Журнал "1 сентября"

Педагогические и образовательные статьи
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрация СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 77018 от 06.11.2019г. Смотреть

Регистрация периодического издания: ISSN 2713-1416 Смотреть

         
kn publ 1   kn publ 2   kn publ E
         
         
kn publ 5   kn publ 3   kn publ 4
         

Мотивация и стимулирование учащихся на занятиях физической культурой

Дата публикации: 2021-05-05 13:04:39
Статью разместил(а):
Тихановский Александр Александрович

Мотивация и стимулирование учащихся на занятиях физической культурой

Автор: Тихановский Александр Александрович

МАОУ "СОШ № 1", г. Салехард

 

Аннотация: В данной статье раскрываются понятия «мотив», и «мотивация» применительно к занятиям физической культурой в школе. Даётся краткая характеристика видам мотивов. Показаны решения проблем при отсутствии мотивации.

Ключевые слова: мотив, мотивация, виды мотивов, физическая культура.

Тематическая рубрика: средняя школа.

 

Впервые термин «мотивация» употребил А. Шопенгауэр в статье «Четыре принципа достаточной причины». Этот термин с тех пор прочно вошел в обиход для объяснения причин поведения животных и человека. В настоящее время мотивация, понимаемая как источник активности и, одновременно, как система побудителей любой деятельности изучается в самых разных аспектах в различных отраслях знания: в физиологии, в общей, возрастной, педагогической психологии, в педагогике и других отраслях.

Самым широким среди понятий «мотив», «мотивация» и «мотивационная сфера» - является последнее. Мотивационная сфера включает в себя эмоциональную и волевую составляющие личности (Л.С. Выготский), переживание удовлетворения потребности. В общепсихологическом контексте мотивационная сфера представляет собой сложное многофакторное явление, совокупность движущих сил поведения, открывающихся субъекту в виде интересов, целей, потребностей, влечений и идеалов, которые, в свою очередь непосредственно обуславливают человеческую деятельность.

С этой точки мотивационная сфера понимается как стержень личности, к которому «прикрепляются» такие ее свойства, как направленность, установки, ценностные ориентации, эмоции, притязания, социальные ожидания, волевые качества и другие социально-психологические характеристики. «Под мотивационной сферой личности понимают всю имеющуюся у данного человека совокупность мотивационных образований: диспозиций (мотивов), потребностей и целей, аттитюдов, поведенческих паттернов, интересов». Мотивационная сфера личности имеет системную организацию. Именно взаимосвязь элементов и компонентов этой структуры обеспечивает ее целостность. Она характеризует субъекта, степень его развития. Мотивационная сфера представляет собой комплекс взаимодействующих мотивационных образований, упорядоченных сложной, многомерной иерархической структурой. Ее качество определяется как элементами (их природой, свойствами, количеством), так и структурой, которая является эволюционной, то есть выражает определенные стадии развертывания процессов и представляет собой целостную, открытую, динамическую, внешне и внутренне детерминированную, самоорганизующуюся систему (В.А. Бодров, Г.В. Ложкин и А.Н. Плющ, 2001).                                      

В данной ситуации необходимо донести до сознания родителей тот факт, что когнитивные процессы человека в большой степени зависят от функционального состояния его организма. Важно понять, что именно при обучении сложным формам движений происходит формирование и развитие всех отделов головного мозга. Без нормального физического состояния ребенок будет испытывать трудности при обучении, подготовке к экзаменам, что будет плохо сказываться на плодотворности его работы.

Учебные действия современных школьников развиты недостаточно универсально. Дети слабо обладают навыками выполнения двигательного задания при устном объяснении, порой не могут определить цели выполнения изучаемого движения, прослеживается несогласованность работы в команде, группе. В изучении двигательного действия учащиеся затрудняются выделять ключевые моменты и соотносить их с ранее изученными движениями. В результате этого школьники достаточно часто не могут определить, сосватав двигательного действия, что приводит к неточности его выполнения, и как следствие, снижению мотивации к занятиям физической культурой. Следовательно, условия для достижения предметных результатов не создаются. Изменить сложившуюся ситуацию можно только через параллельное формирование на уроках физической культуры универсальных учебных действий [7, с. 43].

Результаты исследований по данной проблеме указывают на то, что занятия физической культурой станут наиболее эффективными только в том случае, когда участие в них будет вызвано внутренними побуждениями школьника, интересом к занятиям. Это поспособствует развитию творческой активности личности, откроет пути для его самосовершенствования [7, с. 46].

Очевидно, что лишь при проведении систематических целенаправленных занятий физическими упражнениями, наличии тренировочных режимов и развивающего характера, возможно, наблюдать улучшение физического состояния детей, а, следовательно, и уровня их здоровья. Формами такого обучения в школе являются уроки физической культуры, занятия в секциях и выполнение самостоятельных домашних заданий [6, с. 301].

Выделяют разные группы мотивов к занятиям физической культурой:

- внутренние мотивы, связанные с удовлетворением процессом деятельности (новизна, эмоциональность, динамичность, любимые упражнения и т.д.);

- внешние положительные мотивы. Мотивы, основанные на результатах деятельности (активный отдых, приобретение знаний, умений и навыков и т.д.);

- мотивы, связанные с перспективой (развитие физических качеств, укрепление здоровья, коррекция фигуры и т.д.);

- внешние отрицательные мотивы (страх получения низкой отметки, насмешек сверстников из-за неумения выполнять какое-либо движение и т.д.).

Однако наиболее важным мотивом для решения основных задач физического воспитания является укрепление здоровья. Не менее важны и сопутствующие ему мотивы: обеспечение потребности в движении; приобретение дополнительных знаний, умений и навыков; улучшение работоспособности и двигательных качеств; совершенствование своих физические возможностей с целью улучшения качества жизни.

Следовательно, важнейшей задачей, стоящей перед учителем физической культуры в школе, является формирование оптимального мотивационного комплекса к своему предмету и к самостоятельным занятиям физическими упражнениями у своих воспитанников [7, c. 48].

Чтобы школьники были уверены в своих силах в плане физкультурных достижений, необходимо ставить перед ними конкретные цели и задачи, не превышающие их физические возможности, выявлять сильные и слабые стороны детей, воспитывать в них привычку к анализу своих ошибок и постоянному самоконтролю. Чтобы повысить мотивацию, доказать, что физическая культура – часть всестороннего развития личности, ее культуры, в материал занятий должен включаться компонент, подчеркивающий необходимость самопознания в физкультурно-спортивной деятельности.

Исследователями доказано, что в физкультурной деятельности при благоприятных мотивах самопознание должно переходить в потребность, а затем в систему мотивационных образований [1, с.624]. Следует выделить несколько этапов мотивации к самопознанию в процессе физического воспитания: оценочно-ориентировочный, практический, деятельностный. Таким образом, можно заключить, что занятия физкультурой и спортом – это полимотивированная деятельность.

Среди основных педагогических условий, способствующих формированию мотивационно ценностного отношения школьников к самопознанию в сфере физического воспитания, можно назвать:

- ориентацию на мотивацию успеха на занятиях физкультурой и спортом;

- право выбора спортивной деятельности;

- управление своим поведением и деятельностью;

- создание позитивной психологической атмосферы на уроках физкультуры;

- деятельность должна оставлять после себя осязаемый результат, который должен оцениваться качественно и количественно.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Абрамова Г.С. Возрастная психология. - М.: Академический Проект; Екатеринбург: деловая книга, 2000. - 624 с.      

2. Алексеев А.В. Преодолей себя! [Текст]// Ростов/н Д: Феникс. - 2006. – 352 с.     

3. Алексеев А.В. Преодолеть себя [Текст]//М.: Физкультура и спорт. - 2003. – 180 с.                                     

4. Бальсевич В.К. Концепция альтернативных форм организации физического воспитания детей и молодежи // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2006. № 3.                   

5. Бальсевич В.К. Перспективы модернизации современных образовательных систем физического воспитания на основе интеграции национальной физической и спортивной культуры. - М.: РГАФК, 2002. - 30 с                           

6. Бальсевич В.К. Перспективы развития общей теории и технологий спортивной подготовки и физического воспитания (методологический аспект) // Теор. и практ. физ. культ. – 1999. - № 4. – С.21 – 26.               

7. Волков К.Н. Психологи о средствах и путях оптимизации учебного процесса // Психологи о педагогических проблемах: Книга для учителя / Под ред. А.А. Бодалева. – М.: Просвещение, 1991. С. 42-49.              

8. Гальперин П.Я. Введение в психологию. М., 1976.      

9. Горбунов Г.Д. Психопедагогика спорта. - Физкультура и спорт, 1986. - С. 56-78.                           

 

. . . . .