Журнал "1 сентября"

Педагогические и образовательные статьи
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрация СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 77018 от 06.11.2019г. Смотреть

Регистрация периодического издания: ISSN 2713-1416 Смотреть

         
kn publ 1   kn publ 2   kn publ E
         
         
kn publ 5   kn publ 3   kn publ 4
         

Мистические и реальные кошки в творчестве А.С. Пушкина

Дата публикации: 2021-06-29 15:53:29
Статью разместил(а):
Лесина Татьяна Ивановна

Мистические и реальные кошки в творчестве А.С. Пушкина

Автор: Лесина Татьяна Ивановна

МБОУ "Часцовская СОШ", п. Часцы, Одинцовский г.о., Московская область

 

Аннотация: в этой статье автор сравнивает образы кошек в произведениях А.С. Пушкина, дает анализ результатов опроса учеников о знании текстов, подчеркивает, что читать произведения поэта всегда своевременно, ведь в них поставлены вечные проблемы: добра и зла, чести и предательства, любви и настоящей дружбы.

Ключевые слова: образы кошек, творчество А.С. Пушкина.

Тематическая рубрика: средняя школа.

 

Введение.

В творчестве А.С. Пушкина (и в поэзии, и в прозе, и в его рисунках, карандашных набросках, эскизах) много образов кошек. Образ животных в творчестве поэта проходит свою эволюцию (есть кошки мифологические, есть коты, своим характером похожие на людей и есть реальные коты). Исследование этих образов животных интересно и познавательно. Основная идея работы- создание и подбор материала для уроков гуманитарной направленности с целью углубленного изучения литературы; изучения произведений, в которых присутствует образ кошки.

Предметом исследования стали произведения: «Пролог к поэме «Руслан и Людмила», отрывок из 5 главы Евгения Онегина, сцена из трагедии «Борис Годунов», стихотворение «Гусар», «Сказка о попе и работнике его Балде», повести «Станционный смотритель» и «Дубровский».

Методы исследования: анализ, сравнение, наблюдение, опрос.

Сказочные образы.

Великий русский поэт А.С. Пушкин относился с симпатией к грациозным животным - кошкам. Внимательно наблюдал за ними. В его произведениях упоминается немало реальных и мистических кошек. Запечатлены они и на рисунках в альбоме барышень, на клочках бумаги.

Самый знаменитый «кошачий» персонаж у Пушкина – это, безусловно, «кот учёный» из Пролога к поэме «Руслан и Людмила».

У лукоморья дуб зелёный,

Златая цепь на дубе том:

И днём, и ночью кот учёный

Всё ходит по цепи кругом.

Пойдёт направо – песнь заводит,

Налево – сказку говорит.

<…>

И там я был, и мёд я пил;

У моря видел дуб зелёный;

Под ним сидел, и кот учёный

Свои мне сказки говорил.

Одну я помню: сказку эту

Поведаю теперь я свету…

Пролог был написан в Михайловском в 1826 году и включён в текст 2-го издания поэмы, вышедшего два года спустя. Образ «кота учёного» восходит к персонажу русской мифологии и волшебных сказок коту Баюну. В сказках кот Баюн сидит на высоком железном столбе, песнями и заклинаниями лишает силы всех, кто хочет подойти к нему. Чтобы поймать Баюна, Иван Царевич надевает железный колпак и железные рукавицы. Покорённого кота он приносит во дворец к больному отцу. Своими сказками Баюн исцеляет царя.

Сказки о коте Баюне и «коте учёном» обрели особенную известность благодаря распространению лубочных картинок. «Кот учёный» - это усмирённый и облагороженный вариант кота Баюна. Вот какую запись сделал Пушкин в Михайловском со слов няни Арины Родионовны: «У моря лукомория стоит дуб, а на том дубу золотые цепи, и по тем цепям ходит кот: вверх идёт — сказки сказывает, вниз идёт — песни поёт». Представляя содержание поэмы «Руслан и Людмила» как одну из сказок «кота учёного», Пушкин подчеркнул связь своего произведения с русским фольклором.

В поэме «Руслан и Людмила» Пушкин использовал также поверье о связи кошек с демоническими силами и принятии колдунами и ведьмами кошачьего образа. В V главе есть эпизод, когда коварная Наина призывает Фарлафа убить спящего Руслана:

К нему волшебница явилась,

Вещая: «Знаешь ли меня?

Ступай за мной; седлай коня!»

И ведьма кошкой обратилась.

Осёдлан конь. Она пустилась

Тропами мрачными дубрав

За нею следует Фарлаф.

В стихотворении Пушкина «Гусар» кот мистически связан со своей хозяйкой-ведьмой. По сюжету бравый военный рассказывает байку о приключении в Малороссии, где он жил на постое душа в душу с вдовой Марусенькой. Однажды ночью ревнивый гусар увидел, как она, выпив зелье из склянки, вылетела в печную трубу:

Эге! Смекнул в минуту я:

Кума-то, видно, басурманка!

Постой, голубушка моя!..

И с печки слез – и вижу: склянка.

Понюхал: кисло! что за дрянь!

Плеснул я на пол, что за чудо?

Прыгнул ухват, за ним лохань

И оба в печь. Я вижу: худо!

Гляжу: под лавкой дремлет кот.

И на него я брызнул склянкой –

Как фыркнет он! Я: брысь!… И вот

И он туда же за лоханкой…

С кошками связаны многие народные поверья и песни. Некоторые из них поэт использовал в романе «Евгений Онегин». В V главе говорится о том, что «Татьяна верила преданьям / Простонародной старины»:

Жеманный кот, на печке сидя,

Мурлыча лапкой рыльце мыл:

То несомненный знак ей был,

Что едут гости.

Татьяна в своём вещем сне незадолго до дуэли Онегина и Ленского, видит фантастическое существо «полужуравль и полукот». Святочной ночью во время гадания на воске Татьяна слышит грустную колядку.

… Но сулит утраты

Сей песни жалостный напев

Милей кошурка сердцу дев.

Кошурка – персонаж святочной песни, предвещающей брак:

Зовёт кот кошурку

В печурку спать.

В этих словах отразились славянские поверья о кошке как об охранительнице дома и семьи.

Образ «котёнок – ребёнок» несколько раз встречается у Пушкина. 8 сентября 1833 года Пушкин пишет жене из Казани в Петербург: «Здорова ли ты? Здоровы ли вы все? Дорогой я видел годовую девочку, которая бегает на карачках, как котёнок, и у которой уже 2 зубка. Скажи это Машке ...».

Герой трагедии «Борис Годунов» юродивый Николенька на площади в Москве перед собором поёт:

Месяц светит,

Котёнок плачет.

Юродивый, вставай,

Богу помолися!

Плачущий котёнок в этом эпизоде напоминает убиенного царевича Дмитрия.

В «Сказке о попе и работнике его Балде» в сцене у речки, где Балда требует оброк у бесов:

Вынырнул подосланный бесёнок,

Замяукал, как голодный котёнок…

Образ «бесёнок - котёнок» намекает на связь кошек с нечистой силой и беззащитностью маленького беса.

 

Реальные образы

В произведениях Пушкина встречается реальные коты.

Так иногда лукавый кот,

Жеманный баловень служанки,

За мышью крадётся с лежанки:

Украдкой, медленно идёт,

Полузажмурясь подступает,

Свернётся в ком, хвостом играет,

Разинет когти хитрых лап

И вдруг бедняжку цап-царап.

В «Домике в Коломне» кот Васька изображён в излюбленной Пушкиным позе спиной к зрителю. Видно, что это чёрный кот с белыми пятнами на спине. Он наблюдает за чем-то ему интересным, не обращая внимания на удивлённый возглас неожиданно вернувшейся хозяйки, чьё отражение видно в зеркале.

Упоминаются реальные кошки и в прозаических произведениях Пушкина. Это придаёт описываемым событиям живость и достоверность. В повести «Станционный смотритель» жена пивовара, поселившегося в доме умершего смотрителя, велит своему сыну показать автору дорогу на погост: «Эй, Ванька! Полно тебе с кошкою возиться. Проводи-ка барина на кладбище да укажи ему смотрителеву могилу».

Герой повести «Дубровский» кузнец Архип спасает кошку на пожаре, но оставляет в закрытом горящем доме работников суда – приказных: «В сию минуту новое явление привлекло его внимание; кошка бегала по кровле пылающего сарая, недоумевая, куда спрыгнуть, — со всех сторон окружало её пламя. Бедное животное жалкиммяуканием призывало на помощь. Мальчишки помирали со смеху, смотря на её отчаяние. «Чему смеётеся, бесенята, — сказал им сердито кузнец. — Бога вы не боитесь: божия тварь погибает, а вы сдуру радуетесь», — и, поставя лестницу на загоревшуюся кровлю, он полез за кошкою. Она поняла его намерение и с видом торопливой благодарности уцепилась за его рукав. Полуобгорелый кузнец с своей добычей полез вниз. «Ну, ребята, прощайте, — сказал он смущённой дворне, — мне здесь делать нечего. Счастливо, не поминайте меня лихом».

Отчаянный Архип оказался милосерднее к животным, чем жестокий самодур Кирилла Петрович Троекуров, который для потехи стравливал медвежат с кошками и щенками, а медведей с людьми. В этой сцене мы понимаем, что у кузнеца доброе сердце.

Повесть «Дубровский» с образом реального кота изучают в 6 классе. Роль реального окота в повести определили 50 учеников. Анкетирование по произведениям Пушкина А.С. вызвало живой интерес у ребят. Действительно, исследование образов кошек и их роли в творчестве поэта актуально. В анкетировании приняло участие 45 человек. Из таблицы следует, что ребята читают произведения Пушкина, но литературная грамотность оставляет желать лучшего. Образ реальных и мифологических котов должен привлечь их внимание.

Анкетирование обучающихся 5-7 классов

Приняло участие: 45 человек.

Вопросы

Количество обучающихся с положительным ответом

Количество обучающихся с отрицательным ответом

Читал ли ты произведения Пушкина с образами животных?

40

5

Знаешь ли произведение, где есть образ кота?

35

10

Помогает ли образ животного раскрыть образ персонажа?

37

8

Понимаешь ли ты, что значит реальный или мифологический образ кота?

25

20

Считаешь ли ты интересной поднятую тему?

45

0

Анализируя таблицу, можно сделать вывод, что мистические и реальные кошки являются у Пушкина А.С. значимыми образами и помогают раскрыть образ персонажей.

Заключение.

Как видим, мистические и реальные кошки являются у Пушкина героями, помогающими более подробно узнать характер героя, оценить его поступок, создать атмосферу происходящего. Их присутствие на страницах произведений и на авторских рисунках помогает читателю более точно и объёмно воспринимать задуманные литературные образы.

Образ котов у Пушкина А.С. проходит эволюцию: мифологический кот Ученый- ведьма в кошачьем образе- «котенок- ребенок»- реальный кот в домашних условиях. Интересно то, что поэт реальным котам придавал черты характеров знаковых людей. Пушкин часто использовал образы кошки в своих сказках, стихах и поэмах, обладая удивительным даром пониманием этих животных.

 

Список литературы:

1. Афанасьев А.Н. Народные русские сказки. В 3-х томах. М., 1992.
2. Гура А.В. Символика животных в славянской народной традиции. – М.: Индрик, 1997.
3. Пушкин А.С. Полное собрание сочинений: в 10 т. – М.-Л.: Издательство АН СССР, 1949. 
4. Славянская мифология. Энциклопедический словарь. М., 1995
5. Словарь языка Пушкина: в 4 т. – М.: Азбуковник, 2000.
6. Цявловская Т.Г. Рисунки Пушкина. – М.: Искусство, 1983.
7. Черейский Л.А. Пушкин и его окружение. – Л.: Наука, 1975. 
8. Эфрос А.М. Рисунки поэта. – М.: AKADEMIA, 1933.

9. А.С. Пушкин в Москве и Подмосковье. Матералы XII Пушкинской конференции. 13-14 октября 2007 г. - Большие Вязёмы, 2008.

 

. . . . .