Журнал "1 сентября"

Педагогические и образовательные статьи
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрация СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 77018 от 06.11.2019г. Смотреть

Регистрация периодического издания: ISSN 2713-1416 Смотреть

         
kn publ 1   kn publ 2   kn publ E
         
         
kn publ 5   kn publ 3   kn publ 4
         

Проектная деятельность по экологии в системе дополнительного образования

Дата публикации: 2019-11-30 10:36:23
Статью разместил(а):
Гущина Лариса Васильевна

Проектная деятельность по экологии в системе дополнительного образования

Автор: Гущина Лариса Васильевна

МУДО «ДТДиМ», г. Воркута, Республика Коми

 

Аннотация: В статье представлен опыт педагога по организации работы учащихся над исследовательскими проектами по авторским дополнительным образовательным программам – дополнительным общеразвивающим программам естественно-научной направленности.

Ключевые слова: экология, проектно-исследовательская деятельность, фитториум, креативный.

Тематическая рубрика: Общепедагогические темы.

 

«Дворец творчества детей и молодежи» г. Воркуты – учреждение, в котором осуществляется построение целостной системы креативного образования. Мы готовим учащихся к развитию личностных и предметных умений, творческих способностей, к решению нестандартных задач в различных сферах деятельности, что ведёт к формированию готовности осознанного выбора профессии ребёнка. Опыт квалифицированных педагогов раскрывает эффективность введения в образовательный процесс проектно-исследовательской деятельности как инновационного метода обучения, имеющий ряд важных особенностей:

1. Проектно-исследовательской деятельностью может успешно заниматься любой школьник, выбрав тему, вызывающую у него наибольший интерес.

2. Проектно-исследовательскую деятельность можно организовать на трех уровнях: школьном, учебно-исследовательском и научно-исследовательском.

Одним из ресурсов нашего учреждения является наличие практических лабораторий: зимний сад, аквариумарий и живой уголок.

Зимний сад представляет собой некий фиториум (реабилитационную площадку для учащихся и жителей города), где каждый ребенок, прежде всего, оздоравливается, получая необходимое количество кислорода. В лаборатории собрана коллекция растений состав которой насчитывает более 400 видов, разновидностей и сортов, разнообразных жизненных форм из разных климатических зон тропического и субтропического поясов. Это и есть «живые» объекты, с которыми уже длительное время проводятся учебные исследования.

Благодаря большому количеству (около 4 тыс. растений) в зимнем саду создана экологически безопасная среда для оздоровления не только школьников, но и всех жителей города. Мы тесно сотрудничаем с дошкольными учреждениями, многими образовательными организациями в рамках реализации природоохранных проектов «Эколята» и «Молодые защитники природы». Благодаря тесному сотрудничеству с образовательными организациями ребята создают в школах свои зеленые уголки для улучшения качества среды школьных помещений.

Для любителей-цветоводов, руководителей многих культурных учреждений мы регулярно проводим практические консультации. Творческая среда в искусственно-созданном природном объекте «Зимний сад» способна обеспечить учащимся широкий спектр условий и возможностей для реализации всего комплекса личностных потребностей, стимулировать их активную свободную деятельность как полноценных субъектов образовательного процесса.

В учебном кабинете – лаборатории «Зимний сад» реализуется 2 образовательные программы естественно-научной направленности. Долгосрочная (4-х летняя) авторская сертифицированная программа по внеурочной деятельности «Волшебная флора» (Статус «Авторская программа» присвоен 18.02.2019 г., приказ№57-П Министерства образования, науки и молодежной политики Республики Коми). Дополнительная образовательная программа – дополнительная общеразвивающая программа «Волшебная флора» является важным этапом интенсивного накопления ребенком в младшем школьном возрасте знаний о мире растений, развития его интеллектуальных качеств, многогранных отношений к природному и социальному окружению, способствует становлению личности и формированию экологической культуры. Данная программа позволяет младшим школьникам получить первоначальные навыки исследовательской работы. Выпускники объединения «Волшебная флора», мотивированные на дальнейшее получение экологических знаний и умений, переходят на более высокую ступень обучения «Юные исследователи».

Дополнительная образовательная программа – дополнительная общеразвивающая авторская несертифицированная программа «Юные исследователи» срок реализации 2 года. Программа «Юные исследователи» позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно-ориентированный и деятельностный подходы. Организация исследовательской деятельности учащихся наиболее эффективный способ построения образования, направленного на развитие активной личности. Самостоятельная исследовательская деятельность предполагает проведение биологических и комплексных экологических исследований с использованием заранее отобранных адаптированных и апробированных методик. Программа обеспечена материальным ресурсом (практические исследовательские лаборатории, измерительные приборы) для проведения научных исследований высокого качества.

На занятиях применяется интерактивная форма обучения, при которой происходит совместное погружение в проблемное поле решаемой задачи, т. е. включение в единое творческое пространство: все учащиеся оказываются вовлеченными в процесс познания, они имеют возможность понимать и рефлектировать по поводу того, что они знают и думают.

Программа «Юные исследователи» предполагает индивидуальную работу с учащимися.

Работа по индивидуальным образовательным маршрутам включает в себя постановку цели, задачи, выбор методики, планирование исследования, сбор материала, его первичную обработку, анализ и осмысление данных, написание отчета, статьи, создание мультимедийной презентации, защита на конкурсах, исследовательских конференциях различного уровня.

За 10 лет, с 2009 года, в практической лаборатории Зимний сад учащимися проведено и представлено на различных уровнях 43 проектно-исследовательских работы. Учащиеся активно принимают участие в экологических акциях, воспитательных мероприятиях.

Неоднократно они становились призерами и победителями конкурсов, олимпиад и конференций таких как:

-      Муниципальные конкурсы: «Маленький исследователь», «Юные исследователи», «Исследуем и проектируем».

-      Республиканский Конкурс юных исследователей окружающей среды; Эколого-биологическая олимпиада; Краеведческая олимпиада; «Отечество-Земля Коми»; «Зеркало природы»; «Я – исследователь, я открываю мир!».

-      Всероссийская олимпиада «Созвездие»; Всероссийские видеоконференции «Гений 21 века», «Наследие моей страны»; Международная конференция «Лестница наук».

 

Список литературы:

1. Бурцева О.Ю. Учебно-методическое пособие «Организация работы школьников над исследовательским проектом по биологии в свете требований новых образовательных стандартов»: лекции 1-4. – М: Педагогический университет «Первое сентября», 2013.  – 64 с.

2. Бурцева О.Ю. Учебно-методическое пособие «Организация работы школьников над исследовательским проектом по биологии в свете требований новых образовательных стандартов»: лекции 5-8. – М: Педагогический университет «Первое сентября», 2013.  – 63 с.

3. Потапов С.П., Чувикова А.А., Черных Т.Г., Коваль А.А. «Методика постановки опытов с плодовыми, ягодными и цветочно-декоративными растениями: Пособие для учителей. – М.: Просвещение. 1982.-239 с. Ил., вкл. 8 л. 

4. Прутченков А.С. 9 шагов выполнения экологического проекта // Биология для школьников. 2009. №4. 

5. Ступницкая М.А. Что такое учебный проект? – М.: Первое сентября, 2013. – 44 с. 

6. Сухова Т.С. Системный подход как условие развивающего обучения в курсе биологии. М: Педагогический университет «Первое сентября», 2009.  – 40 с.

7. Усенков Д.Ю. Учебно-методическое пособие «Создание презентаций в программе PowerPoint». - М: Педагогический университет «Первое сентября», 2013.  – 120 с. 

 

. . . . .