Журнал "1 сентября"

Педагогические и образовательные статьи
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрация СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 77018 от 06.11.2019г. Смотреть

Регистрация периодического издания: ISSN 2713-1416 Смотреть

         
kn publ 1   kn publ 2   kn publ E
         
         
kn publ 5   kn publ 3   kn publ 4
         

Инновационные технологии в процессе обучения химии

Дата публикации: 2021-09-17 14:28:31
Статью разместил(а):
Устинова Олеся Алексеевна

Инновационные технологии в процессе обучения химии

Автор: Устинова Олеся Алексеевна

МАОУ "Наро-Фоминская СОШ № 1", г. Наро-Фоминск, Московская область

 

Аннотация: в статье изложен личный опыт автора в преподавании химии. Рассмотрены технология проблемного обучения, технология разноуровневого обучения, информационно-коммуникационные технологии, технология развития критического мышления. Результатом применения данных инноваций является повышение компетентности учащихся, увеличение эффективности обучения предмету химии.

Ключевые слова: преподавание химии, инновационные технологии, эффективность обучения.

Тематическая рубрика: средняя школа, СПО. 

 

В настоящее время в России идёт становление новой системы образования, направленной на вхождение в мировое образовательное пространство. Традиционный урок не отвечает современным требованиям в образовании, поэтому меня заинтересовали инновационные педагогические технологии. Используя их, я пытаюсь содействовать развитию личности с активной гражданской позицией, способной осознавать себя и свое место в мире, умеющей ориентироваться в сложных жизненных ситуациях и позитивно решать свои проблемы. Для практического воплощения этой идеи, я использую следующие основные инновационные технологии: 

I. Технология проблемного обучения.

Проблемное обучение пронизывает весь курс химии. Каждый урок становится проблемным. Постановка проблемы во время урока можно сделать с помощью вопроса, системы вопросов, таблиц, диаграмм, рисунков, фотографий. Работа над решением проблемы иногда бывает более ценной, чем само решение и происходит успешно тогда, когда возникает проблемная ситуация, т.е. обучающийся испытывает интеллектуальное затруднение, которое направляет его мыслительную деятельность на решение проблемы.

Пример использования технологии проблемного обучения:

10 класс, тема «Аминокислоты». Имея в своем составе две функциональные группы –NH2 и –СOOH, какими свойствами будут обладать эти вещества? Как действует индикатор на растворы аминокислот?

II. Технология разноуровневого обучения.

Эффективная организация образовательного процесса невозможна без использования индивидуально-дифференцированного подхода к обучающимся. В обучении химии дифференциация имеет особое значение. Это обусловлено спецификой предмета: у одних ребят усвоение химии сопряжено со значительными трудностями, а у других проявляются явно выраженные способности к изучению предмета.

Пример использования технологии разноуровневого обучения:

8 класс, проверочная работа по теме: «Химические реакции».

Вариант 1. (задания репродуктивного уровня).

Поставьте пропущенные коэффициенты в следующих уравнениях:  

1)  Zn + O2 → Zn O                3) Fe + Cl2  → Fe Cl3

2) Ag + S → Ag2 S                 4) Na + Cl2 → Na Cl

Вариант 2. (задания частично-поискового уровня познавательной деятельности обучающихся).

Напишите уравнения, поставьте пропущенные коэффициенты:  

1) Mg + ? → Mg O                    3) ? + Cl2 → Al Cl3

2)  ? +  ?→ Al2 S3                    4) ? + O2 → Na2 O

Вариант 3. (задания исследовательского уровня познавательной деятельности обучающихся).

Напишите названия веществ и уравнения реакций, с помощью которых их можно получить:  

1)      FeCl2         2) ZnCl2         3) P2 O5         4) Al2 S3

III. Технология интегрированного обучения.

Интегрированному процессу присущи признаки взаимопроникновения одного учебного предмета в другой, логико-содержательная основа и педагогическая целенаправленность, относительная самостоятельность. Методика интегрированного урока отличается от методики традиционного урока тем, что преподаватели одновременно ведут урок по какой-либо теме. Необходимо, чтобы в структуре интегрированного урока органически сочетались личности преподавателей и учеников, их взаимодействия друг с другом, чтобы данный урок представлял целостную психолого-педагогическую систему.

Пример: 10 класс: «Кислородсодержащие органические вещества» - химия, биология, экология;

«Нуклеиновые кислоты» - химия, биология.

Занятие-исследование по теме: «Влияние радиации на здоровье человека» - химия, биология, экология.

8 класс: интегрированное мероприятие по теме: «Интеллектуальный марафон» - биология, география, химия.

IV. Информационно-коммуникационные технологии.

Интенсивное внедрение современных информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в образование содержит в себе огромный развивающий потенциал. При обучении химии использование ИКТ эффективно на разных этапах урока.

В своей работе использую такие мультимедийные электронные учебники и пособия: «1С. Репетитор. Химия», «Виртуальная лаборатория. Химия 8-11 класс», «Уроки химии Кирилла и Мефодия», «Подготовка к ЕГЭ по химии». Компьютерные технологии дают возможность увеличить плотность урока, качество изученного материала, повысить темп урока, логику рассуждений, эффективно провести проверку усвоенных знаний, развивать творческие компетентности обучаемых.

V. Технология развития критического мышления.

Критическое мышление – это способность анализировать информацию с позиции логики и личностно-психологического подхода с тем, чтобы применять полученные результаты, как к стандартным, так и к нестандартным ситуациям, вопросам, проблемам. Данная технология позволяет развить у учащихся способность к активному восприятию информации, готовность рассматривать проблемы с разных точек зрения, умение отслеживать ход своих мыслей и строить логические выводы, способность применять полученные навыки и знания в различных ситуациях. Особое внимание в этой технологии уделяется развитию способности «слышать» мнение другого, соглашаться или опровергать его, обосновывая свою точку зрения.

Структура данной педагогической технологии состоит из трёх технологических этапов - трёх стадий: 1 стадия - вызов, 2 стадия - осмысление содержания, 3 стадия - рефлексия. На стадии вызова ученику предоставляется возможность проанализировать то, что он уже знает по изучаемой теме. На стадии осмысления учащийся вступает в непосредственный контакт с новой информацией. В процессе рефлексии та информация, которая была новой, становится присвоенной, превращается в собственное знание.

Приёмы технологии развития критического мышления целесообразно постепенно вводить с самого начала обучения химии. К числу наиболее эффективных приёмов технологии развития критического мышления, используемых мною на уроках химии, относятся следующие:

1 стадия – Вызов. Приём «Покопаемся в памяти».

Например, 8 класс.  Тема урока: «Металлы – простые вещества»

1. На листе бумаги ответить на вопросы: Что вы знаете о металлах? Или вам кажется, что вы это знаете? Или вы думаете, что вы это знаете?

2. Обсудить с партнером

3. Поделится своими знаниями о металлах со всеми

4. Учитель записывает на листе или на доске знания о металлах, ученики обсуждают.

2 стадия – Осмысление. Приём «Пометки на полях».

Учащиеся получают текст и делают в нем соответствующие пометки:

«+» поставьте на полях, если то, что вы читаете, соответствует тому что вы знаете;

«-» поставьте на полях, если то, что вы читаете, противоречит тому, что вы знали или думали, что это знаете;

«V» поставьте на полях, если то, что вы читаете, является новым;

«?» поставьте на полях, если то, что вы читаете, является непонятным или вы хотели бы получить более подробные сведения по данному вопросу.

Таким образом, при чтении текста учащиеся делают четыре типа пометок на полях, в соответствии со своими знаниями и пониманием. Время на работу отводится в зависимости от объема текста.

Например, 8 класс. Тема урока: «Металлы – простые вещества»

«+» Металлы проводят тепло и электрический ток. 

«-» Все металлы твердые вещества, исключение – ртуть. 

«V» Семь металлов - семь планет.

«?» Почему проводят тепло?

3 стадия - Рефлексия. Приём «Синквейн».

Синквейн – это стихотворение, состоящее из пяти строк. Используется как способ синтеза материала. Правила написания синквейна:

1. В первой строчке тема называется одним словом (существительным).

2. Вторая строчка-это описание темы в двух словах (два прилагательных).

3. Третья строка-описание действия в рамках темы тремя глаголами.

4. Четвертая – это фраза из четырех слов, показывающая отношение к теме.

5. Синоним из одного слова, который повторят суть темы.

Например, 8 класс. Тема урока: «Металлы – простые вещества»

1. Металлы.

2. Разнообразные, аллотропные.

3. Куются, проводят, блестят.

4. Нет правил без исключения.

5.  Антиподы.

Синквейны являются быстрым и мощным инструментом для рефлексирования, синтеза и обобщения понятий и информации.

Заключение. Применение описанных технологий придаёт урокам химии особую привлекательность, является одним из способов развития познавательных и творческих интересов учащихся к химии как к науке, а также способствует активизации мыслительной деятельности учащихся, что подтверждает гипотезу опыта работы. Инновационные технологии способствуют повышению эффективности обучения предмету химии.

 

Список литературы: 

1. Современные технологии обучения: Тезисы докладов IX международной конференции. – СП б.: ЛЭТИ, 2003г.

2. Инновации в общеобразовательной школе. Методы обучения. Сборник научных трудов / Под ред. А. В. Хуторского. - М.: ГНУ ИСМО РАО, 2006г. 

3. Хуторской А.В. Педагогическая инноватика: методология, теория, практика: Научное издание. - М.: Изд-во УНЦ ДО, 2005г.

 

. . . . .