Журнал "1 сентября"

Педагогические и образовательные статьи
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 31.03.2024г.

Регистрация СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 77018 от 06.11.2019г. Смотреть

Регистрация периодического издания: ISSN 2713-1416 Смотреть

         
kn publ 1   kn publ 2   kn publ 5
         
         
kn publ E   kn publ 3   kn publ 4
         

Особенности выполнения письменной части ЕГЭ по английскому языку: задание 39 – личное письмо

Дата публикации: 2020-11-04 22:53:40
Статью разместил(а):
Банк Лия Рувимовна

Особенности выполнения письменной части ЕГЭ по английскому языку: задание 39 – личное письмо

Автор: Банк Лия Рувимовна

МБОУ "Лицей № 1", г. Пермь

 

Аннотация: данная статья посвящена вопросам подготовки учащихся к выполнению письменной части ЕГЭ по английскому языку -  задания 39, Личное письмо. В статье рассматривается структура задания 39, критерии оценивания задания 39, а также дается пошаговая технология выполнения данного задания.

Ключевые слова: ЕГЭ, английский язык, задание 39, личное письмо, решение коммуникативной задачи, организация, стилевое оформление.

Тематическая рубрика: Средняя школа, НПО, СПО.

 

Единый государственный экзамен по иностранному языку относится к категории экзаменов по выбору. Данный экзамен состоит из письменной части, включающей разделы: Аудирование, Чтение, Грамматика и Лексика, Письмо, и устной части. Содержательный анализ результатов ЕГЭ, представленный на сайте Федерального института педагогических измерений, свидетельствует о том, что рецептивные задания (Аудирование и Чтение) дают наиболее высокие результаты в сравнении с продуктивными заданиями (Устной частью и Письмом), что определяет необходимость тщательного разбора технологии выполнения данных заданий при  подготовке к государственной итоговой аттестации.

Раздел Письмо представлен двумя заданиями – задание 39 - Личное письмо  и задание 40 - Письменное высказывание с элементами рассуждения «Мое мнение». Оба задания основываются на тематике, изучаемой в курсе школьной программы, и проверяют умение строить развернутое высказывание в контексте коммуникативной задачи, а также аргументированно, логично и связно  выражать собственное мнение, правильно используя разнообразные языковые средства.

Задание 39  - Личное письмо – является заданием базового уровня сложности, оцениваемого по следующим критериям: решение коммуникативной задачи, организация текста и языковое оформление высказывания. При подготовке учащихся к выполнению данного экзаменационного задания следует обратить особое внимание на формирование навыка внимательного изучения задания и письма-стимула, понимания поставленной в задании коммуникативной задачи и правильного ее решения, а также на выбор правильного стилевого оформления письменного высказывания и правильную организация текса письма.

Рассмотрим на примере следующего задания:

You have received a letter from your English-speaking pen-friend Jerald who writes:

…This summer we’ve had two tornadoes. Why do you think some people “hunt” them instead of hiding from them? What natural phenomena would you call the most dangerous for people, and why? Will we ever learn to protect ourselves from them?

Yesterday I spent the whole evening watching a basketball game …

Write a letter to Jerald.

In your letter

- answer his questions

- ask 3 questions about a basketball game

Write 100-140 words.

Первым шагом к успешному выполнению задания является внимательное прочтение задания, письма-стимула, предложенного в КИМ. Важно понимать, что в задании требуется написать письмо своему pen-friend, другу по переписке, что предполагает личный характер письма и, соответственно, определённый выбор стилевого оформления речи. Так, например, в обращении рекомендуется использовать традиционное Dear и имя друга (без фамилии, упоминание которой будет считаться нарушением стиля), а в заключении завершающая фраза и подпись автора должны соответствовать неофициальному стилю (Love/Best wishes, Liya, но не  Best regards/ Sincerely yours, Liya Bank).  При этом нужно помнить о необходимости соблюдения правил вежливости (благодарность за полученное письмо, ссылка на предыдущие контакты и надежда на последующие контакты).

Обратимся к формулировке задания в письме-стимуле: «Write a letter to Gerald. In your letter answer his questions». Одним из критериев получения максимального балла за РКЗ (решение коммуникативной задачи) является полнота и точность ответов на вопросы. Обратимся к Методическим материалам для председателей и членов предметных комиссий субъектов Российской Федерации по проверке выполнения заданий с развернутым ответом экзаменационных работ ЕГЭ 2020 года, опубликованных на сайте Федерального института педагогических измерений. М.В. Вербицкая и К.С. Махмурян отмечают, что точным  и полным ответом считается ответ, который отражает содержание всех пунктов плана, соответствует коммуникативной задаче и включает все элементы вопроса: where and when, what and why. Исходя из выше сказанного, каждый ответ на поставленный вопрос должен содержательно отражать суть спрашиваемого (а не переключаться, например, на воспроизведение части какого-либо топика, заученного на уроках). Более того, такой ответ не может являться простым односложным предложением, а, значит, каждый ответ должен содержать некое пояснение позиции автора. Так, например, на вопрос о перспективах защиты от торнадо, предложенный в письме-стимуле «…Will we ever learn to protect ourselves from them?» наиболее точным и полным будет, на наш взгляд, следующий: «Anyway, one day people will learn to protect themselves from such disasters as more tsunami warning systems are established round the world». 

Вернемся к формулировке задания в письме-стимуле: «Write a letter to Gerald. In your letter answer his questions, ask 3 questions about a basketball game». От учащихся требуется не только ответить на вопросы своего друга по переписке, но и задать ему 3 вопроса на заданную тему. Как правило, тема вопросов совпадает с событием/новостью, сообщаемой в завершающем абзаце письма-стимула, как в выше приведенном примере задания. В этом случае следует внимательно прочитать завершающий абзац письма, обращая внимание на то, когда произошло событие, о котором необходимо задать вопросы. Именно это будет определять грамматическую форму вопроса. Так, из рассматриваемого письма-стимула очевидно, что баскетбольная игра проходила накануне вечером, соответственно, вопросы будут сформулированы с использованием Past Simple.

Иногда встречаются задания, когда тема вопросов лишь отчасти касается события/человека, упомянутого в завершающем абзаце письма-стимула. Рассмотрим пример:

 You have received a letter from your English-speaking pen-friend Jasper who writes:

… My friends have just come back from a trip to Africa. It’s been my dream for years! What is your dream trip, where would you like to go and why? Whom would you like to take with you? What is the most difficult thing for you when you travel?

My sister is getting married …

Write a letter to Jasper.

In your letter:

- answer his questions;

- ask 3 questions about his sister.

Write 100–140 words.

Remember the rules of letter writing.

Как видно из выше приведенного письма, Джаспер сообщает о свадьбе своей сестры, и логично было бы предположить, что вопросы необходимо задать о предстоящем бракосочетании. Однако читаем внимательно задание: ask 3 questions about his sister. То есть требуется задать вопросы не о свадьбе сестры, а о самой сестре, например, How old is your sister? Таким образом, при подготовке к выполнению данного задания важно обратить внимание учащихся на необходимость внимательного, вдумчивого прочтения задания. Соответствие вопросов указанной в задании теме является еще одни аспектом при оценивании РКЗ.

Особое значение имеет логическая организация письменного высказывания. Каждое предложение, сформулированное в письме другу, должно быть понятным, логичным и связанным с содержанием письма-стимула: зачастую учащиеся, пытаясь создать логический мостик между первым абзацем (приветствием и благодарностью за полученное письмо) и последующим (ответами на вопросы друга), используют предложения типа Congratulations или Great you enjoyed it, из которых совершенно неясно, о чем именно идет речь. Подобные предложения нарушают логичность письменного высказывания. На наш взгляд, целесообразнее начать второй абзац с предложения, намечающего тему вопросов и ответов. Обратимся вновь к письму-стимулу, приведенному в начале статьи. Вопросы, предложенные в письме-стимуле, связаны с темой natural disasters (природные катастрофы) и обусловлены тем, что собеседник стал свидетелем торнадо. Поэтому вполне логичным видится переход: It’s awful that you’ve had two tornadoes this summer. Безусловную важность имеет и использование средств логической связи, позволяющих структурировать высказывание, делая его логичным, ясным и полным.

Не следует упускать из виду и организационную составляющую задания. Объем высказывания, обозначенный в задании, составляет 100-140 слов, плюс/минус 10%. Текст письма должен быть оформлен в соответствии с нормами, принятыми в стране изучаемого языка: краткий адрес отправителя (город и страна, не разделенные знаками препинания), дата (принимается любой формат написания), обращение к другу с красной строки, завершающая фраза, ссылка на последующие контакты и подпись отправителя на отдельной строке). Текст письма должен быть верно разделен на абзацы: первый абзац после обращения – благодарность за письмо и ссылка на предыдущие контакты, второй абзац – ответы на вопросы друга по переписке, третий абзац – вопросы другу на заданную тему, четвертый абзац – ссылка на последующие контакты, завершающая фраза и подпись отправителя - каждая  с новой строки. 

В отношении языкового оформления письменного высказывания, следует отметить, что задание 39 является заданием базового уровня сложности. В связи с этим повышенных требований к лексической наполненности и грамматическому оформлению высказывания не предъявляется.

Таким образом, задание 39 письменной части итогового экзамена по английскому языку, несмотря на очевидную принадлежность к базовому уровню сложности, имеет целый ряд содержательных и организационных нюансов, требующих пристального внимания и тщательного толкования на этапе подготовки к сдаче экзамена. 

 

Список литературы:

  1. Вербицкая М.В., Махмурян К.С., Курасовская Ю.Б. Методические материалы для председателей и членов предметных комиссий субъектов Российской Федерации по проверке выполнения заданий с развернутым ответом экзаменационных работ ЕГЭ 2020 года. Английский язык. Раздел «Письмо».- М.: ФИПИ, 2020г.
  2. Музланова Е.С. Английский язык 30 тренировочных вариантов экзаменационных работ для подготовки к Единому государственному экзамену. М.: Издательство АСТ, 2019г.

 

. . . . .