Журнал "1 сентября"

Педагогические и образовательные статьи
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрация СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 77018 от 06.11.2019г. Смотреть

Регистрация периодического издания: ISSN 2713-1416 Смотреть

         
kn publ 1   kn publ 2   kn publ E
         
         
kn publ 5   kn publ 3   kn publ 4
         

Совершенствование профессиональной компетентности учителя начальных классов в условиях реализации ФГОС

Дата публикации: 2020-05-23 14:48:52
Статью разместил(а):
Гогина Наталья Анатольевна

Совершенствование профессиональной компетентности учителя начальных классов в условиях реализации ФГОС

Автор: Гогина Наталья Анатольевна

МКОУ «Манильская средняя школа», с. Манилы

 

Аннотация: В статье рассмотрены способы совершенствования профессиональной компетентности в условиях реализации ФГОС.

Ключевые слова: совершенствование, профессиональная компетентность. 

Тематическая рубрика: Начальная школа

 

Мы лишаем детей будущего,

если продолжаем учить сегодня так,

как учили этому вчера.

Д. Дьюи. 

 

Современный мир динамичен, изменчив. Меняется всё: научные знания, технологии и технические системы, применяемые не только на производстве, но и в быту, сфере досуга человека. Следствием быстрого обновления знаний становится требование непрерывного образования на основе умения учиться. Сегодня, в XXI веке, в эпоху глобализации образования, знание становится ключевым ресурсом, а школа в этих условиях – одним из важных источников знаний. Наряду с этим, в школе формируется личность будущего полноценного, конкурентоспособного гражданина государства.

Основная цель современного образования – подготовка разносторонне развитой личности гражданина своей страны, способной к социальной адаптации в обществе, началу трудовой деятельности, самообразованию и самосовершенствованию. А свободно мыслящий, прогнозирующий результаты своей деятельности и моделирующий образовательный процесс педагог является гарантом достижения поставленных целей.

Но какие бы реформы не проходили в системе образования, в итоге они, так или иначе, замыкаются на конкретном исполнителе – школьном учителе. Именно поэтому в настоящее время резко повысился спрос на квалифицированную, творчески мыслящую личность учителя, способную воспитывать личность в современном, динамично меняющемся мире, и именно изменения, происходящие в современной системе образования, делают необходимостью повышение квалификации и профессионализма учителя, т. е. его профессиональной компетентности. 

Профессиональная компетентность педагога - это проявляющаяся готовность к педагогической деятельности, его отношение к делу, личностные качества, а также стремление к новому, творческому осмыслению своей работы. 

Профессиональное становление и развитие учителя не заканчивается в стенах педагогического учебного заведения, оно продолжается на протяжении всего периода профессиональной деятельности, и неотъемлемой частью деятельности педагога становится самообразование и самосовершенствование. А. Дистервег писал об учителе: «Он лишь до тех пор способен на самом деле воспитывать и образовывать, пока сам работает над своим собственным воспитанием и образованием». 

Формирование профессиональной компетентности - процесс цикличный, т.к. в процессе педагогической деятельности необходимо постоянное повышение профессионализма, и каждый раз перечисленные этапы повторяются, но уже в новом качестве. Профессиональное развитие учителя новой формации в значительной степени зависит от мотивации к непрерывному педагогическому образованию и от среды, поэтому именно среда должна стимулировать профессиональное саморазвитие. Необходимо создать те условия, в которых педагог самостоятельно осознает необходимость повышения уровня собственных профессиональных качеств. Это и система стимулирования сотрудников, и внутришкольные мероприятия по обмену опытом, конкурсы, и презентация собственных достижений. Данные формы мотивации позволяют снизить уровень эмоциональной тревожности педагога, влияют на формирование благотворной психологической атмосферы в коллективе.

Рост профессионального мастерства и педагогической культуры учителя идет более интенсивно, если личность занимает активную позицию, если практический индивидуальный опыт осмысливается и соединяется с социальным и профессиональным опытом, если в педагогическом коллективе поддерживается и поощряется творческий профессиональный поиск.

Одним из главных условий совершенствования профессионального мастерства учителя является специально организованная в школе система методической работы в форме методического объединения учителей, задачей которого, является помощь учителям в анализе своего профессионального мастерства. МО помогает вселить в учителя уверенность в свои силы.  Методическая работа стимулирует профессиональное развитие педагога, способствует его самореализации, решению профессиональных и личных проблем, позволяет получить большее удовлетворение от работы. 

Залогом профессионального успеха также служат полученные знания на курсах повышения квалификации. Повышение квалификации помогает учителю избавиться от устаревших взглядов, делает его более восприимчивым к внешним изменениям, что в конечном итоге повышает его педагогическое мастерство.

Самообразование занимает особое место в системе организации научно-теоретической, психолого-педагогической подготовки учителей. Самообразование - плановый процесс, который строится на основе анализа деятельности. Организация работы по теме самообразования являет собой систему непрерывного образования педагогов и играет значительную роль в совершенствовании содержания, технологий обучения предмету и повышения результативности.

Одним из путей развития профессиональной компетентности педагога, является распространение собственного педагогического опыта, изучение опыта коллег. Активное участие в различных конференциях, семинарах, вебинарах дают педагогу возможность не только распространять свой педагогический опыт на разных уровнях, но и участвовать в создании инновационного пространства, объединяющего педагогов по близким педагогическим проблемам для объединения возможностей. 

Говоря о профессиональной компетентности учителя, нельзя не сказать о создании портфолио учителя. Портфолио -это отражение профессиональной деятельности, в процессе формирования которого происходит самооценка педагога и анализ собственного педагогического опыта, осознается необходимость саморазвития. С помощью портфолио решается проблема аттестации педагога, т.к. здесь собираются и обобщаются результаты профессиональной деятельности. Создание портфолио – это процесс, стимулирующий творчество учителя, хорошая мотивационная основа деятельности педагога и развития его профессиональной компетентности.

Таким образом, вышеперечисленная работа, конечно, способствует профессиональному самосовершенствованию педагогов, но только тех, кто заинтересован в своем профессиональном росте.  Ни один из перечисленных способов не будет эффективным, если педагог не осознает необходимости повышения собственной профессиональной компетентности.

Учитель - творец и то, насколько он развит творчески, то, насколько у него есть что-то свое, что он может донести до ребенка, зависит его личностный успех не только как педагога, но и как человека.

 

. . . . .