Журнал "1 сентября"

Педагогические и образовательные статьи
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрация СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 77018 от 06.11.2019г. Смотреть

Регистрация периодического издания: ISSN 2713-1416 Смотреть

         
kn publ 1   kn publ 2   kn publ E
         
         
kn publ 5   kn publ 3   kn publ 4
         

Игровые образовательные технологии в обучении иностранным языкам

Дата публикации: 2020-11-17 10:52:57
Статью разместил(а):
Кошман Ульяна Алексеевна

Игровые образовательные технологии в обучении иностранным языкам

Автор: Кошман Ульяна Алексеевна

МБОУ «ООШ № 5 г. Шатуры», г. Шатура

 

Аннотация: статья посвящена игровым образовательным технологиям и их применению на уроках иностранного языка. Раскрываются функции и ценность игровых форм обучения в учебно-воспитательном процессе по иностранному языку. Особое внимание уделяется классификации языковых и речевых игр. На основе анализа существующих классификаций, авторы предлагают собственную классификацию, делая акцент на творческие и ролевые игры на уроках иностранного языка.

Ключевые слова: игровая деятельность, дидактические игры, творческие, ролевые игры.

Тематическая рубрика: начальная школа.

 

Иностранный язык способствует развитию коммуникативных способностей, а также устранению психологических барьеров. Посредством изучения языка (через диалоги, сценки, монологические высказывания) появляется возможность становиться более общительным, а значит, и более успешным.

Современная методика преподавания иностранного языка за последнее время обогатилась новейшими технологиями. На уроках все чаще используются презентации, интернет-ресурсы, широко применяются интерактивные доски, компьютеры и смартфоны, аудиокниги и другие современные средства.

Игровая деятельность на уроке английского языка не только организует процесс общения на иностранном языке, но и максимально приближает его к естественной коммуникации. Игра развивает умственную и волевую активность. Благодаря играм активизируются все познавательные процессы обучающихся: развиваются внимание, память, мышление, творческие способности. Обучающие игры помогают снять усталость, преодолеть языковой и психологический барьеры. Их использование всегда дает хорошие результаты, повышает интерес к предмету, позволяет сконцентрировать внимание на главном - овладении речевыми навыками в процессе естественной ситуации общения во время игры.

Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что использование игровых технологий способствует стимулированию мотивации обучающихся к изучению иностранного языка.

Проблемами стимулирования мотивации учащихся к изучению иностранного языка с использованием игровых технологий обучения занимались выдающие ученые: И.Л. Бим, С.С. Полат, Е.И. Пассов, Д.Б. Эльконина и другие.

Целью настоящей статьи является изучить особенности применения игровых технологий в процессе преподавания иностранных языков.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие основные задачи:

- изучить литературные источники по проблеме применения игровых технологий в учебно-образовательном процессе;

- классифицировать игры, используемые при обучении иностранному языку.

Повышение мотивации обучающихся к учебной деятельности – один из актуальных вопросов дидактики. Мотивация определяет значимость того, что познается и усваивается обучающимися, их отношение к учебной деятельности и ее результатам.

Игра обеспечивает эмоциональное воздействие на обучаемых, активизирует резервные возможности личности. Она облегчает овладение знаниями, навыками и умениями, способствует их актуализации.

Учебная игра - упражнение помогает активизировать, закрепить, проконтролировать и скорректировать знания, навыки и умения, создает учебную и педагогическую наглядность в изучении конкретного материала. Она создает условия для активной мыслительной деятельности ее участников.

Игра - задание, содержащая учебную задачу, стимулирует интеллектуальную деятельность обучаемых, учит прогнозировать, исследовать и проверять правильность принятых решений или гипотез. Она является своего рода индикатором успеха школьников в овладении учебной дисциплиной, представляя собой одну из форм и средств отчета, контроля и самоконтроля учащихся. Учебная игра воспитывает культуру общения и формирует умение работать в коллективе и с коллективом. Все это определяет функции учебной игры как средства психологического, социально-психологического и педагогического воздействия на личность.

Социально-психологическое воздействие игры обнаруживает себя в преодолении боязни говорения (общения) на иностранном (и родном) языке и в формировании культуры общения, в частности культуры ведения диалога. Игра порождает интерес к стране изучаемого языка, к чтению зарубежной прессы. Она формирует способность принимать самостоятельные решения, оценивать свои действия и действия других, побуждает актуализировать свои знания.

По теории Э. Берна, игра по своей природе очень близка к реальным жизненным ситуациям, а иногда и неотделима от них. Игра, благодаря, вымышленной проблеме и реальным усилиям по ее разрешению, позволяет моделировать социокультурный контекст, проигрывать различные варианты поведения, корректировать и затем снова проигрывать. То, что в жизни трудно или совсем невозможно исправить (межкультурный конфликт или межкультурный шок), в игре можно проигрывать снова и снова, вырабатывая стратегии, необходимые для избегания данного конфликта.

Дидактическая игра, используемая в обучении, представляет собой ситуацию, моделирующую реальность в целях обучения.

По мнению С.Т. Занько, обучающие игры представляют собой синтез релаксопедических подходов (синтез барьеров, психологическое раскрепощение) и цепи имитационных проблемных ситуаций, в том числе конфликтных, в которых участники выполняют отведенные им социальные роли в соответствии с поставленными целями. Широко практикуются обучающие имитационные игры, но используются также игры поискового характера, результатом которых должны быть реальные проекты преобразований, исследования и выводы по спорным подходам. Непосредственная эмоциональная включенность в ситуацию, состязательность и коллективизм в поиске лучших решений, возможность широкого варьирования ситуаций, овладение новыми методами непосредственно в деле, в процессе делового общения, тренировка интуиции и фантазии, развитие импровизационных возможностей и умение быстро реагировать на изменяющиеся обстоятельства сделали метод обучающих игр очень популярным. Однако в силу ограниченности времени чаще используются отдельные игровые ситуации или фрагменты.

Познавательные игры могут содержать уже элементы ролевых игр, которые представляют большую сложность для учащихся. Следует согласиться с А.А. Деркачом, что наиболее актуально применение ролевых игр на уроках иностранного языка, что объясняется особенностями данного предмета, главная цель которого – обучение языку как средству общения. Игра помогает обеспечить взаимное общение всех участников и мотивирует речевую деятельность. Ролевая игра имеет большое значение в развитии механизма восприятия учащихся.

Рассмотрим основные группы классификации игр, используемые на уроках иностранного языка.

1. Дидактические игры, к которым следует отнести грамматические, лексические, фонетические и орфографические игры, способствующие формированию у обучающихся речевых навыков. В отличие от игр вообще дидактическая игра обладает существенным признаком – четко поставленной целью обучения и соответствующим ей результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью. В дидактической игре и посредством ее игроки должны чему-то научиться. Для дидактической игры характерно следующее:

– связь с определенной учебной целью;

– возможность повторить, в любое время прервать или начать заново;

– открытость, т. е. конец игры не определен точно;

– следование эксплицитным правилам, которые могут быть изменены игроками;

– удовлетворение от участия, отсутствие «последствий» для играющих (не следует каким-либо образом оценивать эту деятельность).

Принципиальное отличие дидактических игр от упражнений и заданий состоит в том, что:

- во-первых, в игре нет заданной схемы поведения, и участник

 сам выбирает возможный вариант речевого взаимодействия и оценивает результат его реализации. Единственный ограничитель содержания и формы игры – учебный материал (тема урока, цель, планируемые результаты);
- во-вторых, игра, как правило, носит состязательный, соревновательный характер. Ученик, вступая во взаимоотношения с партнерами по игре, оценивает свои силы не только сравнительно с другими игроками. Игра позволяет ему объективно оценить свои возможности;

- в-третьих, в игре школьники учатся межличностному и групповому общению, учатся выбирать оптимальные средства решения (языковые и неязыковые) конфликтных ситуаций. В игре формируются способности соотносить свои действия с действиями других игроков, т. е. сотрудничать.

2. Творческие, ролевые игры являются одним из способов обучения иностранным языкам. Такие понятия, как ролевая игра, симуляция, драма и игра, зачастую используются взаимозаменяемо, но на самом деле они имеют разные значения. Разница между ролевыми играми и симуляциями заключается в подлинности ролей, выполняемых студентами. При симулировании школьники играют свою естественную роль. Иными словами, роль, в которую они играют в реальной жизни (например, роль покупателя или бронирование билетов на транспорт). В ролевой же игре обучающиеся играют роль, которую они не играют в реальной жизни (например, премьер-министр или рок-звезда). Ролевую игру можно рассмотреть, как один из компонентов или элемент симуляции.

Таким образом, в ролевой игре участники назначают роли, которые они разыгрывают в рамках сценария. В симуляции внимание акцентируется на взаимодействии одной роли с другими ролями, а не на разыгрывании отдельных ролей. Так или иначе, ролевая игра подготавливает учащихся к социальному взаимодействию в другом социальном и культурном контексте.

Таким образом, ролевая игра является очень гибкой учебной деятельностью, имеющей широкий спектр возможностей для разнообразия и воображения. В ролевых играх широко используются различные коммуникативные приемы, тем самым развивается свободное владение языком, взаимодействие в классе и повышается мотивация. Ролевая игра улучшает разговорные навыки обучающихся в любой ситуации, потому что практически все учебное время в ролевой игре отведено на речевую практику, при этом не только говорящий, но и слушающий максимально активен, так как он должен понять и запомнить реплику партнера, соотнести ее с игровой ситуацией, определить насколько она релевантна ситуации и задаче общения и правильно отреагировать на нее.

 Что касается застенчивых учеников, ролевая игра помогает, предоставляя маску, с которой ученики с трудностями в общении освобождаются. Кроме того, это весело, и большинство учеников согласятся, что удовольствие ведет к лучшему обучению.

 

Литература:

  1. Говене Э. Игра на уроке иностранного языка // Вопросы методики обучения иностранным языкам за рубежом / Сост. Е.В. Синявская, М.М. Васильева, С.В. Калинина. - М.: Просвещение, 2002. - С. 130-135.
  2. Есетова, Н. Игры на уроках английского языка в начальной школе (статья)/ Н. Есетова// Учитель. 2012.
  3. Степанова Е.Л. Игра как средство развития интереса к изучаемому языку // Иностранные языки в школе. - 2004. - № 2. - С. 66-68.

 

. . . . .