Журнал "1 сентября"

Педагогические и образовательные статьи
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрация СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 77018 от 06.11.2019г. Смотреть

Регистрация периодического издания: ISSN 2713-1416 Смотреть

         
kn publ 1   kn publ 2   kn publ E
         
         
kn publ 5   kn publ 3   kn publ 4
         

«Мирная жизнь» детей в блокадном Ленинграде

Дата публикации: 2020-05-23 08:58:34
Статью разместил(а):
Прудникова Алена Алексеевна

«Мирная жизнь» детей в блокадном Ленинграде

Авторы: Прудникова Алёна Алексеевна

и Коновалова Татьяна Артёмовна

ГБОУ "СОШ № 1", с. Приволжье, Самарская область

 

Аннотация: В статье рассматриваются проблемы с которыми столкнулись жители блокадного Ленинграда (нехватка электричества и водоснабжение). Блокада внесла изменения в быт и устройства жилища ленинградцев. Выпускались специальные брошюры с рекомендациями по утеплению и обустройству жилого фонда. Юнные жители в своих воспоминаниях описывают быт страшного периода из жизни. Также описывается как чтение книг помогало снять психологический стресс за счет «отвлечения» и «проектирования» подвигов героев книг и победы добра на происходящее в реальной жизни.

Ключевые слова: дети блокады, война, чтение книг.

Тематическая рубрика: Общая педагогика.

 

Порывы чувствительных сердец кажутся химерами всякому, кто их не испытывал; и любовь к отечеству, во сто крат более пылкая и более сладостная, чем любовь к возлюбленной, познается только тогда, когда ее испытаешь.

Жан-Жак Руссо

Семьдесят пять лет назад произошло событие, которое по своей разрушительности не имело аналогов – Великая Отечественная война. Несмотря на сравнительную давность и большое количество исследований, интерес к этой теме только растет, рождая всё новые и новые вопросы. Особое внимание всегда уделялось истории Ленинграда. Блокадный город и его жители стали предметом изучения еще до ликвидации «фашистского кольца». Историки, в своих трудах, затрагивали проблемы обороны Ленинграда, функционирования военной промышленности, вопросы снабжения населения продовольствием, демографии и смертности, работы научных, медицинских, образовательных и культурных учреждений в городе.

Война многое изменила в жизни юных ленинградцев. Но блокада это не только голод, холод, смерть, болезни. В городе продолжалась «мирная жизнь». Дети так же жили в домах, посещали школу и театры, читали книги и праздновали дни рождения.

Блокада внесла изменения в быт и устройства жилища ленинградцев. Выпускались специальные брошюры с рекомендациями по утеплению и обустройству жилого фонда. Благодаря воспоминаниям и дневникам детей-блокадников можно «увидеть» перемены в интерьере комнат. З.Кузнецова помнит дату маскировки окон – 20 июля 1941 года. Занавесили окно специальной плотной тканью, которую принес отец. По ее словам, город очень быстро «закрыл» все окна. 

Электричество в Ленинграде вновь появилось летом 1943 года, но первое объявление об этом прозвучало еще 15 декабря 1942 года. Это событие воодушевило население измученного города. «Это было настоящее чудо! Помню, как дед Ефим включил свет. Мы еще долго просто стояли, и смотрели на светлую комнату». Евгений Прохоров вспоминает, что произошло невероятнее воодушевление всего дома, из последних сил громко хлопали в ладоши. Об этом говорили много дней, среди населения появилось утверждение: «Ну вот, свет дали, скоро и немца от города прогонят».

Следующая проблема, с которой столкнулось население – водоснабжение. Нева стала главным местом, где ленинградцы набирали воду. Зимой набор воды из реки представлял собой достаточно опасный процесс, около прорубей образовывались горки, куда часто падали люди. В дневниках и воспоминаниях детей младше 12 лет упоминается о наборе воды из Невы, но этим занимались взрослые.

Факт подачи воды в квартиры, в отличие от света, не встречается в изученных источниках.

Дети, пережившие блокаду, вспоминают, что обстановка в доме была удручающей. Вещи чаще всего были свалены в кучу, холод, остатки мебели, летом стоял запрелый запах, к которому они быстро привыкли. Для многих перестало существовать понятие «беспорядок». Вся обстановка жилища соответствовала только одной цели – выживанию, об эстетике и гигиене думать не приходилось.

Не прекращался процесс обучения в школах. Ученики ждали их открытия и с энтузиазмом начали новый учебный год, несмотря на задержку. Обучение проходило с трудностями: бомбежки, отсутствие освещения, учебников, канцелярских принадлежностей, постоянные мысли о голоде, смерть одноклассников и любимых учителей. Спустя многие годы, дети пережившие блокаду, высоко оценивали подвиг учителя и его педагогическое мастерство. В связи с обстоятельствами изменилась школьная методика, что нашло отражение в дневниках и мемуарах. Преобладающими предметами в школьной программе ленинградских школ стали история, литература, география; ведущим методом изложения материала – рассказ. Школа помогала поддерживать моральных дух юных ленинградцев.

Чтение стало еще одним «мостом» к «нормальной» жизни. В основном дети читали сказки, классическую литературу, исторические труды, посвященные героям Родины, специальную литературу, которая могла облегчить ежедневные тяготы. По мнению психологов, чтение помогало снять психологический стресс за счет «отвлечения» и «проектирования» подвигов героев книг и победы добра на происходящее в реальной жизни.

В осажденном городе дети продолжали посещать театры, концерты и оперы. Большое внимание в описание этих мероприятий отводится внешнему облику артистов, чей внешний вид был сильно истощенным.

Трагедия осажденного Ленинграда одна из самых печальных страниц не только отечественной, но и всемирной истории. Все тяготы, которой в полной мере ощутили на себе дети. Юные ленинградцы не только выживали в чудовищных условиях, но и трудились на благо Родины и продолжали вести «мирную» жизнь, насколько это было возможным. Этот феномен порождает ряд сложных вопросов, ответы на которые можно получить, привлекая в исследование не только исторические, но и медицинские, психологические, психиатрические, методико-педагогические и другие труды.

 

Список литературы:

1. Дети и блокада. Блокада рассекреченная. Воспоминания, фрагменты, дневники / Т. М. Голубева, А. В. Молчанов и др. СПБ., 2000. С. 34, 67-68, 122.

2. Жизнь и быт блокированного Ленинграда: сб. науч. ст. / отв. ред. Б. П. Белозеров; СПбГУ. СПб., 2010.С. 118

3. Каталог Ленинград в Великой Отечественной войне. Вып. 1. Книги и брошюры. Л., 1971. С. 32.

4. Непокоренный Ленинград: Краткий очерк истории города… Указ. соч. С. 187.

5. Октябрьская звезда. 1966. 25 января.

 

. . . . .