Журнал "1 сентября"

Педагогические и образовательные статьи
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрация СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 77018 от 06.11.2019г. Смотреть

Регистрация периодического издания: ISSN 2713-1416 Смотреть

         
kn publ 1   kn publ 2   kn publ E
         
         
kn publ 5   kn publ 3   kn publ 4
         

К вопросу о нравственном воспитании обучающихся на уроках английского языка

Дата публикации: 2021-04-15 17:48:46
Статью разместил(а):
Андреева Наталия Петровна

К вопросу о нравственном воспитании обучающихся на уроках английского языка

Автор: Андреева Наталия Петровна

МОУ ИРМО «Хомутовская СОШ № 2», Иркутская область

 

Работая над проблемой самоактуализации обучающихся на уроках английского языка в общеобразовательной школе, было проведено исследование на базе МОУ ИРМО «Хомутовская СОШ № 2» Иркутского района Иркутской области.

Исследование проводилось с целью дальнейшего совершенствования системы обучения и воспитания личности в процессе изучения иностранного языка через индивидуализацию и дифференциацию; в процессе обучения иностранному языку через разработку технологий, ориентирующих на самоактуализацию личности обучающегося и способствующих развитию нравственности и формированию ее ценностной системы.

Одним из самых важных моментов развития самоактуализирующейся личности является её нравственное воспитание. По мнению Е.А. Васкиной, «Рассматривая проблему нравственного воспитания сквозь призму освоения ценностей в контексте современности, обратим внимание на то, что она особо актуальна в наше время, в период изменения общественной системы ценностей. Проблема нравственного воспитания через освоение ценностей в педагогическом процессе не может считаться однозначно решенной: она не исчерпывается существующими работами, а продолжает развиваться в соответствии с новыми веяниям и времени и изменениями в ценностной стратегии общества» [3:242].

На уроках английского языка в 9-11 классах по УМК М.З. Биболетовой «Enjoy English» тематическое планирование составлено таким образом, что нравственные проблемы пронизывают практически каждый раздел учебника. Например, автор заостряет своё внимание на таких темах как: «Легко ли жить отдельно от семьи?», «Мы живём в глобальной деревне», «Родословная моей семьи», «Манеры делают человека», «Что такое конфликт и как его разрешить?» и т.п. [1].

На занятиях мною было замечено неоднозначное отношение обучающихся к таким ценностям, как «Семья», «Отечество», «Земля». Этот момент насторожил и возник вопрос об организации воспитательной работы в этом направлении и внесении коррективов в учебно-воспитательный процесс для старшеклассников на уроках английского языка. Для этой цели была проведена диагностика по методике П.В. Степанова [4], при использовании которой было определено отношение обучающихся к различным ценностям. Опрос проводился анонимно. Результатом его явилась картина «западающих ценностей» в отношении таких ценностей как Семья, Отечество, Земля. Данный опрос проводился  среди обучающихся  9-11 классов, участие приняли 93 человека.

Обработка  результатов анкетирования проводилась в соответствии с построением анкеты, исходя из 4–х уровней отношений к каждой ценности: устойчиво–позитивное отношение; ситуативно-позитивное; ситуативно-негативное; устойчиво – негативное отношение.

Обнадёживает отношение к семье. 50% опрошенных (47 человек) имеют устойчиво-позитивное отношение к такой ценности как Семья. Семья значима для них как образец отношений, учащиеся чтят семейные устои и традиции, в будущем хотят создать свои счастливые семьи.

40% (37 человек) имеют ситуативно-позитивное отношение к семье. Семья представляет для подростка определённую ценность, но факт наличия семьи им воспринимается как естественный, заботу родителей он воспринимает как само собой разумеющуюся. Он полагает, что в будущем его семья будет похожа на семью его родителей. 10% (9 человек) имеют ситуативно-негативное отношение к семье: потребительское отношение, родители «должны» давать деньги на мелкие расходы и прощать шалости …

Отношение к Отечеству. 22,7% (21 человек) показали устойчиво-позитивное отношение, т.е. Родина для них не абстрактная категория, а конкретная страна, где он собирается жить и которой гордится. 60% (56 человек) имеют ситуативно-позитивное отношение к этой ценности. Подросток переживает чувство родного дома, деревни. Он может помочь ветерану, хотя сам своей помощи может и не предложить. 17,3% (16 человек) имеют ситуативно-негативное отношение: ему кажется, что происходит со страной и с ним самим, имеет между собой мало общего. Он может «правильно» выступать на тему патриотизма, но в зависимости от ситуации по-разному расставить акценты.

Отношение к Земле. Стоит отметить, что образовательное учреждение, где проводилось данное анкетирование, располагается в сельской местности. Учащиеся, их родители, предки большинства из них родились и выросли на «земле». Закономерно поставить вопрос: разве может ребёнок, родившийся и выросший в сельской местности, потребительски и равнодушно относиться к родной Земле, её природе, животному миру, ко всему живому на родной планете?!

Результаты анкетированию заставляют задуматься: 27%(25 человек) имеют ситуативно-негативное отношение к Земле. Это означает, что подросток предпочитает не обращать внимания на такие мелочи, как брошенный мусор, может ломать ветки в лесу, просто так гонять кошек и собак, не задумываясь о том, что он делает.

Отрадно, однако отметить тот факт, что 58% (54 человека) из опрошенных имеют ситуативно-позитивное отношение к Земле (природе): подросток заботится о животных, растениях, которые принадлежат лично ему, глобальные проблемы мало его беспокоят. Из числа респондентов всего 15% (14 человек) имеют устойчиво-позитивное отношение, это означает, что у данных подростков есть вполне развитое экологическое сознание. Они полны жалости и сопереживания любым животным, готовы убирать лес и чистить водоёмы … Вывод напрашивается сам собой: работа по воспитанию у стершеклассников любви к природе, родной Земле  в МОУ ИРМО «Хомутовская СОШ №2» недостаточна.

Для воспитания и обучения самоактуализирущейся личности в рамках аксиологического подхода в условиях общеобразовательной школы одним из приоритетных направлений является нравственное воспитание с привитием высших нравственных ценностей, которые выражают сознательное отношение человека к социальной действительности и оказывают значительное влияние на все стороны его жизнедеятельности».  

Следовательно, дальнейшая работа, исходя из диагностических данных, может быть организована по следующему алгоритму:

1. В Программу развития школы необходимо включить направление педагогической деятельности по выработке экологических навыков у обучающихся с целью сохранения живой природы.

2. На уроках, как иностранного языка, так и на других учебных дисциплин, необходимо использовать учебный материал, направленный на воспитание экологической культуры ребёнка (что наиболее актуально в этом году в настоящее время). На уроках английского языка могут быть подобраны дидактические материалы и тексты соответствующей тематики, организована проектная работа в группах с последующим обсуждением проектов, взаимопроверкой и  рефлексией. Коммуникативный характер иностранного языка, атмосфера сотрудничества учителя и обучающихся на уроке будет способствовать их взаимопониманию, а, следовательно, помогут воспитать гуманную и творческую  личность. «Такое общение, мотивированное потребностью друг в друге, приобретает нравственный характер, а значит, является средством, при помощи которого эффективно происходит освоение ценностей» [1:76]. 

3. Следует провести повторное контрольное диагностирование обучающихся по методике П.В. Степанова, выявляющую отношение подростка к наивысшим ценностям после спланированной и проведенной в этом направлении работы, что в дальнейшем даст возможность сделать соответствующие выводы и, в случае необходимости, откорректировать педагогическую деятельность.

 

Список литературы:

1. Биболетова М.З. Английский язык: Английский с удовольствием «Enjoy English»: Учебник для общеобразовательных учреждений - Обнинск: Титул, 2012.-200 с. 

2. Васкина Е.А. Нравственное воспитание: традиции и инновации. Интегративное обучение в вузе: возможности, опыт, перспективы материалы международной учебно-методической конференции. 2011, Издательство: Омская академия Министерства внутренних дел Российской Федерации (Омск), стр. 239-242. 

3. Васкина Е.А. Педагогические условия освоения приоритетных ценностей студентами педвуза: Дис. канд. пед. наук: 13.00.01 / Красноярский гос. пед. ун-т – Красноярск, 2006. – 219 с.

4. Степанов П.В. Диагностика и мониторинг процесса воспитания в школе / П.В. Степанов, Д.В. Григорьев, И.В. Кулешова. М.: Академия: АПКиПРО, 2003. - 82 c. 

 

. . . . .