Журнал "1 сентября"

Педагогические и образовательные статьи
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрация СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 77018 от 06.11.2019г. Смотреть

Регистрация периодического издания: ISSN 2713-1416 Смотреть

         
kn publ 1   kn publ 2   kn publ E
         
         
kn publ 5   kn publ 3   kn publ 4
         

О классном руководителе замолвите слово

Дата публикации: 2020-11-29 15:57:00
Статью разместил(а):
Баженова Татьяна Михайловна

О классном руководителе замолвите слово

Автор: Баженова Татьяна Михайловна

МБОУ "СОШ п. Усть-Уда", п. Усть-Уда, Иркутская область

 

Аннотация: В данной статье автор делится размышлениями о предназначении классного руководителя, представляет опыт работы классного руководства.

Ключевые слова: классный руководитель, учебно-воспитательный процесс, программа воспитательной работы, детский коллектив.

Тематическая рубрика: Средняя школа, НПО, СПО.

 

В 2016 году, имея тридцатитрехлетний стаж работы учителя начальных классов, я впервые стала классным руководителем 5 класса. И если учитель начальных классов и классный руководитель - это синонимично, то классный руководитель 5-11 классов - фигура особенная в школе. Кто это?

Дело в том, что профессии и должности «классный руководитель» не существует. Обращаемся к разделу «Квалификационные характеристики должностей работников образования» Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих. Мы там находим 21 должность, но классного руководителя там нет!

Про классных руководителей говорится только в приказе Минобрнауки «Об утверждении Методических рекомендаций об осуществлении функций классного руководителя педагогическими работниками…». Что важно: на педагогического работника (с его согласия) могут возлагаться функции классного руководителя по организации и координации воспитательной работы с обучающимися в классе. Итак, классный руководитель — это функция!

Что ещё важно, функция добровольная, не удивительно, что классного руководителя в школе найти не просто. Ведь современный классный руководитель – это человек, который является камертоном детского коллектива, представляет интересы каждого ребенка, становится партнером семьи. Именно он является главным интегратором образовательных возможностей для каждого ребенка. Согласитесь, задача не из простых. Классное руководство – это фактор, значительно влияющий на образ жизни учителя. И слава тем учителям, что с достоинством выполняют функцию классного руководителя.

25.05.2016 года из рук замечательного учителя начальных классов я получила «Акт передачи класса в составе 25 замечательных выпускников начального общего образования» Дети характеризовались как успешные в обучении, активные, любознательные, жаждущие созидательной деятельности». Впрочем, большая часть учеников начальных классов таковыми и являются. Что же происходит потом?

Таким образом, передо мной, как перед классным руководителем, встала проблема сохранения и преумножения имеющихся качеств класса в целом, индивидуальных особенностей каждого ребёнка. При всей кажущейся ясности задач, многие вопросы построения эффективного воспитательного процесса в российской школе в целом, (и в нашей не исключение) не решены по сей день. Тому причиной, не в последнюю очередь, последствия скороспелой и непродуманной ломки традиций прошлой системы образования и воспитания, с особой силой проявившиеся в 1990-е годы, когда активно звучали призывы к выведению воспитательных функций из школы. В итоге этого, к счастью, не случилось, но ущерб от непродуманной инициативы ощущается до сих пор.

Не отступая от догм организации учебно-воспитательного процесса класса, изучила характеристику проблемной ситуации в области построения эффективного воспитательного процесса. Изучение материалов диагностики, анализа и методических рекомендаций Центра социального прогнозирования и маркетинга, дало понятие проблемного поля, которое могло возникнуть при организации воспитательного процесса в классе.

Следующий шаг – попытка объективного восприятия своих подопечных, диагностика индивидуальных особенностей, потребностей, проблем. Результатом которого стала авторская педагогическая разработка программы воспитательной работы класса «Ступени успеха» (в основе авторская программа Хуснулиной В.А.), предусматривающая систему работы с классом по направлениям, соответствующим требованиям ФГОС ООО, запросам участников образовательных отношений 5 класса. Программа обсуждалась с детьми, родителями, ведущими учителями – предметниками.

Программа “Ступени успеха” – это осуществление “своих собственных надежд и мечтаний”, движение по восходящей лестнице личностного развития и успеха ребёнка в 5- 9 классах.

Принципы организации воспитательной работы в этой программе не новы, сочетают в себе новаторство и лучшие традиции российской школы:

1. Добровольность участия детей в соответствии с их интересами и способностями.

2. Систематичность в организации.

3. Личностно-ориентированный подход в развитии и формировании личности ребенка.

4. Создание условий для проявления творческих возможностей, взглядов, мнений, свободы мысли каждому ребёнку.

5. Разнообразие форм работы.

6. Сочетание романтики, игры и социально востребованной деятельности с опорой на духовные ценности: Добро, Истину, Красоту.

Создание программы дало мне, как классному руководителю, массу преимуществ, самыми незначительными из них можно назвать следующее: не нужно ежегодно писать план воспитательной работы классы, достаточно внести необходимые коррективы, при чем, в этом обязательно участвуют сами дети, родители; легкость в составлении различного рода отчетов.

Самым главным достоинством наличия долгосрочной программы считаю обусловленность системы в работе с классом, именно системность, целенаправленность, последовательность, убеждена, может дать результат.

Структура программы проста, ежегодный план работы в программе составлен по единым направлениям, содержание которых соответствует возрасту детей, их потребностям, возможностям, интересам.

1 направление “Малая Академия наук” - интеллектуально-познавательное

Цель – оказание помощи учащимся в развитии способности действовать целесообразно, мыслить рационально и эффективно, проявлять свои интеллектуальные умения в окружающей среде.

2 направление “Гармония здоровья” - физическое воспитание.

Цель – использование педагогических технологий и методических приёмов для демонстрации учащимися их физического и психического здоровья, для самоутверждения, саморазвития.

3 направление “Свеча надежды” - нравственное направление.

Цель – осознание нравственных норм и правил.

4 направление “Созвучие юных сердец” - эстетическое воспитание:

Цель – гармонизация и развитие творческих способностей человека, приобщение учащихся к эстетическим ценностям.

5 направление “Колокола времён” - гражданско-патриотическое воспитание.

Цель – формирование у учащихся соответствующих знаний о праве, правовых нормах как регуляторах поведения человека в обществе и отношений между личностью и государством, требующих самостоятельного осознанного выбора поведения и ответственности за него.

6 направление “Кладезь семейной мудрости” - семейное воспитание.

Цель – максимальное сближение интересов родителей, детей и педагогов по формированию развитой личности.

7 направление: Организация работы с одаренными детьми «Не сомневайтесь, Я — талант!».

Немаловажное значение имеет отбор форм работы с классным коллективом, предпочитаю активные формы организации деятельности детей и родителей. Это деловые игры, диспуты, дискуссии, десанты, рейды, квесты и многие другие. Важно, что в организации любого дела в равной степени было участие ребенка-родителя-классного руководителя.

В наше время информационной открытости, грех не облегчить свою работу возможностями современных средств коммуникации: сайт класса, есть группы в социальных сетях, - всё на благо класса! 

Идёт пятый год пути по нашим «Ступеням успеха». Мы живы, значит, есть трудности, мы оптимисты, значит, есть успехи.

В классе есть отличники, ударники и нет неуспевающих.

Все дети заняты дополнительным образованием, это наше первое триединое соглашение, заключенное на родительско-детском собрании в пятом классе, и за соблюдение данного соглашения под постоянным контролем. Именно в дополнительном образовании расширяется пространство детского благополучия.  

7 детей по рейтинговому отбору получили путевки в ВДЦ «Артек», один мальчик побывал в ВДЦ «Орлёнок», двое – в ВДЦ «Океан».

В классе есть сборная девушек и сборная юношей по волейболу и баскетболу, главную роль здесь играет тесное сотрудничество классного руководителя с учителем физической культуры. Пусть на районных соревнованиях наше самое высокое достижение – 3 место, но не это главное.

Есть команда, участвующая в лыжных гонках, легкоатлетических соревнованиях. Из 23 учеников класса 19 имеют знаки отличия ВФСК ГТО, причем 11 детей проходят испытания этого комплекса уже на третьей по счету ступени.

Все мои дети имеют представление об организации исследовательских проектов. На районной конференции исследовательских работ в 2019 году работали 19 учеников, в 2020 году – 16. 5 победителей и 8 призеров данной конференции свидетельствуют о сформированной компетенции учеников класса в исследовательской деятельности. Есть у нас значительные достижения в этом направлении деятельности и всероссийском, региональном уровне, но, и не это главное.

В классе есть вокальная группа «Новое поколение», успешно принявшая участие в межрайонных фестивалях, мы можем здорово спеть всем классом, и главное опять не это!

Главным достижением класса, как сообщества, на данном этапе, считаю результат диагностики, проведенной в процессе подготовки к классному часу «Модель идеального класса». На один из вопросов анкеты никто из 23 моих детей не дал ответ «Я хотел бы учиться в другом классе».

Классный руководитель! Планировать, организовывать, мотивировать, руководить, направлять, контролировать и осуществлять обратную связь. Как же важно дать возможность нашим детям делать то, что им по-настоящему интересно: творить, совершать открытия, самостоятельно принимать решения, чувствовать признание своих успехов, ощущать радость от искреннего и заслуженного вознаграждения!  

Кто, как не классный руководитель, сможет сделать это?!

Какой он, классный руководитель XXI века? Можно продолжать и продолжать ... И это не пропишет никакая должностная инструкция, это не оценить в размере доплаты. Ведь это просто любовь - любовь к детям, любовь к делу, которому ты посвятил свою жизнь! Больница. Ночь. Наушники. Родные голоса и лица в телефоне: «Приезжайте скорее. Мы ждем Вас. Мы любим Вас». Счастье – быть вместе. Понимаю, одно - роль детей в жизни классного руководителя нисколько не меньше, чем руководителя класса в их жизни.

 

. . . . .