Журнал "1 сентября"

Педагогические и образовательные статьи
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрация СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 77018 от 06.11.2019г. Смотреть

Регистрация периодического издания: ISSN 2713-1416 Смотреть

         
kn publ 1   kn publ 2   kn publ E
         
         
kn publ 5   kn publ 3   kn publ 4
         

Уроки музыки как действенное средство в духовно-нравственном воспитании подростков

Дата публикации: 2020-05-15 11:36:27
Статью разместил(а):
Иевлева Татьяна Александровна

Уроки музыки как действенное средство в духовно-нравственном воспитании подростков

Авторы: Иевлева Татьяна Александровна

и Зарубина Екатерина Анатольевна

МБОУ «СОШ № 12» г. Ноябрьск, Россия

 

Аннотация: В последнее время в практике школьного образования наблюдается увеличение количества констатируемых специалистами отклонений психического развития подростков, связанных с поведенческими отклонениями и личностной деформацией. За ними стоит разрушающее воздействие социальных явлений, незрелость эмоциональной сферы (эмоциональная глухота либо эмоциональная расторможенность), которые, в свою очередь, тесно взаимосвязаны с процессами когнитивно-познавательной сферы и влияют на ее развитие.

Ключевые слова: Влияние музыки, эмоциональная сфера, когнитивная сфера, подросток.

Тематическая рубрика: Общая педагогика.

 

В современном мире, в связи с непрерывным изменением социальных условий и научно-техническим прогрессом, как никогда, востребованы такие аспекты когнитивно-познавательной сферы как память и внимание. Поэтому столь актуальна проблема развития взаимосвязанных между собой эмоциональной и когнитивной сфер подростков.

Эмоции способствуют концентрации внимания, сосредоточению познавательных процессов на предметном содержании объекта или деятельности, то есть выполняют регулятивную функцию. Существует тесная связь эмоций с такими познавательными процессами, как память, внимание и воображение. Эмоции изменяют их свойства  и в целом оказывают влияние на всю деятельность, то есть являются составляющей всех психических процессов человека, и в частности, когнитивных. Особое значение в исследованиях роли эмоций в процессах познания уделяется их синтезирующей функции. Роль эмоционального восприятия отражена в принципе панэмоциональности: «Целостный акт познания всегда включает в себя синтез двух компонентов - знания и отношения, когнитивного и эмоционального» (С.Л.Рубинштейн).

Основополагающим принципом  искусства является процесс взаимодействия с ним личности. Личностное (субъективное) всегда присутствует в любой форме общения с музыкой. Если в науке ценность приобретает, в первую очередь, поиск «объективного смысла», то в искусстве главное значение имеет нахождение своих собственных личностных путей для восприятия, оценки и интерпретации художественно-жизненного образа произведения. Важнейшее качество музыки как искусства эмоционального воздействия на человека - способность вызывать эмоциональные переживания. Роль эмоционального переживания в развитии психики связана с тем, что именно через него идет процесс самоидентификации. Эмоциональное переживание - один из важнейших инструментов процесса присвоения личностью культуры. При восприятии музыкального произведения каждый слушатель совершает акт творчества, в котором активизируются когнитивные процессы, обеспечивая понимание эмоционального характера музыки.

Методика музыкального образования опирается на психологию, т.к. развитие музыкального восприятия, мышления, способностей основывается на закономерностях развития психики ребенка и в соответствии с особенностями школьного предмета «Музыка», строится на принципах: единства развития ладового, ритмического чувства и чувства формы;  единства художественного и технического;  эмоционального и сознательного.

Ярким примером реализации принципа взаимосвязи объективного и субъективного является музыкально-педагогическая концепция Д.Б. Кабалевского, который нашел свой ключ в решении методологически важного вопроса - о специфике и задачах  музыкального образования. Он рассматривает принципы, методы и содержание учебной программы как «исходящие,  прежде всего, из самой музыки и ее интонационно-образной природы». В то же время, по мнению композитора, школьные занятия по музыке должны быть тесно связаны  с духовным и нравственным воспитанием подрастающего поколения. Эту двуединую задачу в своей концепции Д.Б. Кабалевский решил путем реализации принципа тематической организации музыкально-педагогического процесса. Тематизм его программы - это «лестница», ступени (темы) которой ведут учащихся к овладению музыкальной культурой. В такой форме принцип тематизма способствует, прежде всего, решению вопроса о целостности урока музыки.

Одной из главных особенностей концепции  Д.Б. Кабалевского следует считать ее ярко выраженную гуманистическую направленность, которая находит свое выражение в содержании программы, ее основных принципах и методах. Идеи Д.Б. Кабалевского созвучны  тезису, провозглашенному В.А. Сухомлинским, о том, что музыкальное образование должно быть важным и незаменимым средством нравственного и эстетического развития школьников. В.А. Сухомлинский считал, что музыка - могучий источник мысли, и без музыкального воспитания не может состояться полноценное умственное развитие ребенка. Эту же мысль утверждает и Д.Б. Кабалевский: «Значение музыки далеко выходит за пределы искусства. Так же, как литература и изобразительное искусство, музыка решительно вторгается во все области воспитания и образования, является могучим средством формирования духовного мира ребенка».

Одной из важных педагогических задач на уроке музыки является формирование навыков самостоятельного общения с музыкой и в виде слушания, и в виде исполнения. Драматургия урока искусства предполагает наличие яркого кульминационного момента, который нередко возникает благодаря синтезу искусств.

Положительное влияние музыки на развитие эмоциональной и когнитивной сфер подростков  обуславливается применением более гибких методов развития эмоциональной сферы. В частности, это создание проблемных ситуаций, в результате обсуждения которых ребята сами приходят к тем или иным выводам. Только в этом случае преодолевается эмоциональная монотонность, расширяется спектр переживаний.

Специфика урока музыки заключается и в том, что не существует каких-либо проблем, к которым учитель и учащиеся не обращались бы на протяжении всего обучения в школе. В искусстве нет пройденных тем, так же как и пройденных произведений. Как творческий читатель обращается к одному литературному произведению в разные периоды своей жизни, так и наиболее значительные музыкальные произведения нередко повторяются и в начальной, и в основной школе. Каждая новая встреча со знакомым произведением обогащается новыми впечатлениями: живое звучание музыки  позволяет существенно повысить уровень познавательных возможностей подростка, расширяя его эмоциональную сферу.

Опираясь на выше изложенные положения, мы разработали программу, цель которой определили как развитие эмоциональной и когнитивной сфер подростков средствами музыки. Программа призвана решить следующие задачи:

- формирование позитивного эмоционального фона;

- профилактика незрелости эмоциональной сферы;

- обогащение эмоциональной сферы;

- развитие у подростков мотивации к самосовершенствованию.

Основой развивающей программы по музыке явилась музыкально-педагогическая концепция Д.Б. Кабалевского, который рассматривает музыкальное образование как средство нравственного воспитания и духовного развития личности. Мы опирались на главные принципы его концепции: «лестницу» тематизма, ступени которой ведут учащихся к овладению музыкальной культурой от простого к сложному; принцип социокультурного соответствия; принципы положительной мотивации и благоприятного эмоционального фона.

Основной метод проведения музыкальных занятий мы определяем как проблемно-поисковый.

При выстраивании драматургии урока мы опирались на концепцию Дж. Морено, включающую в себя такие музыкально-терапевтические технологии, как «музыкальная психодрама», «музыка и управляемое воображение», «музыка и модификация поведения», «музыка и образность». В этих технологиях музыка применяется как побуждающий стимул, помогающий в решении многих проблем эмоционального уровня, и, как следствие, успешного развития когнитивного-познавательной сферы. Например, привлекая технологию психодрамы, интегрируя ее с музыкой и создавая тем самым яркий кульминационный момент, мы усиливаем воздействие музыкального произведения на эмоциональную сферу подростка.

Главная новая черта, появляющаяся в психике подростка, по сравнению с ребенком младшего школьного возраста, - это более высокий уровень самосознания, потребность осознать себя как личность, субъективное переживание по отношению к самому себе как к взрослому. Поэтому стимулирующими познавательную активность подростка факторами являются создание  эмоционального настроя, учет его желаний и интересов,  формирование положительного отношения ребят к занятию, неоднократное эмоциональное проживание ситуаций, создание условий для проявления самостоятельности, инициативы, творчества, возможности содержательного общения, как с взрослым, так и со сверстниками. Особенно важную роль в проведении занятий играет педагогическая импровизация — способность педагога быстро и верно оценивать ситуацию, принимающую непредвиденный поворот событий.

Структура развивающих музыкальных  занятий:

- организационный момент – приветствие (создание положительного микроклимата, атмосферы близости и доверия друг к другу посредством исполнения полюбившейся ребятам песни либо проведения интересной для них игры);

-  слушание музыкальных произведений, близких ребятам по характеру, по настроению, либо возникшей атмосфере (поэтому к уроку приготовлены, как правило, несколько разнохарактерных произведений);

- последующее обсуждение событий, эмоций, вызванных музыкальным произведением, обмен мнениями, создание, по возможности, сценических образов прозвучавшей музыки либо ситуаций, при которых она была написана или могла бы прозвучать;

- повторное прослушивание, подбор и исполнение песни родственного эмоционального плана либо контрастного, для разрешения драматургического конфликта;

-  завершение занятия – исполнение или прослушивание музыкального произведения, особо полюбившегося ребятам, либо, по их мнению, уместного именно сейчас. Завершить занятие может также релаксационное упражнение с элементами музыкотерапии.

При проведении занятий используются элементы театрализации, игровые приемы, литературные произведения, элементы сказкотерапии, психотренинг в форме этических упражнений, разные виды моделирования художественной формы – пластическое, ритмическое, эмоциональное, цветовое.

В программе используются разные виды занятий – урок-путешествие, урок-оперетта, урок-заказ и др. Форма работы, в основном групповая, с элементами индивидуальной и фронтальной. 

Подобные занятия учат подростков открывать для себя эмоциональную выразительность музыкальных произведений, вступать в коммуникативный контакт с музыкальным образом и идентифицировать чувства, заложенные в музыке, с собственными переживаниями.

 

Список литературы:

1. Выготский Л.С. Учение об эмоциях // Собр.соч..- М., 1984.- Т.4.- С.90-318.

2. Кабалевский Д.Б. Воспитание ума и сердца: Кн. для учителя – 2-е изд., испр. и доп. – М.; 1984. – 104 с.

3. Назайкинский Е.В. О психологии музыкального восприятия.- М., Издательский центр «Академия», 1992.-360 с.

4. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 2003. - 720с.

5. Сухомлинский В.А. О связи школы с жизнью -  Киев «Радянська школа, 1960. - 137 с. 

 

. . . . .