

Вам, напоследок – эстафета!!!

Будем бегать быстро, дружно

Победить вам очень нужно!

Одиннадцатый  конкурс – «Эстафетная палочка»

Каждый участник бежит до ориентира и обратно, передавая эстафетную палочку.

Ведущий.

Вот и закончился наш праздник. Все участники команд показали свою ловкость, силу, быстроту. А главное – получили заряд бодрости и массу положительных эмоций! Дорогие ребята, вы сегодня отлично соревновались, а ваши болельщики прекрасно за вас болели и это, несомненно, придавало вам сил.

Провели мы состязанья

И желаем на прощанье

Всем здоровье укреплять,

Мышцы крепче накачать.

Всем ребятам мы желаем

Не стареть и не болеть,

Больше спортом заниматься

И учёбу одолеть.

 

. . . . .