Портфолио выпускника: инструментарий по оценке результатов выпускников
Портфолио выпускника: инструментарий по оценке результатов выпускников
Авторы: Петрова Ольга Владимировна,
Левина Светлана Сергеевна,
Некрасова Юлия Юрьевна,
Морозова Любовь Андреевна,
Липницкая Ольга Валентиновна,
Дегтярева Екатерина Викторовна
ГБОУ "Школа № 477 Пушкинского района Санкт-Петербурга"
Цель: создание портфолио как формы мониторинга продвижения учащихся в овладении метапредметными навыками.
Задачи:
- Формирование мотивации выпускников на создание портфолио.
- Разработка структуры портфолио.
- Применение современных технологий для построения портфолио.
- Диагностика портфолио с использованием современных педагогических строений и методик.
- Оценка эффективности и актуальности портфолио.
Функции портфолио как образовательной технологии:
Диагностическая - фиксирует изменения и рост за определенный период времени.
Целеполагания - поддерживает учебные цели.
Мотивационная - поощряет результаты обучающихся, учителей и родителей.
Содержательная - раскрывает весь спектр выполняемых работ.
Развивающая - обеспечивает непрерывность процесса обучения от года к году.
Рейтинговая - показывает диапазон навыков и умений.
Технология «Портфолио» - это способ фиксирования, накопления и аутентичного оценивания индивидуальных образовательных результатов обучающегося в определенный период его обучения.
Портфолио позволяет учитывать результаты в разнообразных видах деятельности: учебной, творческой, социальной, коммуникативной:
- Готовность к самообразованию. Самообразование – это приобретение человеком нужных ему с его точки зрения знаний, навыков и умений посредством самостоятельных занятий вне какого бы то ни было учебного заведения и без помощи преподавателя, учителя.
- Активная учебно-познавательная деятельность. Активная познавательная деятельность — это двусторонний процесс познания. Условия, активизирующие процесс познания, создаёт, прежде всего, учитель, а демонстрирует результат этих условий — собственно познавательную активность — ученик.
- Личностные характеристики. Личность является базовой категорией и предметом изучения психологии личности. Личность – это совокупность выработанных привычек и предпочтений, психический настрой и тонус, социокультурный опыт и приобретенные знания, набор психофизических особенностей человека, определяющих повседневное поведение и связь с обществом и природой.
Проект «Портфолио выпускника» в ГБОУ "Школа № 477" реализуется посредством создания портфолио как формы мониторинга продвижения учащихся в овладении метапредметными навыками. Портфолио рассматривается как особая технология.
Портфолио позволяет учитывать результаты в разнообразных видах деятельности: учебной, творческой, социальной, коммуникативной. В процессе работы были протестированы обучающиеся 9-11 классов, которые активно занимаются созданием портфолио. У данных обучающихся выявлены высокая готовность к самообразованию; высокий уровень активной учебно-познавательной деятельности; в личностных характеристиках отмечены значительная интроверсия и высокая эмоциональная стабильность.
В условиях дистанционного обучения работали над созданием электронного портфолио в программе e-publish – Конструктор сайтов.
Результаты работы над проектом «Портфолио выпускника» были представлены на городском семинаре для руководителей ОДОД «Образовательная среда ОДОД – территория возможностей», во всероссийском журнале «Первое сентября».
Проект «Портфолио выпускника» реализуется также в Отделении дополнительного образования «Орбита» школы № 477.
Успехи и достижения, собранные в портфолио, будущие выпускники представляют на классных часах, родительских собраниях, в рамках проведения дней открытых дверей, а также на конкурсах «Портфолио ученика». Все это дает возможность ребятам научиться не только презентовать свои достижения, оценивать успехи других, но и помогает определиться в выборе будущей профессии, найти точки роста и раскрыть свой личностный потенциал при поступлении в учебные заведения нашего города и страны.
Таким образом, можно считать, что портфолио - это современная эффективная форма повышения самооценки и формирования положительных качеств личности выпускника. Она помогает анализировать способности учащихся в процессе непрерывного развития, учитывать результаты, достигнутые в учебной, творческой, общественной, коммуникативной деятельности.