Журнал "1 сентября"

Педагогические и образовательные статьи
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрация СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 77018 от 06.11.2019г. Смотреть

Регистрация периодического издания: ISSN 2713-1416 Смотреть

         
kn publ 1   kn publ 2   kn publ E
         
         
kn publ 5   kn publ 3   kn publ 4
         

Интеллект-карты интегрированных уроков химии и истории

Дата публикации: 2020-11-02 16:45:23
Статью разместил(а):
Киселёва Ольга Николаевна

Интеллект-карты интегрированных уроков химии и истории

Авторы: Киселёва О.Н. и Панова О.А.

МБОУ «Лучковская СОШ», с. Лучки, Прохоровский район Белгородской области

 

Аннотация: В этой статье авторы пишут о том, как использование межпредметных связей в процессе обучения помогают развивать радиантное мышление обучающихся.

Ключевые слова: линейное мышление, радиантное мышление, интеллект-карта.

Тематическая рубрика: средняя школа.

 

В процессе образовательной деятельности целесообразно использовать межпредметные связи. Хотим поделиться опытом проведения уроков, которые могут заинтересовать и доставить удовольствие каждому обучающемуся - и «химикам» и «гуманитариям».

95% населения планеты используют линейную форму записи при передаче и конспектировании информации, т.е. в виде связанного рассказа. Для написания конспекта используются буквы и цифры. Практически не используются цвета, все пишется одним цветом. Подобная линейность структуры конспекта делает акцент на логичности, но не на изложении сути вопроса. Данная структура изложения не использует возможности мозга, такие как: визуальные образы, графическое представление информации, пространственная ориентация, ассоциации и гештальт. При таком ведении конспекта мозг «засыпает», ему скучно. Если учесть, что при этом используются лишь половина возможностей мозга, то и обучение становится неэффективным. Левое и правое полушария не взаимодействуют друг с другом. При линейной форме запоминания имеются следующие недостатки: потеря ключевых слов, сложность запоминания информации, потеря большого количества времени, не стимулируются творческие возможности мозга.

В своей практике стараемся использовать наряду с развитием линейного мышления и формы активизации радиантного мышления.

Радиантное мышление — это способ работы мозга, при котором процессы, происходящие в головном мозге, свидетельствуют о том, что процесс мышления осуществляется в образах или ключевых словах. Любая информация, поступающая в мозг представляется в виде центрального образа, от которого расходятся в стороны огромное множество образов – ассоциаций.

Графическое отображение процесса радиантного мышления на бумажном или электронном носителе осуществляется с помощью интеллект-карты.

Общий принцип построения: выделить основную идею и разместить в центре листа; от нее расположить ветки первого уровня, на которых пишутся ключевые понятия, раскрывающие центральную идею; от них отвести ветки 2-го уровня, раскрывающие идеи написанные на ветках 1-го уровня; по возможности слова заменяются рисунками и символами и добавляются графику; используются разные цвета для рисования интеллект-карт.

Пример составления опорного сигнала в 10 классе по теме «Алкадиены»: Мотивация (можно ли получить резиновые калоши из спирта?): проблемный вопрос (производство резины); проблемная ситуация (почему возникла необходимость получать резину  из спирта? Ведь есть гевея – природный источник натурального каучука); формулирование проблемы (получение искусственного каучука); решение проблемы (гипотезы учащихся, рассказ учителя о реакции Лебедева); рефлексия (обсуждение опорного сигнала: - на уроке я узнал …; - я плохо понял …; - я умею составлять реакции полимеризации …)

Интеллект-карта в 10 классе по теме «Алкадиены». В центре опорной схемы располагается рисунок калоши и бутылка со спиртом. Этот рисунок служит мотивацией к изучению алкадиенов. Мотивация – задаём вопрос Можно ли получить калоши из спирта? Ученики формулируют проблему: Из каких веществ получают резину для калош? Затем совместно с учителем решают проблемную ситуацию: почему возникла необходимость получать резину из спирта? 1блок. (На схеме ключевое понятие располагается слева от проблемного вопроса). Рассказ учителя о получении натурального каучука из сока дерева Гевеи, плантации которого выращивают в Южной Америке. 2 блок. Колумб открыл Америку в 1492 году, матросы увидели индейцев играющих в мяч. Так европейцы познакомились с каучуком. 3 блок. Английский предприниматель Макинтош стал производить плащи, пропитанные каучуком. Свойства каучука во время жары калоши растягивались до колен, на морозе становился хрупкими. 4 блок. Американский изобретатель Гудьир случайно открыл реакцию вулканизации - взаимодействие серы и каучука, в результате получается резина. Свойства резины: упругость, непромокаемость изделий и прочность на жаре и на морозе. 5 блок. ( На схеме с правой стороны от центрального рисунка). 1917 год Октябрьская революция, молодой республике объявили экономическое эмбарго. 6 блок. В 1931 г. советский химик Лебедев нашел способ получения бутандиена-1,3 из этилового спирта. 7 блок. Реакция полимеризации - из бутандиена-1,3 получение искусственного каучука. 4 и 7 блоки объединены. Из натурального каучука и искусственного каучука в ходе реакции вулканизации (взаимодействия с серой) получается резина. 8 блок. Алкадиены имеют 2 кратные связи, следовательно для них характерны реакции присоединения; качественная реакция на непредельные углеводороды – реакция с бромной водой; нарисованы пробирки: в 1 пробирке коричневая бромная вода и добавлен алкадиен; во 2 пробирке раствор обесцветился -доказательство наличия кратных связей.

Таким образом, умение обучающихся составлять и использовать интеллект-карты позволяет им: быстро вникать и запоминать изученный материал различной сложности; конспектировать большой объем учебного материала; Итогом работы с интеллект-картами является: повышение качества знаний обучающихся и повышение мотивации обучающихся к предмету.

 

. . . . .