Журнал "1 сентября"

Педагогические и образовательные статьи
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрация СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 77018 от 06.11.2019г. Смотреть

Регистрация периодического издания: ISSN 2713-1416 Смотреть

         
kn publ 1   kn publ 2   kn publ E
         
         
kn publ 5   kn publ 3   kn publ 4
         

Обеспечение информационно-психологической безопасности обучающихся в сети Интернет

Дата публикации: 2020-10-12 10:42:38
Статью разместил(а):
Куликова Ольга Васильевна

Обеспечение информационно-психологической безопасности обучающихся в сети Интернет

Автор: Куликова Ольга Васильевна

ГАПОУ РО «РКРСТ «Сократ», г. Ростов-на-Дону

 

Аннотация: Статья посвящена проблеме обеспечения информационно-психологической безопасности обучающихся в сети Интернет. Анализируется общее состояние информационно-психологической безопасности в России. Приводятся факты «за» использование интернета в образовательной среде современной школы. Отмечается, что современный учебный процесс осуществляется при активном поиске информации школьниками в интернете. Наряду с этим описываются психологические «угрозы», которые несет в себе бесконтрольное пользование школьниками компьютерных сетей.

Ключевые слова: образовательная среда, информационно-психологическая безопасность.

Тематическая рубрика: Общепедагогические темы.

 

Под информационно-психологической безопасностью понимается состояние защищенности отдельных лиц и (или) групп лиц от негативных информационно-психологических воздействий и связанных с этим иных жизненно важных интересов личности, общества и государства в информационной сфере. Информационная сфера представляет собой совокупность информации, информационной инфраструктуры, субъектов, осуществляющих сбор, распространение и использование информации, а также системы регулирования возникающих при этом общественных отношений. Как и какими средствами можно обеспечить информационно-психологической безопасность.

Средства массовой информации - телевидение, радио, Интернет, многочисленные печатные издания - ежедневно обрушивают на нас лавину самой различной информации, интересной, познавательной и негативной, внушающей порой страх за нашу жизнь и жизнь наших близких. Не каждый человек может с этим справиться.

В современном мире на первом месте среди источников информации находится телевидение, которое обладает неограниченными возможностями информационного воздействия. Зрительный (визуальный) канал является ведущим каналом получения информации из внешнего мира, более 90% информации получаем мы с его помощью. Десятки европейских, в том числе и русскоязычных, телевизионных каналов и радиостанций в своих выпусках новостей в первую очередь извещают нас о новых человеческих трагедиях и гибели десятков, сотен, а то и тысяч людей, связанных с природными катаклизмами, терактами, техногенными катастрофами и авариями. Политические комментаторы постоянно делают мрачные прогнозы на будущее. Журналисты смакуют жуткие сенсационные подробности различных преступлений.

Никто не спорит, что появление компьютера – одно из важнейших достижений ХХ века. Современные компьютерные технологии позволяют знакомиться с мировыми культурными ценностями, пользоваться электронной почтой, получать разнообразные интересующие человека сведения. Компьютер стал в нашей жизни необходимым инструментом получения информации. Но надо научиться правильно пользоваться этим инструментом, чтобы он приносил благо, а не вред.

В настоящее время наблюдается колоссальный рост эффективности средств информационного воздействия на психику людей и общественное сознание. Современные и перспективные информационные технологии и средства позволяют практически неограниченно контролировать и управлять информационным воздействием на общественное сознание.

В настоящее время именно информационное воздействие на человека и общество выходит на первый план. Развитие информации и, как следствие, развитие техники и технологий накладывают значительный отпечаток на внутренний и внешний мир человека. Средства массовой информации формируют сознание массового человека нашего времени.

Информационно-психологической безопасность детей – это состояние защищенности детей, в котором минимизирован риск причинения информационно-психологического вреда здоровью детей, их духовному, нравственному, физическому и психическому развитию. Информационно- психологическая безопасность является частью общей психологической безопасности образовательной среды. А «цель психологической безопасности — обеспечение здоровья, психического и физического для всех субъектов образовательной среды.

На современном этапе развития общества компьютер стал для школьника и «товарищем» и «подмогой» и «наставником». Однако для психически неустойчивых школьников Интернет представляет угрозу, отрицательно влияющей на физическое, моральное, духовное здоровье детей. Поэтому необходимо все усилия направить на просвещение, обучение школьников и их родителей безопасному и ответственному поведению в Интернете. Современная система среднего образования ориентирована на обучение школьников учебным и общекультурным навыкам обращения с информацией, способам и средствам её обработки. Знания, приобретенные учащимися при использовании средств телекоммуникаций, творческое самовыражение, критическое мышление, правильно организованный информационный процесс, информационная безопасность - приводят к созданию информационной культуры. Дети постоянно нуждаются в информационной связи с социальной средой, в постоянном пополнении и обновлении информации об окружающем мире – это важнейшее условие нормальной жизнедеятельности ребенка.

Интернет или глобальная сеть - на сегодняшний день для многих школьников является основным источником информации. Гуманизация образования также требует обеспечения обучающихся доступной информацией по всех возможным для них актуальным вопросам. Именно с помощью Интернета у школьника есть возможность оперативно получить необходимую информацию, документы, которые сложно найти где-либо ещё, различные видео- и фотоматериалы.

Используя Интернет можно:

- получить доступ к различным электронным библиотекам, справочникам (географическим, специальным, адресным и т.п.), словарям;

- передавать и принимать сообщения, документы, тексты, аудио-, фото- и видеоматериалы, быть в курсе последних новостей;

- изучать дистанционно иностранные языки, информатику и другие предметы;

- участвовать в обучающих викторинах, олимпиадах, конкурсах, телеконференциях, научных объединениях;

- создавать собственные сайты;

- использовать электронную почту;

- загружать на компьютер нужную информацию, обучающие программы и т.п.

Информационно образовательная среда Интернета мотивирует к расширению и углублению знаний ученика, к самостоятельной и творческой работе при решении учебных задач. Важно, чтобы школьник чувствовал себя гражданином мира, мог общаться со сверстниками из других городов и стран, с интересными людьми. Компьютерные и интернет-технологии дистанционного образования меняют учебный процесс, требуют постоянной работы учителей с интернет- ресурсами и активного участия ученика как исследователя. Однако интернет таит в себе много угроз, с которыми дети могут столкнуться, находясь в «бескрайнем» киберпространстве, поэтому учителям и родителям нужно контролировать информацию, доступ к которой получает школьник.

Увлечение компьютерными играми, которое широко охватило современную молодежь, вызывает особую тревогу. Дети и подростки скачивают беспрепятственно из ресурсов Интернета игры агрессивного характера, играют между собой через сеть в он-лайн-режиме. Молодежь с еще не окрепшей психикой подвергается особой опасности воздействия на них виртуальной реальности, создаваемой такими играми. Из-за вовлечения в игру подростки и дети могут потратить большое количество времени, просиживая за компьютером. Таким образом, они «выпадают» из социума, становятся апатичными и пассивными к реальной жизнедеятельности общества.

Никто не спорит, что появление компьютера – одно из важнейших достижений ХХ века. Современные компьютерные технологии позволяют знакомиться с мировыми культурными ценностями, пользоваться электронной почтой, получать разнообразные интересующие человека сведения. Компьютер стал в нашей жизни необходимым инструментом получения информации. Но надо научиться правильно пользоваться этим инструментом, чтобы он приносил благо, а не вред.  Школа, в которой есть Интернет, гордится подключением к глобальной сети. Интернет может изменить процесс обучения. Доступ к образованию стал более демократичным. Одинаковые возможности имеют и частная школа в столице, и школа в глубинке при использовании компьютерной техники, средств доставки информации, Интернета. Социальные сети устраняют межличностные преграды, предоставляют неограниченные возможности общения, позволяют людям объединиться для решения различных проблем, осуществления задуманных проектов, идей, претворить их в жизнь.

В тоже время виртуальный мир, иллюзия вседозволенности в социальной сети ведут к психологическим проблемам, уходу от реальной жизни, физическому и психическому истощению. В Интернете, в социальной сети, школьник должен вести себя и общаться осторожно. Задумываясь о серьёзности своего поведения в социальной сети, каждый человек может сделать нашу жизнь комфортной и безопасной. Формирование медиа-грамотности учащихся и их родителей обеспечит информационную безопасность работы в Интернете и защитит наших детей от возможной опасности.

 

Список литературы: 

1. Березина Т.Н. Об эмоциональной безопасности образовательной среды. // Психология и психотехника. 2013.

2.Ратинер Т.Г. Информационно-психологическая безопасность школьников при работе в интернете // Современное образование. – 2014. – № 1.

3. Галицкий Е.Б. Опросы «Интернет в России». 2002.

 

. . . . .