Журнал "1 сентября"

Педагогические и образовательные статьи
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрация СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 77018 от 06.11.2019г. Смотреть

Регистрация периодического издания: ISSN 2713-1416 Смотреть

         
kn publ 1   kn publ 2   kn publ E
         
         
kn publ 5   kn publ 3   kn publ 4
         

Эксперимент в работе учреждений СПО с образовательными организациями «Один день в техникуме»

Дата публикации: 2020-09-23 21:00:16
Статью разместил(а):
Арсентьева Ольга Александровна

Эксперимент в работе учреждений СПО с образовательными организациями «Один день в техникуме»

Автор: Арсентьева Ольга Александровна

ГБПОУ КК ТТКР, г. Тимашевск Краснодарского края

 

Современная жизнь предъявляют определѐнные требования к профессиональной подготовке выпускника среднего профессионального образования, так как от его знаний, умений и навыков зависит эффективность не только самого выпускника, но и репутации техникума в целом, успешности работника на производстве.  Но,  чтобы получить качество знаний  на  выходе,  надо  вначале  этого образовательного пути привлечь «нужных и заинтересованных», именно в данных профессиях,  выпускников школ.

Профориентацию в школах необходимо проводить с учетом потребностей общества. С помощью профориентации ответственный по профориентации должен научить обучающихся сопоставлять собственные возможности с профессиональными требованиями, а также помочь осуществить выбор с учетом индивидуальных особенностей. Важна работа психолога. Именно специалисты социально-психологической службы образовательного учреждения (психолог и социальный педагог), совместно с классными руководителями, активизируют у старшеклассников процессы профессионального самоопределения, развивают способности профессиональной адаптации.

Основная особенность профориентационной работы заключается в оказании помощи старшеклассникам осознанно выбрать будущую профессию, сформировать у них собственный взгляд на трудовую деятельность, научить оценивать свои возможности. Работа должна вестись в направлении профпросвещения, профконсультации, профподбор и наконец- профотбор.

Актуальность данной профориентационной  работы заключается в том, что надо грамотно и аккуратно провести агитационную кампанию.  Что же заключает в себе, в данном контексте, термины грамотность и аккуратность - это правильно составленные беседы, показы, экскурсии, занятия, мастер-классы, психологические тренинги и т.д. Итогом таких действий, несомненно, будет ИНТЕРЕС ребят, которые будут с удовольствием будут работать по приглянувшейся профессии. От этой первичной пропаганды профессий зависит дальнейшая судьба молодого человека, его профессиональный статус, карьерный рост, достаток …

Мне приходилось около четырех лет заниматься профориентационной работой в нашем образовательном учреждении. В основном, это посещение общешкольных родительский и ученических собраний, выступления на «Ярмарках вакансий». Было много диалогов, лекций, задушевных бесед, но вывод заключается в следующем - родители, в большинстве случаев, не владеют знаниями о системе СПО. Проблем незнания я определила несколько:

- Во-первых: идет активная работа в самих школах по убеждению, как родителей, так и учеников, в то, что образование СПО – это не самый лучший вариант в жизни. По направлению родителей и учеников идет работа классных руководителей и администрации. На родителей обрушивается масса негативной информации о том, что в СПО учатся неудачники, кто не сдаст ЕГЭ, или у кого в семье нет достатка.

- Во-вторых: сами учителя и администрация совершенно неправильно и неохотно узнают о преимуществах образования СПО. Не понимают момент современного изменения системы образования и пути достижения карьеры молодым человеком. Практически ни один учитель не знал правил поступления в ВПО после окончания СПО, о преимуществе  повышения профессионального роста без отрыва от производства, льготах по приему на работу …

- В-третьих: учителя надолго запомнили систему НПО, как систему, в которую они с огромным удовольствием «сливали» неугодных и неуспевающих (по их мнению). Учителя в среднем застали большой период работы в СССР, а молодые педагоги окончили педагогические ВУЗы. И те, и другие категории учителей абсолютно не знают ступень современное среднего профессионального образования. Встречают неохотно, слушают невнимательно, после окончания беседы, задают одни и те же вопросы (неотвратимость сдачи ЕГЭ, отсрочка от армии, можно ли записать ребенка заранее.). Они закрыты для новой информации, пробить стену можно только в тех случаях, когда у самого учителя свой ребенок на пороге школы.

- В-четвертых: встречи заранее «отфильтрован» по детям. Приглашаются лишь те, кто должен уйти обязательно! Старательных даже не подпускают не только на беседы гостей из СПО, но и на экскурсии в техникум. Боязнь потерять успешных и сдающих детей, превышает самое главное в жизни учителя - помочь ребенку понять жизнь и зацепиться в ней. Нарушается главный принцип образования – гуманизм (человеколюбие). Принцип учительского эгоизма больше радости за успешную и быструю, в отличие от их жизни, карьеру и достаток молодого поколения.

- В-пятых: Поговорим о родителях. Современные родители – это поколение девяностых, которым пришлось много переосмыслить и переоценить в жизни. Это поколение мало кому доверяет, слышит только мнение знакомых и близких. Это история общества … а принятие нового – это всегда трудно и ненадежно. Еще одна причина - это возможность отпустить от себя ребенка пятнадцати-шестнадцати лет в жизнь. Родительский эгоизм тоже мешает профориентационной работе. Во время бесед большинство родителей отвлекаются, ведут посторонние беседы, делают вид, что им не интересно.

НО, хочу поделиться открытием. Последний год, полтора, глаза родителей засверкали особым заинтересованным светом. Многие поняли и прожили простую истину - для успешного устройства жизни их детей не обязательно ВПО, а вот опыт работы и умение работать руками – на данное время самый современный «ТРЕНД» для молодого успешного работника. В техникум часто  приходят не только те, кого «попросили» уйти со школы, но и те, кто знает конкретный алгоритм своей жизни.

Теперь о молодежи

СПО - дополнительное образование - работа - ВПО = карьера.

Это и есть формула современного молодого работника. Дети вздохнули, освободившись от гнета КДР и ЕГЭ, учатся быть студентами, пробуют подрабатывать, получают настоящую трудовую копейку, чувствуют себя повзрослевшими. Сами изучаемые предметы рассчитаны так, что студент узнает по учебным программам информации больше, чем в школе, а также получает и Среднее и Профессиональное образование. Он понимает то, что опережает своих сверстников  по времени в обустройстве своей профессиональной карьеры. Он ничего не теряет, а только приобретает. Вот на этом этапе «студенческой свободы и эйфории» идет «реклама» образования СПО. Причем реклама самостоятельная, студенческая, интернет-сарафанное радио.

Школьники сравнивают свою свободу с теми, кто уже ушел и получает профессию в жизни. Чаша весов за СПО. Свобода творчества, возможность легально подработать (практика), снижение напряжения в родительском контроле, престижность быть профессионалом высокого качества … - все эти и другие  факторы в скором времени приведут в наши стены много-много талантливой молодежи. Да кто сказал, что самый лучший строитель и комбайнер, наладчик и повар, электрик и слесарь обязательно должен был в школе быть отличником? Творчество в профессии, профессионализм, проявляется только в процессе погружения в эту профессию. Значит надо поступать, не бояться рискнуть как детям, так и родителям. Предстоит много работы. Начинается новый учебный год и снова в бой, учеба, студенты, школьники, профориентационная работа…Такая наша работа, ведь мы преподаватели-учителя. Нам нельзя расслабляться, на нас смотрят дети, учатся, прислушиваются, спорят, растут …

Анализ всех вышеперечисленных факторов подвел нас к самым решительным методам в данном направлении - необходимо наладить активную работу со школами муниципалитета. Это можно сделать через дни профориентации. Назовем их – «Один день в техникуме!». Школьники проводят в стенах техникума не как гости, а как участники образовательного процесса: слушают лекции, посещают столовую, заходят в профессиональные модули и мастерят все своими руками. То есть они пробуют себя в роли студентов. Конечно. Нагрузка ложится как на преподавательский состав, так и блок обслуживающего персонала.

НО! Итоги несоразмерны затратам- ребята рвутся поступить именно в то учреждение. Где их приняли с распростертыми объятиями. Человечески фактор ли, или то что вживую можно попробовать себя в профессии, но результатов здесь намного больше затрат. Поэтому эту практику посещений гостей мы проводим не первый год … Это бесценный опыт общения!

Учитель не тот, который учит тебя. А тот, у которого учишься ТЫ!

 

. . . . .