Журнал "1 сентября"

Педагогические и образовательные статьи
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрация СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 77018 от 06.11.2019г. Смотреть

Регистрация периодического издания: ISSN 2713-1416 Смотреть

         
kn publ 1   kn publ 2   kn publ E
         
         
kn publ 5   kn publ 3   kn publ 4
         

Модульный подход к разработке программы воспитания

Дата публикации: 2020-12-02 12:38:51
Статью разместил(а):
Вебер Ольга Андреевна

Модульный подход к разработке программы воспитания

(из опыта работы по разработке программы воспитания)

Авторы: Вебер Ольга Андреевна

и Тихонова Татьяна Дмитриевна

МАОУ "СШ г. Липецка "Лингвист"

 

Аннотация: 1 сентября вступят в силу поправки в Закон об образовании в части вопросов воспитания обучающихся. Соответствующий законопроект № 960545-7 «О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся" был внесен в Госдуму Президентом РФ еще в середине мая. Согласно документу, воспитательная работа станет одной из составных частей образовательных программ. Воспитание обучающихся будет осуществляться на основе включаемых в соответствующую образовательную программу рабочей программы воспитания и календарного плана воспитательной работы. Разработкой и утверждением последних займутся сами образовательные организации при участии советов обучающихся и советов родителей (законных представителей) несовершеннолетних школьников. Кроме того, будет скорректировано понятие "воспитание".

Ключевые слова: программа воспитания, воспитание, модули программы воспитания.

Тематическая рубрика: средняя школа. 

 

С октября 2019 годы наша школа является опытно-экспериментальной площадкой ФГБНУ «Институт стратегии развития образования» по теме «Апробация примерной программы воспитания».

Примерная программа воспитания – это не перечень обязательных для школы мероприятий, а описание системы возможных форм и способов работы с детьми. Одним из результатов реализации программы воспитания станет приобщение обучающихся к российским традиционным духовным ценностям, правилам и нормам поведения в российском обществе. 

Школа, разрабатывая собственную рабочую программу воспитания, вправе включать в неё те вариативные модули, которые помогут ей в наибольшей степени реализовать свой воспитательный потенциал с учетом имеющихся у нее кадровых и материальных ресурсов.

Исходя из опыта работы в нашей школы, реализации процесса воспитания главным образом через создание в школе детско-взрослых общностей, с учетом имеющихся кадров и ресурсов. Мы выбрали следующие модули:

- Модуль «Классное руководство и наставничество». В модуле описываем работу классного руководителя с классом, индивидуальную работу с учащимися, работу с предметниками и родителями. Этот модуль мы практически не меняли, потому что в Примерной программе он описан достаточно.

- Модуль «Курсы внеурочной деятельности и дополнительного образования».

Виды деятельности:

Познавательная деятельность: «Юный лингвист», «Проектная деятельность», «Информатика в играх и задачах». 

Художественное творчество: «Дебют», «Антигрусть», «Хореография», «Радуга детства».  

Проблемно-ценностное общение: «Азбука общения», «Этика. 

Туристско-краеведческая деятельность: «Наши истоки».

Спортивно-оздоровительная деятельность: «Баскетбол», «Волейбол», «Азбука футбола», «Футбол».

Городская акция «Досуг» по привлечению учащихся в кружки и секции.   

Участие в муниципальном проекте «Доп. образование: доступное, привлекательное, эффективное».

- Модуль «Школьный урок». К Примерной программе мы добавили: 

1. Общешкольную научно-практическую конференцию. Работа ведется по секциям, в каждой секции выбираются лучшие проекты, которые участвуют в городском конкурсе «Шаг в будущее», «Путь к успеху». Победители награждаются на ежегодном празднике «Школьный звездопад».

2. Участие в муниципальном проекте «Одарённые дети: поиск, поддержка, сопровождение».

- Модуль «Самоуправление». Структура самоуправления трёхуровневая: ученическое самоуправление в классных коллективах, школьное ученическое самоуправление – Совет Лидеров, Городской совет лидеров.

Через деятельность Совета лидеров, объединяющего лидеров классов, происходит распространение значимой для школьников информации и получения обратной связи от классных коллективов, работа постоянно действующего школьного актива, инициирующего и организующего проведение личностно значимых для школьников событий (соревнований, конкурсов, фестивалей, акций, флешмобов и т.п.). Лидеры школы проводят ряд мероприятий, например «День Дублера», «Веселые старты», «День здоровья».

Рабочие комитеты Совета лидеров планируют и организовывают деятельность учащихся по конкретным направлениям, оценивают результаты соревнований учащихся в общественно-полезной и досуговой деятельности:

• «Учеба» - тематические мероприятия по предметам, проверку наличия и состояния дневников и учебников, сбор информации об учебном процессе;

• «Совет дела»:

– воспитательные мероприятия школы, досуга (тематические дискотеки, концерты, праздники фестивали, посещение выставок, театров, музеев и др.),

- участие в городских акциях, проектах;

- привлечение учащихся к участию в соревнованиях по различным видам спорта, ПДД и т.п.;

- сбор информации о спортивных достижениях учащихся школы;

- поздравление победителей;

• «Порядок и дисциплина» – дежурства по школе;

- ознакомление обучающихся школы с правилами безопасного поведения;

- осуществление контроля за выполнением  требований внутреннего распорядка; правил поведения обучающихся;

- организация трудовых дел (уборка, субботники, ремонтные дела, благоустройство территории  школы); охраны порядка на школьных вечерах.

• «Пресс-центр» – подготовка художественного и музыкального оформления, реквизитов для проведения различных  мероприятий;

- подготовка и выпуск объявлений, молний, мини-газет, обновление тематических блок-постов, выпуск школьной газеты;

- сбор информации о жизни школы, работу с корреспондентами классов;

- формирование имиджа школы;

-обмен информацией с другими организациями.

На уровне классов:

В Совете лидеров есть представители от каждого класса. В каждом классе есть свой лидер,  представляющий интересы класса в общешкольных делах и призванный координировать его работу с работой общешкольных органов самоуправления и классных руководителей. Так же он отвечает за различные направления работы класса для распределения среди участников ответственных должностей.

На индивидуальном уровне:

Через работу Совета лидеров каждый ученик оказывается вовлеченным в воспитательные мероприятия школы. Лидеры ОУ и класса выполняют организационную и контролирующую функцию в школе.

- Модуль «Профориентация». Эта работа осуществляется через:

· Участие в муниципальном проекте «Профориентация школьников: увлечение-профессия-успех»;

  • циклы профориентационных часов общения, направленных на  подготовку школьника к осознанному планированию и реализации своего профессионального будущего;
  • профориентационные игры «День дублера», «Ярмарка профессий»: симуляции, деловые игры, квесты, решение кейсов;
  • экскурсии на предприятия города, «ПРОФдвижение»;
  • совместное с педагогами изучение интернет ресурсов;
  • участие в работе всероссийских профориентационных проектов;

· освоение школьниками основ профессии в рамках различных курсов по выбору, включенных в основную образовательную программу школы, или в рамках курсов дополнительного образования.

- Модуль «Работа с родителями». Работа с родителями или законными представителями школьников осуществляется в рамках следующих видов и форм деятельности:

На групповом уровне:

· Общешкольный родительский комитет;

· Дни открытых дверей;

· родительские дни;

· общешкольные родительские собрания, происходящие в режиме обсуждения наиболее острых проблем обучения и воспитания школьников («Роль семьи в воспитании ребенка», «Профилактика деструктивного поведения подростков», «Безопасность детей в интернете», «Вредные привычки», и т.д.);

· родительские форумы при школьном интернет-сайте.

На индивидуальном уровне:

· работа специалистов по запросу родителей для решения острых конфликтных ситуаций;

· участие родителей в педагогических консилиумах, собираемых в случае возникновения острых проблем, связанных с обучением и воспитанием конкретного ребенка;

· помощь со стороны родителей в подготовке и проведении общешкольных и внутриклассных мероприятий воспитательной направленности;

· индивидуальное консультирование c целью координации воспитательных усилий педагогов и родителей.

- Модуль «Школьная служба примирения» – ШСП это служба, осуществляющая работу с конфликтными ситуациями, возникающими внутри школы, ее можно назвать одной из форм подросткового самоуправления, позволяющей передать подросткам ответственность за собственные отношения и конфликты.

Ребята проходят обучение у профессионального тренера-медиатора. Помимо проведения программ примирения, участники службы организуют шефство над младшими школьниками: проводят игры на переменах, выходят в начальные классы на классные часы. Активно ведут правовую просветительскую деятельность среди учащихся. Организуют мероприятия по здоровому образу жизни.

Старшеклассники узнают о деятельности судьи, посещая судебные заседания, могут показать то, чему они научились на занятиях школьной службы примирения, когда они выступали в роли медиаторов. (Муниципальный проект «Профориентация школьников: увлечение-профессия-успех»).

Эта деятельность сближает ребят и учителей, которые начинают относиться к социальному пространству школы как к объекту своей заботы. Кроме того, участие школьников в разрешении их конфликтов является важным аспектом школьного самоуправления и проявления подростковой инициативы, гражданской ответственности, что чрезвычайно важно в современных условиях

Показатели эффективности деятельности ШСП – совершение преступлений и правонарушений в течении 7 лет  -0.

- Модуль «Ключевые общешкольные дела»- школа богата на традиционные мероприятия: яркие и любимые «Олимп. Игры», «Ярмарка», «Папа может…!», «Леди совершенство», «Колокола памяти», «Дни дублера».

В этот же раздел мы включили мероприятия городской воспитательной акции.

- Модуль «СК «ОЛИМПИЯ» является системообразующим компонентом спортивно-оздоровительной работы ОУ.

Основными направлениями деятельности школьного спортивного клуба являются:

1. Проведение внутришкольных спортивных соревнований (товарищеских встреч между классами, спортивными командами школы);

2. Обеспечение систематического посещения занятий физической культурой и спортом обучающихся 1-11-х классов школы;

3. Организация спортивно-массовой работы с детьми младшего школьного возраста;

4. Проведение конкурсов на лучшую постановку массовой культурно-оздоровительной и спортивной работы среди классов;

5. Выявление лучших спортсменов класса, школы;

6. Награждение грамотами, дипломами, значками лучших спортсменов, команд – победителей в школьных соревнованиях по видам спорта;

7. Поощрение лучших спортсменов и активистов клуба;

8. Пропаганда физической культуры и спорта в школе;

9. Участие обучающихся в школьных этапах спортивных соревнований муниципального/областного уровня для обучающихся городской спартакиаде школьников, в «Кроссе Наций», «Лыжня России», военно-патриотической игре «Вперед, мальчишки!»;в спортивных мероприятиях: эстафеты «В здоровом теле – здоровый дух», «Веселые старты» (1-4 классы), «Олимпийские игры», военно-патриотическая игра «Зарничка» и др.

10. Проведение дней здоровья в школе под девизом: «Лет до ста расти нам без старости!».

Показатели эффективности работы спортивного клуба:

- ОУ ежегодный победитель или призер городской Спартакиады школьников;

- рост показателей спортивных достижений учащихся на соревнованиях всех уровней;

- увеличение занятости учащихся в спортивных секциях ОУ а последний 4 года.

- Модуль «Волонтерство» ДО «ДОБРОТВОРЕЦ». С 2019 года в школе действует волонтерская организация «ДоброТворец». Инициаторами создания организации стали лидеры УС. Работа ведется через сайт, что позволяет волонтерам наполнять свою книжку волонтера. Основные направления деятельности волонтерского движения формируются в соответствии с целями и задачами, определенными школой и планом работы, утверждаемым ежегодно.

Направление деятельности

· «Милосердие»   

· «Экология» 

· «Творчество» 

· «Здоровье». 

- Модуль «Детские общестенные объединения» - модель воспитательной системы «Планета Детства». На время учебного года школа становится маленькой планетой.

Содержание общешкольной игры - путешествия «Планета Детства»  объединяется и  единым тематическим направлением карты путешествий жителей  планеты: сентябрь – Переулок Школьный, октябрь – Переулок Творчества, ноябрь – Проспект Здоровья, декабрь – Переулок Радости и т.д.

Воспитание в детском общественном объединении осуществляется через:

• утверждение и последовательную реализацию в детском общественном объединении демократических процедур (выборы руководящих органов объединения, подотчетность выборных органов общему сбору объединения т.п.), дающих ребенку возможность получить социально значимый опыт гражданского поведения;

•  организацию общественно полезных дел, дающих детям возможность получить важный для их личностного развития опыт осуществления дел, направленных на помощь другим людям, своей школе, обществу в целом; развить в себе такие качества как внимание, забота, уважение, умение сопереживать, умение общаться, слушать и слышать других;

• договор, заключаемый между ребенком и детским общественным объединением, традиционной формой которого является Торжественное обещание (клятва) при вступлении в объединение.

• клубные встречи – формальные и неформальные встречи членов детского общественного объединения для обсуждения вопросов управления объединением, планирования дел в школе и микрорайоне, совместного пения, празднования знаменательных для членов объединения событий;

• мероприятия в начальной школе, реализующие идею популяризации деятельности детского общественного объединения, привлечения в него для новых участников (проводятся в форме игр, квестов, театрализаций и т.п.);

• поддержку и развитие в детском объединении его традиций и ритуалов, формирующих у ребенка чувство общности с другими его членами, чувство причастности к тому, что происходит в объединении (реализуется посредством введения особой символики детского объединения, проведения ежегодной церемонии посвящения в члены детского объединения, создания и поддержки интернет-странички детского объединения в соцсетях.

В 2017 году была создана первичная ячейка общественно-государственной детско-юношеской организации - Российского Движения Школьников (Личностное развитие, Гражданская активность и Военно-патриотическое направления).

В ОУ реализуется три направления:

Личностное развитие: целенаправленная работа по организации предпрофильного и профильного обучения, а также профориентационной работы:

•          встречи с интересными людьми разных профессий;

•          театральные студии «Дебют», «Антигрусть»;

•          спортивные секции «Футбол», «Баскетбол», «Волейбол» и т.д.;

•          экскурсии на предприятия города и ЛО;

•          практики («День дублера», летняя социально-значимая деятельность);

•          фестиваль по сдаче норм ГТО;

•          дни здоровья;

•          лингвистический марафон.

Гражданская активность: основным механизмом формирования гражданской активности учащихся в школе является социально-проектная деятельность, инициированная ребенком. Школьникам предлагается участвовать в социальной деятельности – различных видах добровольчества (фестивали, конкурсы, акции и флешмобы, детские проекты, волонтерская организация «ДоброТворец»):

•          дни памяти;

•          участие в мероприятиях по избирательному праву;

•          дежурство на Посту № 1, работа в отряде «Милосердие»;

•          помощь Липецкой общественной организации инвалидов;

•          помощь приюту бездомных животных;

•          экологические акции «Чистый город», «Спаси ёжика», «Сдай бумагу-спаси дерево».

Военно-патриотическое направление (военно-патриотические игры, развитие движения «Юнармия» и «Пост №1», Уроки мужества, конкурсы, викторины, спортивные соревнования и состязания):

•          военно-спортивная игра «Зарница», «Вперед, мальчишки!»;

•          почетный караул «Пост №1»;

•          мероприятия к Дню Победы: Всероссийские акции «Бессмертный полк», «Свеча памяти», «Колокола памяти».

- Модуль «Предметно-эстетическая среда» - окружающая ребенка предметно-эстетическая среда школы, при условии ее грамотной организации, обогащает внутренний мир ученика, способствует формированию у него чувства вкуса и стиля, создает атмосферу психологического комфорта. Это осуществляется через такие формы работы как:

· оформление интерьера школьных помещений в полилингвистическом стиле, с использованием ярких красок (вестибюля, коридоров, рекреаций, залов, лестничных пролетов и т.п.) и их периодическая переориентация, которая может служить хорошим средством разрушения негативных установок школьников на учебные и внеучебные занятия;

· размещение на стенах школы регулярно сменяемых экспозиций;

· озеленение пришкольной территории;

· благоустройство классных кабинетов;

· событийный дизайн;

· наличие особой школьной символики (значок, гимн школы, логотип, триколор (1-4 золотой; 5-8 –синий; 9-11 – бордо), элементы школьного костюма и т.п

· регулярная организация и проведение конкурсов творческих проектов по благоустройству различных участков пришкольной территории (например, «Липецк-дизайн» по высадке культурных растений, закладке газонов, сооружению альпийских горок, созданию инсталляций и иного декоративного оформления отведенных для детских проектов мест). 

Т.е. при описании модулей Программы воспитания мы проанализировали свой опыт, потенциал и ресурсы. Какие –то модули отсутствовали в Примерной программе воспитания, например «Спортивный клуб», «ШСП», а какие-то мы бы и хотели, чтобы  у нас реализовывались, потому как есть запрос и интерес у учащихся,  но у нас нет на это ресурсов и кадров, например «Медиа».

Рабочая программа воспитания, которую образовательная организация разрабатывает на основе Примерной программы, должна быть короткой и ясной, содержащей конкретное описание предстоящей работы с детьми, а не общие рассуждения о воспитании.    

Постарайтесь систематизировать всю имеющуюся в вашей школе практику воспитания, выделив в ней смысловые блоки, сгруппировав различные формы работы с детьми, упорядочив их относительно цели и задач вашей школы.

 

. . . . .