Журнал "1 сентября"

Педагогические и образовательные статьи
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрация СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 77018 от 06.11.2019г. Смотреть

Регистрация периодического издания: ISSN 2713-1416 Смотреть

         
kn publ 1   kn publ 2   kn publ E
         
         
kn publ 5   kn publ 3   kn publ 4
         

Формирование читательской грамотности через приёмы и методы смыслового чтения на уроках литературы

Дата публикации: 2021-05-28 04:53:10
Статью разместил(а):
Патрина Татьяна Сергеевна

Формирование читательской грамотности через приёмы и методы смыслового чтения на уроках литературы

Автор: Патрина Татьяна Сергеевна

МБОУ "СОШ № 6",  г. Амурск

 

Аннотация: Статья посвящена процессу организации работы с обучающимися на уроках литературы. Материал представляет собой интерес для учителей гуманитарного цикла общеобразовательных учреждений и может быть использован в широкой педагогической практике. Методические рекомендации обеспечат учителя знаниями о стратегиях смыслового чтения и возможными вариантами организации работы по формированию читательской грамотности у обучающихся. 

Ключевые слова: смысловое чтение, читательская грамотность, уроки литературы.

Тематическая рубрика: Средняя школа.

 

РЕЦЕНЗИЯ

на статью «Формирование читательской грамотности через приёмы и методы смыслового чтения на уроках литературы» Патриной Татьяны Сергеевны МБОУ "СОШ № 6", г. Амурск

Актуальность направленности, представленной к рецензированию статьи, не вызывает сомнений, в виду того, что сегодня в российских школах целостное развитие личности является приоритетным направлением, обозначенным в новом образовательном стандарте (ФГОС). Обеспечивается оно, прежде всего, через формирование универсальных учебных действий (УУД), которые создают возможность самостоятельного успешного усвоения личностью новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, то есть умения учиться. Во ФГОС также одним из требований является формирование стратегии смыслового чтения и работа с текстом. Чтобы решить данную проблему, необходимо, чтобы каждый учитель использовал различные приемы для достижения эффективного результата.

В России современными критериями проверки результатов обучения являются контрольно-измерительные материалы единого государственного экзамена. Насколько успешно ученик сдаст этот экзамен зависит от того, сумел ли коллектив педагогов создать условия для формирования универсальных учебных действий (УУД) на уроках каждому. Ведь только формирование всех УУД в комплексе позволит ребенку реализовать свои способности в полной мере.

Особое место среди метапредметных универсальных учебных действий занимает чтение и работа с информацией. Успешное обучение в начальной и основной школе невозможно без сформированности у обучающихся читательской грамотности.

Работа Патриной Т.С. отражает цели, ценности, парадигму современного школьного образования в соответствии с ФГОС. Этим обусловлена её актуальность, продиктованная стратегией и тактикой ФГОС.

Итак, представленные материалы выстроены в определенной аргументированной логике. Содержание данной статьи органично отражает современную образовательную парадигму и отвечает ФГОС.

Рецензент: педагог высшей квалификационной категории, кандидат экономических наук, доцент, Doctor of Philosophy Ольга Львовна Гиршевич.

 

Методическая разработка создавалась как помощь учителям гуманитарного цикла в освоении приемов и методов стратегий смыслового чтения и эффективном использовании при разработке учебных занятий по литературе с обучающимися 6 класса на примере произведения Н.В. Гоголя «Тарас Бульба». В методической разработке использованы как труды отечественных специалистов в данной области, так и авторские приемы.

Практическая составляющая данной разработки формировалась и апробировалась на базе МБОУ "СОШ № 6" г. Амурска. Работа позволяет не только грамотно выстроить образовательную траекторию в данном направлении, но и решить разноплановые задачи. Методическая разработка поможет системно выстроить программу занятий, позволит активизировать деятельность обучающихся. Также в работе предлагаются методические рекомендации, значимость которых заключается в том, что они углубляют знания о принципах работы с текстом, приёмах и методах смыслового чтения на уроках литературы.

Одна из проблем современного образования – необходимость освоить большое количество информации. Чтение в современном информационном обществе имеет метапредметный характер, а умения такого чтения относятся к универсальным учебным действиям. Меж тем результаты проведённого исследования PISA показали, что в России существует проблема в формировании грамотности чтения, которая понимается как способность обучающихся к осмыслению текстов. Федеральный государственный образовательный стандарт начального и основного общего образования, предъявляя требования к метапредметным результатам освоения основной образовательной программы, в качестве обязательного компонента выделяет «овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами».

Понятие «смысловое чтение» предстает как наиболее востребованный вид чтения для овладения комплексом умений, связанных с извлечением необходимой информации, определением главной и второстепенной информации, восприятием сущности текста и свободной ориентацией в нем, адекватной оценкой содержания информации.

Как помочь обучающемуся овладеть навыками смыслового чтения и сформировать у ученика читательские компетенции? Именно смысловое чтение отличает от любого другого чтения то, что читатель постигает ценностно-смысловые моменты текста. При определении сущности стратегии смыслового чтения были изучены труды отечественных специалистов в данной области (Э.Г. Азимов, Н.Н. Сметанникова, И.В.Муштавинская).

Цель методической разработки: помощь учителям-словесникам, методическим службам по формированию читательской грамотности обучающихся на уроках литературы посредством эффективного использования методов и приёмов стратегий смыслового чтения.

 Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:

1. Систематизировать и классифицировать методы и приёмы стратегий смыслового чтения, в том числе авторских приёмов.

2. Описать практическое применение методов и приемов стратегий смыслового чтения на каждом этапе прочтения произведения.

3. Разработать методические рекомендации по реализации методов и приёмов, в том числе авторских на разных этапах урока.

4. Выявить уровень сформированности читательской грамотности обучающихся. Г.А.Цукерман, М.М.Светловская. Методика «Диагностика сформированности читательской грамотности (О. Б.Панкова).

Задачи, поставленные в работе - это своеобразный маршрут для достижения конкретных умений в области понимания информационной, смысловой и идейной сторон произведения.

Н.Н. Сметанникова тоже определяет стратегии как "путь, программа действия читателя по обработке различной информации текста". Наталья Николавевна предлагает выделять несколько типов стратегий смыслового чтения:

1. Стратегии предтекстовой деятельности.

2. Стратегии текстовой деятельности.

3. Стратегии послетекстовой деятельности (в иных источниках можно видеть "постчтение ").

Работу в этом направлении необходимо проводить поэтапно, опираясь на основные стратегии смыслового чтения. Под стратегиями смыслового чтения следует понимать различные комбинации приёмов и методов, которые обучающиеся используют для восприятия текстовой информации и её переработки.

В работе предлагаются приёмы, которые могут быть использованы учителем на всех этапах работы с произведением.

Оригинальным в работе считаю то, что приёмы стратегий смыслового чтения разбиты на все этапы работы с произведением, где демонстрируются умения, которые могут быть сформированы при использовании того или иного приёма, также практически для каждого представленного на определённом этапе прочтения приёма и метода дан алгоритм его реализации, почти для каждого приёма и метода представлена деятельность учителя и обучающегося.

1 этап. Работа с текстом до чтения.

На данном этапе необходимо предугадать, опираясь на собственный читательский опыт, какой будет эмоциональная, смысловая направленность текста.

Приёмы стратегии предтекстовой деятельности:

1. "Жонглёр" (авторский приём)

2. "Рассечение вопроса" 

3. "Ассоциативный куст"

4. "Закончи предложение"

5.  "Верите ли вы?" (авторский приём)

2 этап. Работа с текстом во время чтения.

а) Этап предполагает использование различных видов чтения (по усмотрению учителя). Здесь важно первичное понимание произведения, его толкования с позиции читателя.

б) Повторное "вдумчивое" чтение отдельных эпизодов произведения, здесь будут уместны уточняющие вопросы к каждому прочитанному  фрагменту.

в) Обобщение прочитанного, выявляем, если имеется, скрытый смысл в произведении.

Приёмы стратегии текстовой деятельности:

1. "Толстые и тонкие вопросы"

2. "Истина и ложь" (авторский приём)

3. "Цветовые ассоциации"

4. "Слово - загадка" (авторский приём)

5. " Узнай эпизод" (авторский приём)

3 этап. Работа с текстом после чтения.

Третий этап предполагает дискуссию, беседу по всему тексту или отдельных его частей. На этапе работы с текстом формулируем основную идею и замысел автора.

а) соотносим читательскую оценку с позицией автора.

б) работаем с дополнительными источниками, с учебником.

в) анализируем иллюстрации к произведению, соотносим видение писатели с собственным представлением.

г) творческие задания.

Приёмы стратегии послетекстовой деятельности:

1. "Паутина вопросов"

2. "Проверочный лист"

3. Метод "Незаконченного предложения"

4. Метод "Портрет художественного произведения"

5. "Текст с пропущенными словами", клоуз-тест

6. Метод "Шесть шляп мышления"

Описанные в стаье методы и приёмы стратегий смыслового чтения, могут применяться не только на уроках литературы, а также будут полезны во время дополнительных занятий (и не только гуманитарного цикла) для формирования самостоятельности мышления и читательской грамотности. Именно в этом определяется новизна методической разработки.

 

. . . . .