Журнал "1 сентября"

Педагогические и образовательные статьи
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрация СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 77018 от 06.11.2019г. Смотреть

Регистрация периодического издания: ISSN 2713-1416 Смотреть

         
kn publ 1   kn publ 2   kn publ E
         
         
kn publ 5   kn publ 3   kn publ 4
         

Деятельностный подход - основа экологического воспитания

Дата публикации: 2020-11-02 16:12:03
Статью разместил(а):
Киселёва Ольга Николаевна

Деятельностный подход - основа экологического воспитания

Авторы: Киселёва О.Н. и Панова О.А.

МБОУ «Лучковская СОШ», с. Лучки, Прохоровский район Белгородской области

 

Аннотация: В этой статье авторы пишут  о том, как в процессе экологического воспитания формируется этико-эстетическое отношение к природе родного края на основе деятельностного подхода. Выделены три блока работы: экологический, этнографический и социальный.

Ключевые слова: экология, этнография, деятельностный подход.

Тематическая рубрика: средняя школа.

 

Одной из задач современной школы является экологическое воспитание обучающихся. Хотим поделиться опытом формирования этико-эстетического отношения к природе подрастающего поколения на основе местного природного памятника (освящённого источника).

Цели воспитательной работы заключаются в следующем:

- изучение этно-экологических и культурных особенностей сельского поселения (малой родины) по отношению к природе родного края,  к воде как источнику жизни;

- изучение сохранившихся  фольклорных жанров дающих немало сведений о богатейшем жизненном опыте народа.

Реализация данных целей осуществляется через изучение характеристики водораздела на территории родного села, ресурсов подземных вод, составление паспорта освященного источника, обустройство и охрану родников. 

Работа ведётся по нескольким направлениям:

1 блок. Изучение экологического состояния территории сельского поселения, составление карты родников, маршрута экологической тропы.

2 блок. Изучение местного фольклора, связанного с  природой, поэтического отношения к водным источникам.

3 блок. Сбор и обработка воспоминаний старожилов села об особенностях празднования  престольного праздника «Крещение» (водосвятие) в старину, после войны  и в настоящее время.

В силу исторических условий развития село оказалось хранителем народных традиций и православной  культуры. Благодаря этому и продолжают жить старинные обряды, песни, праздники.

В рамках деятельностного подхода ежегодно обучающиеся нашей школы активно участвуют в обустройстве и охране родников. Местная администация выделила средства на благоустройство территории, прилегающей к освящённому источнику: построена купель, беседка для отдыха.

Родники на территории села дают начало  реки Липовый Донец, правому  притоку реки Северский Донец. Более десятка мелких ключей бьют из трещин известковых отложений  на дне широкого лога, который делит село на две части и тянется на 2 км. Самый мощный ключ располагается  за селом и носит название «освященный источник». Липовый Донец питает пруд областного значения, где выращивают карпов. Из-за леса, в котором росли липы, находящегося на ее берегу, река получила название «Липовый Донец».

Северский Донец - самый крупный приток Дона. Общая длина – 1053 км. Впадает в Дон у станицы Раздорской Ростовской области.

Школьниками собран большой этнографический материал, в том числе песни, загадки, поверья, пословицы, поговорки, приметы погоды. Функционирует школьный этнографический музей, проводятся тематические экскурсии, посвящённые «годовому кругу» местных земледельцев.

Школьники посещают старожилов села, записывают их воспоминания, на их основе изучают местные культурно-бытовые традиции священного отношения к воде, связанные с празднованием престольного праздника «Крещения» (водосвятия).

Праздник «Крещение» для села Лучки  является престольным, потому что здесь был когда-то построен храм в честь «Богоявления». Праздник праздновался три дня, и три дня шла в церкви служба, причем в ночь на 19-ое  января служба начиналась в 12 часов ночи и продолжалась до утра. После службы в первый день праздника жители села обедали, встречали гостей с окрестных сел, угощали их, пели песни, водили хороводы. Пели песни, в основном, зимние «Белая Беленушка», «Выпала выпадала», «Две  дорожки» и другие.

Во время Великой Отечественной войны храм «Богоявления» был разрушен, немцы бомбили село, одна из бомб попала в храм.  В 2016 году был построен новый храм. 19 января ежегодно сельский дом культуры проводит концерт. В новом храме священнослужитель проводит службу и освящает воду. В ночь на 19 января местные жители и гости села набирают воду из «Освященного источника» и окунаются в купели.

Занимаясь экологическим воспитанием обучающихся мы пришли к следующим выводам:

1) Необходимо формировать этико-эстетическое отношение к природе, используя индивидуальные, групповые и массовые формы внеклассной работы межпредметного характера. К индивидуальным можно отнести рефераты, самостоятельные исследования, доклады. К массовым относятся игры межпредметного содержания, конкурсы, олимпиады, вечера.

2) Изучая старинные обычаи, фольклор нашего села, организуя праздники, мы убедились, что  поэтическое отношение местного населения к неброской и величавой красоте нашей природы, к источникам воды, рекам формируется с детства и сопровождает человека всю его жизнь, формирует экологическую ответственность.

3) Православное отношение к природе, водным источникам  формируется благодаря участию молодого поколения в традициях водосвятия, в различных формах массовых мероприятий.

Россия была и есть не только страной лесной, но и речной. Такого обилия рек и речек, пожалуй, не знает ни одна страна мира. Поэтическое, трепетное отношение к источникам, озерам, рекам и природоохранное отношение к водным источникам свойственно нашим соотечественникам. В народе источники  воды не зря зовут родниками. Наверное, это оттого, что здесь родится вода, дающая жизнь рекам и человеческой цивилизации. Недаром  у славян  созвучны слова – родной, Родина, родник.

 

. . . . .