Журнал "1 сентября"

Педагогические и образовательные статьи
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрация СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 77018 от 06.11.2019г. Смотреть

Регистрация периодического издания: ISSN 2713-1416 Смотреть

         
kn publ 1   kn publ 2   kn publ E
         
         
kn publ 5   kn publ 3   kn publ 4
         

Коммуникативная направленность в изучении английского языка

Дата публикации: 2020-07-30 20:44:47
Статью разместил(а):
Мазманян Гоар Арсеновна

Коммуникативная направленность в изучении английского языка

Автор: Мазманян Гоар Арсеновна

МБОУ «Школа № 1», г. Балашиха, Московская область

 

Аннотация: Любой язык, будь то родной или иностранный, является средством общения людей между собой. Как  средство общения, изучаемый язык постоянно должен находиться в состоянии «готовности к употреблению». Поэтому ведущей целью, представляемого мною педагогического опыта является процесс коммуникации, столь необходимый сегодня для  обучения школьников английскому языку. Данная цель отражает социальный заказ общества в воспитании гармоничной всесторонне-развитой личности и соответствует требованиям федерального государственного образовательного стандарта общего образования второго поколения.

Ключевые слова: английский язык, коммуникативность.

Тематическая рубрика: Общепедагогические темы.

 

Коммуникативность предполагает речевую направленность учебного процесса, которая  заключается не столько в том, что на уроке буквально преследуется цель речевой практики, сколько в том, что путь к этой цели и есть само практическое пользование языком.

Целью коммуникативности является комплексное решение задач, а именно – формирование коммуникативной компетенции учащихся, понимаемой как готовность и способность учащихся общаться на английском языке.

Эта цель подразумевает следующие задачи: развитие коммуникативных умений учащихся в говорении, чтении, аудировании и письме, сформированных в процессе обучения английскому языку.В настоящее время, я работаю по УМК «EnjoyEnglish», авторами которого являются Биболетова М.З., Трубанева Н.Н. и другие.

Для достижения цели я выбрала следующие педагогические технологии: коммуникативная технология, игровая, проектная, технология группового сотрудничества, ИКТ.

Применять технологии можно по-разному. Можно работать с одной лидирующей технологией целый урок, можно с двумя, а можно сочетать несколько технологий в зависимости от цели урока, возраста учащихся, уровня обучаемости учащихся.

В школе №1 я работаю с 2006 года. Шли годы, менялись учебники, копился педагогический опыт. В результате чего, я пришла к выводу, что  в моей работе для достижения данной цели (т.е. общению на языке), самыми эффективными являются вышеуказанные технологии. Повторюсь: коммуникативная технология, игровая, проектная, технология группового сотрудничества, ИКТ.

Почему используется именно этот методический приём? 

Разрабатывая стратегию уроков, приходится учитывать психологические особенности детей. В первую очередь нужно подумать о поддержании мотивации изучения английского языка. Для этого как нельзя лучше подходят: игровая технология, ИКТ, проектная.

Есть у нас и дети - «звёздочки». Мы их любим, всячески поддерживаем и конечно же они принимают участие во всех значимых конкурсах. Такие дети являются опорой для остальных при использовании на уроках коммуникативной технологии, проектной и технологии группового сотрудничества, так как эти технологии требуют определённого словарного запаса, определённых речевых умений и навыков и конечно же повышенной концентрации внимания.

Существует ещё одна трудность в изучении английского языка, самая главная, пожалуй  - это отсутствие языковой среды. Нет практики общения с носителями языка, а если и бывает, то крайне редко.

В результате, из всех умений, предусмотренных программой, хуже всего учащиеся овладевают именно разговорной речью. Поэтому на уроках я стараюсь активизировать познавательную деятельность учащихся, имитируя «языковую среду» и создавая:

- потребность в общении (вводная беседа, анкетирование, с помощью которых у учащихся создается дефицит информации );

- необходимость в  чёткой постановке  коммуникативной задачи или ее формулирование самими учащимися;

- наличие опор, как условий решения задачи и постепенное их убывание;

- учет интереса учащихся (возрастных, индивидуальных, групповых);

- создание мотивации (уроки в форме викторины, дискуссии, игры).

Практика. Я работаю в разных классах. В начальной школе, в среднем звене, в старших классах. Кроме того, имеется внеурочное занятие в 1 классе «Занимательный английский».

Основная задача обучения иностранному языку на начальном этапе состоит в развитии у учащихся основ коммуникативной компетенции. Данная задача предполагает наличие определенных личностных качеств учащихся: общительности, раскованности, желания вступить в контакт, активности на занятии (именно то, что в большом достатке мы имеем в начальной школе). Поэтому, в качестве ведущей педагогической технологии на раннем обучении английскому языку лучше всего использовать игровую технологию. В качестве ведущей учебной деятельности – сюжетно-ролевую игру.

Например, очень эффективно использование куклы при составлении диалогов, рассказов, инсценировок, рифмовок.

В своей практике я использую для этого игрушки  птицы-каркуши и белки из мультфильма «Ледниковый период», сквирел. Куклы вступают в разговор друг с другом, тем самым, показывая образец (приветствие, знакомство). С помощью кукол можно отрабатывать любые умения, вводить лексику, разыгрывать простые диалоги (диалог-приветствие, диалог-знакомство). Куклы и игрушки помогают и при проведении контрольно-обобщающих уроков,  они оживляют такие уроки, проводя их в нестандартной форме. Благодаря таким игровым формам контроля учащиеся даже не подозревают, что их контролируют, и в непринужденной  форме  показывают свои знания, умения, навыки. Подвижные игры подходят для закрепления или тренировки лексического или грамматического материала. (Очень часто я использую мяч. Эта подвижная игра позволяет снять усталость ребят. Можно использовать мяч при тренировке местоимений, личных форм глагола to be, названия цветов, игрушек, счета и т.д.)

Кроме игровой и коммуникативной технологии в начальной школе я успешно использую  и другие: проектную, группового сотрудничества, ИКТ. На данном уроке «Telling stories» в 4 классе, в качестве основной технологии были  применены две технологии коммуникативная и группового сотрудничества. Остальные технологии выступали в роли сопутствующих. Данная методика даёт стабильно-хороший результат работы если она применяется в системе.

Проанализировав результат работы, я пришла к выводу, что данная система работы повысила уровень обученности учащихся. При системном применении методики меняется и уровень обучаемости учащихся. Уровень обучаемости – это мышление ребёнка, память, воображение, речевые способности.

Таким образом данная методика  не только повышает уровень знаний учащихся, но и обеспечивает развитие личности ребёнка, его речевые способности, мышление, память, воображение, что соответствует требованиям федерального государственного образовательного стандарта общего образования второго поколения.  

 

Литература: 

  1. Витлин Ж.А. Современные проблемы обучения грамматике иноязычных языков //Иностранные языки в школе, 2000. № 5.
  2. Куприянова Г.А. Групповая и самостоятельная работа учащихся при освоении грамматики //Иностранные языки в школе, 2001. № 6.
  3. Маслыко Е.А., Бабинская П.К. и др. Настольная книга преподавателя иностранного языка.- Минск: Высшая школа.
  4. Шатилов С.Ф. Некоторые проблемы обучения грамматической стороне устной иностранной речи // Иностранные языки в школе, 1971. № 6.

. . . . .