Журнал "1 сентября"

Педагогические и образовательные статьи
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 31.03.2024г.

Регистрация СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 77018 от 06.11.2019г. Смотреть

Регистрация периодического издания: ISSN 2713-1416 Смотреть

         
kn publ 1   kn publ 2   kn publ 5
         
         
kn publ E   kn publ 3   kn publ 4
         

Рекомендации по подготовке к ЕГЭ по обществознанию (часть II: вопросы 25-27)

Дата публикации: 2021-03-14 11:05:23
Статью разместил(а):
Смоян Ирина Владимировна

Рекомендации по подготовке к ЕГЭ по обществознанию (часть II: вопросы 25-27)

Автор: Смоян Ирина Владимировна

МКОУ "СОШ № 3" с. Дивное, Ставропольский край

 

Аннотация: представление наиболее результативных элементов собственной системы работы при подготовке к ЕГЭ, методических приемов, педагогических действий, обеспечивающих эффективное решение учебно-воспитательных задач.

Ключевые слова: подготовка к ЕГЭ по обществознанию, разбор заданий 25, 26, 27.

Тематическая рубрика: средняя школа.

 

Современные образовательные технологии: метод сотрудничества, системно-деятельностный.

Задачи:

- повышение уровня теоретической и методической подготовки участников мастер-класса;

- демонстрация опыта работы по осуществлению педагогической деятельности в условиях подготовки к ЕГЭ;

- разработка механизмов реализации целей и задач в режиме обозначенной темы;

- организация взаимодействия ученика и учителя, для эффективной подготовки к ЕГЭ по обществознанию;

- создание ситуации достижения успеха в процессе учебной деятельности.

Представление актуальности исследования темы.

Главной своей задачей, как учителя, я считаю, дать каждому из своих учеников возможность пережить радость достижения, осознать свои возможности, поверить в себя. Главной задачей своих учеников, считаю - быть готовыми сотрудничать, подчиняться правилам, предложенным учителем. Итог - высокие результаты ЕГЭ.

Сократ, обращаясь к своим ученикам, говорил: «Заговори, чтобы я тебя увидел», очень правильный путь познания человека и его сущности. Благодаря общению, мы познаём и узнаём окружающих нас людей, создаём атмосферу взаимопонимания, выражаем своё мнение по самым различным вопросам. Но происходящие сегодня изменения в образовании, больше направлены на формирование умения наших детей выражать свои мысли не устно, а письменно. Это усложняет достижение высоких результатов, но не должно пугать. Нет ничего недосягаемого, для тех кто готов познавать.

Практическая часть. Рассмотрим задания части II – 25-26.

Задание 25. Задание требующие раскрыть смысл общестоведческого понятия, а также составить два предложения, содержащих информацию о различных аспектах общественного явления , обобщенного в данном понятии. Владение обществоведческим словарем, является важной составляющей успеха выполнения данного задания. А именно раскрытия смысла обществоведческого понятия. Для успешного раскрытия смысла обществоведческого понятия в зад.25 - на каждом уроке обращаю внимание на умение выделять существенные отличительные признаки понятия, отличающие  его от других и нахождение родового признака(ов). Не все ученики готовы к этой работе, но ее необходимо начинать , сразу же в 5 классе.

В 5 классе обучающиеся получают знание, что человек – существо биосоцильное, и  сразу же прошу составить предложение содержащее информацию о биологических и социальных началах, характерных для человека. Ученики 5 класса успешно с этим заданием справляются. (Например: человек в процессе деятельности преобразует окружающую среду, человек осознает сам себя, способен к творчеству и обладает фантазией; биологическая сущность человека отражается в инстинктах и т.д). До 11 класса, тема отработана  полностью, не требует возвращения к ней.

В 6 классе при отработке понятия «деятельность» прошу называть родовые признаки данной категории: форма активности, направленная на преобразование внешнего мира; способ отношения человека к внешнему миру; преобразование внешнего мира, подчинение его целям человека.

В 10 классе после изучения блока-модуля «Политика» предлагаю ученикам заполнить пропуски во втором и третьем столбцах, содержание предложений должно быть корректным с точки зрения научного обществознания. Важно обратить внимание обучающихся, что не принимаются за правильные ответы,  рассуждения бытового характера.

Понятие

Отличительный признак

Родовые признаки

Государство

Главный, основной политический институт общества или особая организация политической власти, распространяющаяся на всю территорию и население страны

- сувернитет гос.власти

- специальный аппарат управления

- монополия на легитимное насилие

Политический режим

Совокупность, система средств и методов, способов, приемов осуществления власти, воздействия на общество

-уровень политической свободы

- тип политической культуры

- оппозиция

- права и свободы

- партийная система

- государственное устройство

Разделение властей

Политико-правовой принцип предотвращения возвышения одной власти над другой

- предотвращение утверждения авторитаризма, диктаторского режима

- система сдержек и противовесов

- сведение к минимуму ошибок в управлении, узурпации власти

Такую работу ученики в дальнейшем проводят самостоятельно, в ходе самоподготовки. Такая работа важна и для самого учителя, с целью получения продуктивных результатов работы. В ходе изучения тем, обучающиеся составляют собственные задания и предлагают их выполнить одноклассникам на уроке. Данный подход в работе стимулирует учеников, позволяет глубже знать, владеть теоретическим материалом, видеть собственные ошибки и ошибки других, выступая «экспертом». Для учителя важно сделать акцент на том, что такое предложение т.к. многие выпускники в нашем предмете не придают этому значимости, что приводит к потере баллов, необходима метапредметная связь с русским языком. Провожу с учениками комплексный анализ допущенных ошибок, при чем обучающиеся  сами их формулируют:

- потеря родового признака;

- незнание обществоведческого понятия;

- неправильное оформление составленных предложений;

- некорректное содержание предложений, с точки зрения научного обществознания;

- ответы в форме словосочетаний;

- составление предложений, где отсутствуют распространенные члены предложения.

Данная методика позволяет, снижать уровень ошибок в данном задании. Выпускник обязан уметь назвать допущенную ошибку, чтобы избежать её в будущем.

Задание 26. Задание высокого уровня сложности. В условии задания содержится указание на социальный объект или процесс и требование проиллюстрировать, подтвердить или раскрыть какую-либо его сторону (или их взаимосвязь) с помощью примеров из социальной жизни. За полное и правильное выполнение задания выставляется 3 балла.

При неполном правильном ответе – 2 или 1 балл.

Важно, чтобы учитель обратил внимание своих учеников, что данный тип заданий имеет несколько моделей, условий и вытекающих из его требований:

1) «Назовите … и проиллюстрируйте примерами …»

2) «Приведите три примера, иллюстрирующие …»

3) «Проиллюстрируйте примером … В каждом случае запишите сначала положение, а затем – соответствующий пример».

Эти задания «разворачивают» проверяемый вид деятельности , пошагово фиксируя порядок выполнения требований. Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто. Отдельные слова и словосочетания не засчитываются в качестве примеров!

Учу обучающихся понимать, что является «содержательным пространством» данного задания т.к. это значительно облегчает его выполнение, но и главное дает возможность получить качественный результат. А мы с выпускниками нацелены, на достижение успеха! «Содержательное пространство», из которого могут черпаться примеры, весьма масштабное и разнородное. Примерами могут быть факты прошлого (т.е из истории) и современности, почерпнутые из личного социального опыта выпускников или получившие общественную известность; реальные события, примеры из искусства и смоделированные ситуации. А еще проще детям объясняю, что примеры надо отличать от пояснений, объяснений, аргументов, обоснований. Как бы странно не выглядело, но приходиться на старшей ступени, заниматься такими разъяснениями.

- Пример - это факт или маленькая история.

- Примеры должны быть достаточно конкретными: в какой-то момент что-то где-то с кем-то произошло.

- Примеры могут быть вымышленными, но правдоподобными.

В ответах допускается различная степень конкретизации! И в этой связи одни экзаменуемые могут идти по пути все большего уточнения самого исходного положения, выделяя его стороны, аспекты, формы проявления и т.д. Другие могут отдавать предпочтение отдельным фактам, которые воплощают черты (характеристики) общего.

Внимание выпускников я привлекаю следующей схемой «Схематическая структура задания 26»:

1) Основание 1. Например, …

2) Основание 2. Например, …

3) Основание 3. Например, …

Т.е всего 6 элементов: три основания и три примера.

Как показывает практика, вот таким простым языком, очень доступным получается добиться успеха.

Задание 27 - представляет собой задание - задачу, содержащую условие в виде проблемной ситуации или высказывания и вопросы (предписания) к нему. Это задание высокого уровня сложности. Оно требует применения усвоенных знаний в конкретной ситуации, в контексте определенной проблемы. За полное и правильное выполнение задания выставляется 3 балла. При неполном правильном ответе – 2 или 1 балл.

В КИМ ЕГЭ представлены различные задания-задачи. Они могут быть классифицированы в зависимости от содержания условия или характера требований.  

В зависимости от содержания условия можно выделить задачи, условия которых содержат проблемное высказывание (суждение); смоделированную социальную ситуацию правового, экономического, бытового и иного характера; конкретный реальный социальный факт или явление. По характеру требований (вопросов) могут быть выделены задачи, которые требуют подводить данные условия под общее понятие (от частного к общему); объяснять существующие взаимосвязи.

Существующие подходы в системе оценивания заданий 27 связаны с отдельными разновидностями заданий.

Подход первый. Количество баллов определяется количеством названных содержательных элементов ответа.

Подход второй. Количество баллов определяется по принципу качественных накоплений.

Вместе с учениками мы разработали памятку для решения познавательных задач. Можно, конечно, отнестись скептически, мол памятка, это нечто не современное, не важное, не значимое. Но я в практической работе, для факта «научения», считаю важным элементом подготовки к ЕГЭ.

Памятка для решения познавательных задач 

Внимательно ознакомьтесь с условием задачи и запомните вопрос.

Соотнесите вопросы, сформулированные в задаче, с ее условием:

- определите, какая полезная для решения задачи информация содержится в условии;

- подумайте, не противоречат ли друг другу данные условия задачи (именно противоречие данных может подсказать путь решения).

Подумайте, какие дополнительные знания следует привлечь для решения задачи:

- выявите область знаний, в контексте которой поставлен вопрос задачи;

- сократите эту область до конкретной проблемы, информацию по которой необходимо вспомнить;

- соотнесите эту информацию с данными условия задачи.

Наметьте предполагаемый ответ в соответствии с вопросом или предписанием.

Продумайте аргументы, подкрепляющие каждый этап вашего решения.

Убедитесь в правильности полученного вами ответа (ВАЖНО):

- соответствует ли ответ существу вопроса задачи;

- если в задаче дано несколько вопросов, то дан ли ответ на каждый низ них;

- нет ли противоречий между вашими аргументами;

- нет ли в условии задачи данных, противоречащих предлагаемому вами решению;

- можно ли считать предложенный путь решения задачи единственно возможным;

- не следуют ли из условия задачи какие-либо другие выводы помимо тех, которые намечены вами.

 

Литература:

1. Лискова Т.Е. Методические рекомендации для учителей, подготовленные на основе анализа типичных ошибок участников ЕГЭ 2017 года по обществознанию. М. 2017г.

2. Кишенкова О.В. ЕГЭ 2018. Обществознание: сдаём без проблем! М. Эксмо, 2017г.

3. Маркин С.А. ЕГЭ. Обществознание. Выполнение заданий части С. М.: Айрис-пресс 2017г.

 

. . . . .