Журнал "1 сентября"

Педагогические и образовательные статьи
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 31.03.2024г.

Регистрация СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 77018 от 06.11.2019г. Смотреть

Регистрация периодического издания: ISSN 2713-1416 Смотреть

         
kn publ 1   kn publ 2   kn publ 5
         
         
kn publ E   kn publ 3   kn publ 4
         

Преподавание физики в профильных классах

Дата публикации: 2021-03-30 17:29:13
Статью разместил(а):
Слепцова Сардана Владимировна

Преподавание физики в профильных классах

Автор: Слепцова Сардана Владимировна

МАОУ «Саха политехнический лицей», г. Якутск

 

Аннотация: Одним из направлений современного российского образования является введение в старшей школе профильного обучения. Благодаря ему, возможно, наиболее полно учитывать способности, склонности и интересы учащихся, за счет изменений в структуре, содержании и организации образовательного процесса. 

Ключевые слова: олимпиада, конференция, подготовка к ЕГЭ, физика, школа.

Тематическая рубрика: Средняя школа, СПО.

 

РЕЦЕНЗИЯ

на статью Слепцовой Сарданы Владимировны «Преподавание физики в профильных классах» МАОУ «Саха политехнический лицей», г. Якутск, Россия.

Актуальность статьи не вызывает сомнения, так как в настоящее время в стране наблюдается высокий спрос на технических специалистов, что подразумевает качественное физическое образование в школе. Цель статьи заключается в обзоре обучения физике в профильных классах путем возможности выбора учащимися своей индивидуальной линии обучения. Результат данного исследования - высокая результативная активность участия обучающихся на занятиях и внеурочной деятельности – олимпиадах и научно-исследовательской деятельности учащихся.

Таким образом, автор делает вывод о том, что изучение предмета путем выбора учащимися индивидуальной линии обучения, в полной мере раскрывает способности учащихся и способствует реализации их возможностей, развитию аналитических и исследовательских компетенций. При этом наблюдается двусторонний эффект: интеллектуально развивается не только ученик, но и растет профессиональный уровень учителя.

Считаю, что статья актуальна в нашем обществе построения экономики на применении концепции фабрика 4.0. Возникают новые компетенции, которые должны опираться на изучение базовых предметов, в том числе физики. Мир стремительно меняется, учиться приходится постоянно, и модель получения образования путем построения индивидуальной линии обучения с применением научно-исследовательского потенциала школьников сегодня способствует подготовке кадров для экономики новой уровня 4.0.

Рецензент: педагог высшей квалификационной категории, кандидат экономических наук, доцент, Doctor of Philosophy Ольга Львовна Гиршевич

 

Профильное обучение создаёт необходимые условия для получения знаний старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами. Можно выделить следующие цели профильного обучения:   

· осуществление полноценного образования разными категориями учащихся в соответствии с их способностями, индивидуальными особенностями;

· изучение предмета на более углубленном уровне;

· качественная подготовка к ЕГЭ и поступлению в ВУЗы;

· овладение навыками проектно-исследовательской деятельности.

В наше время техническим специальностям уделяется особое внимание в обществе. И, как следствие, роль физики, как науки, в современном обществе возрастает, поэтому  профильные классы позволяют обеспечить повышенную подготовку по физике и другим профильным предметам, и создать благоприятные условия для развития творческого потенциала учащихся.

Физика как бы состоит из трех крупных дисциплин, требующих различные умения и задатки от личности: теоретическая часть, решение задач, требующее прочное знание математики, практическая, лабораторная, исследовательская часть. На преподавание физики в профильных классах  отводится достаточное  количество учебного времени, что позволяет применять для работы в этих классах разнообразные технологии и приёмы.  Но особое внимание хочется уделить  технологии блочно-модульного изучения учебного материала, которую считаю наиболее целесообразным для работы в 10-11 классах физико-математического профиля, так как изучаемый материал  довольно объёмный и сложный.

Такая система позволяет формировать чёткие, прочные, систематизированные знания и умения; осуществлять дифференцированный и личностно-ориентированный подход к обучению; готовит к успешной сдаче ЕГЭ. На уроках я старюсь найти оптимальное сочетание обучающих программ с другими средствами обучения на основе исследовательского и технологического подходов к обучению, интерактивных методов с использованием ИКТ, уделяя особое внимание организации самостоятельной деятельности учащихся. Стараюсь активизировать познавательную деятельность ребят и повышать интерес к учению на каждом этапе урока через индивидуальную, групповую работу. Учащиеся показывают стабильные результаты по освоению образовательной программы по физике, успеваемость стабильно составляет 100% качество знаний обучающихся стабильно выше 70 %.

Одним из возможных вариантов решения проблемы профессионального самоопределения обучающихся является политехническая направленность предметов естественнонаучного цикла. Единый государственный экзамен по физике это важнейшая составляющая для выпускников школ, которые поступают в технические ВУЗы. Каждый год выбирают ЕГЭ по физике в среднем 20%-30% от общего количества выпускников нашего лицея. Учащиеся успешно сдают экзамены, поступают в ВУЗы на технические специальности. Для меня это большая заслуга и я всегда переживаю за каждого ученика, ведь физика, что говорить, один из самых сложных предметов в школе.

При подготовке к ЕГЭ я еженедельно провожу консультации для учащихся, индивидуальные беседы-консультации с родителями. В течение учебных годов проводится пробные экзамены по предмету, зачеты, разные тестирования. Мои ученики 100% сдают ЕГЭ по физике, средний балл составляет 52 балл, один ученик - 91 балл (2020г.), 5 учащихся - свыше 70 баллов (2020г.).

Внеурочная деятельность, так же, как и деятельность обучающихся в рамках уроков, направлена на достижение результатов освоения основной образовательной программы. Но в первую очередь, это достижение личностных и метапредметных результатов, т.к. на уроке не всегда возможно научить ребят общаться, организовывать и анализировать свою познавательную деятельность, согласованно выполнять совместную работу, а педагогу отследить, как формируются и развиваются личностные качества учащихся. Это и определяет специфику внеурочной деятельности, в процессе которой обучающийся не только должен узнать, сколько научиться действовать, принимать решения, определять ценностные жизненные ориентиры.

Свободное общение, непринужденное взаимодействие, передача ценностных установок, влияние личности учителя на ученика эффективнее происходит во время внеурочных занятий – это подготовка к олимпиадам, индивидуальные консультации, работа с учащимися над проектом или совместные исследовательские занятия элективных курсов и факультативов.

Элективные курсы: 

· «Методы решения задач по физике» 10кл.

· «Методы аналогий для решения задач по физике» 11 кл.

· «Олимпиадная физика» 7-11кл.

· Научно- исследовательская работа.

Результативно участвуют мои ученики во Всероссийских олимпиадах по физике из перечня РСОШ. В 2020 году получили благодарность от Председателя Российского совета школьников, ректора Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова В.А. Садовничий. За вклад и формирование эффективной системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи, а также подготовку победителей и призеров олимпиад школьников, включенных в  Перечень Министерства науки и высшего образования Российской Федерации.

Учащиеся профильного класса являются победителями и призерами муниципального этапа олимпиады по физике и политехнической олимпиады.

Научно-исследовательская деятельность обучающихся - работа учащихся, связанная с решением творческой, исследовательской задачи. Общие исследовательские умения и навыки – это: умения видеть проблемы; задавать вопросы; выдвигать гипотезы; давать определение понятиям; классифицировать; умения и навыки наблюдения; проведения экспериментов; умения делать выводы и умозаключения; умения и навыки структурирования материала; работы с текстом; умение доказывать и защищать свои идеи.

Исследовательская работа, как и всякое творчество, возможна и эффективна только на добровольной основе. Учебные исследования могут разворачиваться вне уроков и обычной учебной работы как дополнительная, внеклассная, внеурочная работа. Ежегодно учащиеся успешно участвуют на научно-практических конференциях.

Анализируя имеющийся опыт работы в профильных классах, можно выделить преимущества  данного вида обучения: возможность учащимися выбрать свою индивидуальную линию обучения, благодаря чему в полной мере раскрываются способности учащихся и реализовываются их возможности. Работать в профильном классе сложно, но интересно, так как интеллектуально развивается не только ученик, но и растет профессиональный уровень учителя.

 

Список литературы:

1. Фролов И.В., Артюхин О.И., Миенков С.В. ОРГАНИЗАЦИЯ ВНУТРИКЛАССНОЙ ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ШКОЛЬНОГО КУРСА ФИЗИКИ В ПРОФИЛЬНЫХ КЛАССАХ // Современные проблемы науки и образования. – 2016. – № 6.

2. Шуйцев А.М. Российский научный журнал № 4, 2008 г.

3. Научная библиотека РГУ им. С.А. Есенина «Обучение физики в условиях профильной старшей школы» от 30.11.2011г. 

 

. . . . .