Журнал "1 сентября"

Педагогические и образовательные статьи
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрация СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 77018 от 06.11.2019г. Смотреть

Регистрация периодического издания: ISSN 2713-1416 Смотреть

         
kn publ 1   kn publ 2   kn publ E
         
         
kn publ 5   kn publ 3   kn publ 4
         

Подготовка учащихся вечерней школы при исправительной колонии к государственной итоговой аттестации

Дата публикации: 2020-09-29 20:06:31
Статью разместил(а):
Хлыбова Наталья Васильевна

 Подготовка учащихся вечерней школы при исправительной колонии к государственной итоговой аттестации по русскому языку

Автор: Хлыбова Наталья Васильевна

МОБУ «Вечерняя (сменная) общеобразовательная школа п.Светлый»

 

Аннотация: в статье раскрыты особенности подготовки учащихся вечерней школы при колонии к итоговой аттестации по русскому языку.

Ключевые слова: подготовка к экзамену, русский языку, изложение с творческим заданием.

Тематическая рубрика: средняя школа.

 

В школе экзамен – это не только оценка конечного результата, но и анализ соответствия уровня развития выпускников образовательному стандарту. Он показывает, насколько выпускник обладает теми компетенциями, которые обеспечат его успешность на следующем  жизненном  этапе. И в российском образовательном пространстве для этой цели начали применять ЕГЭ, ГВЭ.  

В вечерней школе при исправительной колонии учащиеся сдают экзамены в форме ГВЭ, сохраняется преемственность с традиционными и новыми формами экзамена по русскому языку для выпускников, освоивших образовательные программы среднего общего и основного общего образования.

На выполнение экзаменационной работы по русскому языку даётся 3 часа 55 минут (235 минут).

Учащемуся предоставляется возможность выбора одной из форм экзаменационной работы: сочинение или изложение с творческим заданием.

Выбор экзаменационной работы (сочинения или изложения с творческим заданием) обучающийся может осуществить в день экзамена.

В вечерних школах при исправительных колониях педагоги сталкиваются с учащимися с низким темпом продвижения в обучении, испытывающих затруднения при усвоении нового материала, имеющих существенные пробелы в знаниях,  и  вынуждены решать сложную педагогическую задачу: достижения всеми учениками уровня обязательных результатов обучения.

В этих условиях ориентация на максимум усвоения учебного материала приводит к заметной перегрузке более слабых учащихся. Необходимо правильно оценивать в течение всего учебного периода знания, умения и навыки учащихся в соответствии с их индивидуальными особенностями и возможностями; организовать системную работу по изучению предмета. Как показывает опыт, не все  учащиеся  способны на одном уровне овладеть изучаемым материалом. Выход из этой ситуации в осуществлении дифференцированного подхода к обучению на основе явного выделения уровня подготовки к экзамену, создании ситуации успеха, в подборе разнообразных форм работы с учащимися. 

Учитель должен объяснить цели и задачи экзамена, обсудить с учениками его специфику, разъяснить содержание и структуру экзаменационной работы.

Следующий этап - диагностика знаний, умений и навыков учащихся по различным разделам школьного курса; для большей наглядности составляется  перечень наиболее типичных ошибок, допущенных учащимися, что позволяет проводить целенаправленную работу по их устранению и предупреждению.

На занятиях особое внимание уделяется темам, которые вызывают у учащихся затруднения. Прежде всего, это темы раздела « Орфография», так как практически все учащиеся не знают правила правописания, пунктуации, обладают недостаточно развитыми навыками аналитической работы, не позволяющими применить то или иное правило на практике. Поэтому правила орфографии и пунктуации отрабатываются в тренировочных упражнениях.

Так как на экзамене учащиеся чаще всего выбирают изложение с творческим заданием, особое внимание требуется уделить таким  видам работы, как изложение и сочинение. На занятиях ученики  учатся  писать сжатое изложение; учатся владеть формами обработки информации: делить её на главную и второстепенную, тренируются  в определении микротем прослушанного текста, пишут сочинения. Для того, чтобы учащиеся знали все приемы сжатия текста, можно использовать таблицы с приемами сжатия текста и примерами. Такой справочный материал очень помогает в работе.

На занятиях необходимо работать с текстами различных стилей и типов речи, но особое внимание нужно уделить рассуждению. Используются следующие приёмы: коллективное наблюдение и исследование предложенного текста учащимися, редактирование, самостоятельные наблюдения учащихся над текстом с целью решения поставленных различного рода задач; рецензирование выполненных работ.      

Неплохой результат дает создание на уроке проблемной ситуации или, например, формы подачи текста:

1. Текст с пропущенными орфограммами и пунктограммами.

2. Деформированный текст (пропуски слов, предложений, восстановить абзацы, порядок предложений, то есть, как мозаику, собрать текст).

3. Псевдотекст (из 1 текста собрать 2 текста).

4. Текст и задания (составить задания к тексту).

5. Текст без начала или конца.

6. Выделить в тексте ключевые слова. 

Работа над построением собственного высказывания – одна из основных работ учащихся при подготовке к ГВЭ. Коммуникативное и языковое умение – требование для написания изложения и сочинения. Поэтому большое внимание  необходимо уделить творческим и исследовательским работам, критерии, оценки которых приближены к критериям оценки работ ГВЭ.

Например, систематическое проведение на уроках тренингов следующего типа поможет учащимся красочно и выразительно сформулировать свою точку зрения по данному тексту: "Прочитайте текст и пример сочинения к нему. Отметьте в сочинении удачные, с вашей точки зрения, приемы краткого пересказа и анализа предложенного текста. Напишите свое сочинение по предложенному тексту".

На уроках можно использовать справочные материалы: «В помощь выпускнику» (таблицы, опорные конспекты, тематические копилки текстов), памятки ("Как писать сжатое изложение", "Пишем сочинение» и т.д.).

Только такая систематическая подготовка к экзамену даёт положительные результаты, и все учащиеся, даже те, кто посещает школу  с нежеланием, боязнью опозориться, показаться неумным, начинают чувствовать себя более уверенно, страх перед экзаменом отступает, появляется желание учиться дальше.

Главная задача учителя  в вечерней школе - создание образовательной среды, при которой ученик  будет получать знания и навыки в  доброжелательной рабочей атмосфере, необходимо использовать все методы для снижения уровня тревожности (например, юмор).  Это  обеспечивает положительный эмоциональный комфорт. Цель учителя-языковеда – научить писать сочинение и не бояться его писать, добиться ее очень сложно в силу специфики учащихся вечерней школы при исправительной колонии, но, как показывают результаты экзаменов, можно.

 

. . . . .