Журнал "1 сентября"

Педагогические и образовательные статьи
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 31.03.2024г.

Регистрация СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 77018 от 06.11.2019г. Смотреть

Регистрация периодического издания: ISSN 2713-1416 Смотреть

         
kn publ 1   kn publ 2   kn publ 5
         
         
kn publ E   kn publ 3   kn publ 4
         

Анатомо-физиологические особенности волейболистов 12-13 лет

Дата публикации: 2021-06-01 12:53:06
Статью разместил(а):
Позднякова Анастасия Николаевна

Анатомо-физиологические особенности волейболистов 12-13 лет 

Автор: Позднякова Анастасия Николаевна

МБОУ «Кировская гимназия Имени Героя Советского Союза Султана Баймагамбетова»

 

Аннотация: в данной статье автор пишет о особенностях анатомо-физиологических изменений волейболистов 12-13 лет.

Ключевые слова: особенности волейболистов, подростковый возраст волейболистов, анатомо-физиологические особенности.

Тематическая рубрика: Средняя школа, СПО.

 

Рациональное планирование тренировочного процесса, правильное использование средств и методов спортивной тренировки на всем протяжении подготовки юных волейболистов возможно лишь с учетом анатомо-физиологических изменений развивающегося организма.

Подростковый возраст характеризуется значительными физическими и анатомо-физиологическими изменениями организма ребенка.

Выделяют 3 группы особенностей подросткового возраста:

• Биологические изменения (функциональные и соматические, в том числе морфологические и половые).

• Психологические изменения.

• Социальные изменения.

Функциональные особенности подросткового организма характеризуются выраженной нестабильностью эндокринной и вегетативной систем регуляции, эмоциональной подвижностью, низким уровнем выносливости к физическим и психическим нагрузкам. Для подростков характерны сниженная выносливость к физическим нагрузкам, повышенная ранимость по отношению к психическим, физическим факторам, в том числе и экологическим. Эндогенные (очаговая инфекция) и экзогенные (курение, алкоголь, токсичные вещества и наркотики) интоксикации наносят организму больший вред, чем организму взрослых. Это обусловлено тем, что организм подростка развивается и еще не сформирован как у взрослого человека.

Прежде всего, в этом возрасте идет интенсивное увеличение массы и длины тела. Среднее увеличение роста за год у мальчиков доходит до 10 сантиметров. Ежегодная прибавка в весе составляет около 3-6 кг. У подростков период активного роста длится в среднем около 4-5 лет. У мальчиков пик развития приходится на возраст около 13 лет. После завершения 1 фазы активного роста в более медленном темпе возможно продолжение ростовой деятельности еще на протяжении нескольких лет.

При правильно построенной методике, спортивные занятия в подростковом периоде оказывают положительное влияние на формирование организма занимающихся. Это проявляется следующим образом: морфологические изменения в виде повышенного прироста антропометрических признаков, а также как функциональные сдвиги в виде повышения работоспособности подростка. К четырнадцати годам происходит формирование скелета, кости таза срастаются, устанавливается постоянство кривизны позвоночника в поясничной части, происходит уменьшение хрящевого кольца межпозвоночных суставов [1].

В подростковом периоде очень характерен физический рост своей неравномерностью изменений различных частей тела. Первыми размеров характерных как у взрослого человека достигают голова, кисти рук и стопы ног. Руки и ноги человека растут быстрее, чем туловище, развитие которого завершается в последнюю очередь. В связи с этим фактом фигура подростка часто выглядит нескладной, вытянутой, непропорциональной. Это зачастую тяжело переживается подростками и отражается на их психическом состоянии.

Например, у некоторых ребят возникает чувство «физической неполноценности», в силу чего они начинают стесняться раздеваться в присутствии других людей, неохотно посещают занятия физической культуры.

Неравномерность физического развития сказывается и на характере движений подростка – они отличаются недостаточной координированностью, угловатостью, излишней резкостью и неуверенность.

Однако подростковый возраст является сенситивным для приобретения и совершенствования многих сложно-координационных движений. В возрасте 11-13 лет у детей может развиваться и достигать высочайшей степени совершенства тонкая координация, пространственная точность движений и их размеренность во времени. Если мальчикам 10 лет одновременный анализ движений по пространственным и временным признакам еще непосилен, то подобный анализ движений с двумя одновременно предъявленными задачами может успешно осуществляться, начиная с 12-13-летнего возраста.

У подростков 13-14 лет при изучении сложных по координации движений иногда заметно тормозящее влияние пубертатного периода. Следует отметить, что динамические стереотипы двигательных навыков, приобретенные в детском возрасте, обладают значительной устойчивостью и способны сохраняться в течение многих лет [6].

Рост различных органов и тканей предъявляет повышенные требования к деятельности сердца и сердечно-сосудистой системы. Сердце в отличие от кровеносной системы (капилляры, вены и артерии) растет быстрее, что может быть причиной функциональных нарушений в деятельности сердечно-сосудистой системы и проявляться в виде учащенного сердцебиения, повышенного кровяного давления, головных болей, головокружения, быстрой утомляемости подростка.

В подростковом возрасте происходят значительные изменения внутренней среды организма, которые связаны с изменениями в эндокринной системе организма и центральной нервной системе, в которой процессы возбуждения преобладают над процессами торможения. Это является причиной бурного подъема, а также повышенной чувствительностью к патогенным воздействиям со стороны окружающей среды.

В данном возрасте умственное и физическое переутомление, длительное нервное напряжение ЦНС, аффекты, сильные отрицательные эмоции, переживания (страх, гнев) могут быть причиной эндокринных нарушений и функционального расстройства нервной системы. В результате подростки отличаются большой раздражительностью, быстрой утомляемостью, рассеянностью, низкой работоспособностью, бессонницей. Подросток может не реагировать на сильный раздражитель и давать бурную реакцию на незначительный раздражитель [7].

Важнейшим процессом ребенка 13-13 лет является половое созревание, оказывающее огромное влияние на все аспекты физического и развития ребенка. Развиваются характерные половые органы, вторичные половые признаки.

Как в физическом развитии, так и половом созревании существуют заметные индивидуальные отличия в возрасте их начала и завершения. Отклонения от норм в темпах развития организма и физического облика являются источником беспокойства для многих подростков. Например, если у некоторых мальчиков половое созревание может завершиться к 13,5 годам, то у других оно может продолжаться вплоть до 17-летнего возраста и даже дольше.

Нормальные временные периоды изменения организма ребенка тесным образом связаны с генетическими факторами и фактором питания.

У подростков 11-14 лет увеличивается сила сердечной мышцы, возрастает ударный объем сердца, уменьшается частота дыхания и пульса. Так, у 13-летних частота пульса в покое равна 70 уд/мин, а при работе значительно увеличивается до 190-200 уд/мин. Кровяное давление у детей обычно ниже, чем у взрослых. К 11-12 годам оно равняется 107/70 мм рт. ст., к 13-15 годам - 117/ 73 мм рт.

Организм подростков быстро настраивается на физическую работу. Это объясняется большой подвижностью нервных импульсов и работы нервных окончаний, поэтому разминка в занятиях должна занимать не более 8-10 мин.

Таким образом, в возрасте 11-14 лет организм подростка достаточно сформирован и готов к физической нагрузке, что дает возможность постепенно переходить к углубленной спортивной тренировке.

 

Список литературы:

1. Безруких М.М. Возрастная физиология (Физиология развития ребенка) / Безруких М.М., Сонькив В.Д., Деброва А.Ф.// Глава 22. Подростковый и юношеский период – 2002 – С. 430-435.

2. Беляев А.В. Волейбол: Учебник для высших учебных заведений физической культуры / под редакцией А.В. Беляева, М.В. Савина. - М.: Физкультура, образование, наука, 2000. - 368 с, ил.

3. Беляев А.В. Волейбол: Учебник для институтов и академий физической культуры / А. В. Беляев, М. В. Савина. – Москва: СпортАкадем-Пресс, 2002. – 368 с. – Текст: непосредственный.

4. Волков Л.В. Физические способности детей и подростков / Л.В. Волков. - М., 2001. - 150 с.

5. Данилова Г.Р. Теория и практика волейбола: краткий курс: учебное пособие / Г.Р. Данилова, Е.В. Невмержицкая, И.Е. Коновалов, К.А. Баранова, В.А. Макаров. – Казань : Отечество, 2019. - 195 с.

6. Иванов А.И. Анализ особенностей тренировки волейболистов в подростковом возрасте / А.И. Иванов // Вестник Югорского Государственного университета – 2016. - №1 – С.1

7. Ивойлов А.В. Волейбол / А.В. Ивойлов - М.: Выш. школа, физ. Воспитания, 1979. -192 с.

8. Ивойлов А.В. Волейбол: очерки по биомеханике и методике тренировки / А. В. Ивойлов. - М.: Физкультура и спорт, 1981. – 152 с.

9. Клещев Ю.Н. Волейбол: Сборник под редакцией /Ю.Н. Клещёва - М.: Физкультура и спорт, 1983. — 93 с. 

10. Клещев, Ю.Н. Юный волейболист / Ю.Н. Клещев, А.Г. Фурманов. - М.: ФиС,1979. -231с.

 

. . . . .