Журнал "1 сентября"

Педагогические и образовательные статьи
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 31.03.2024г.

Регистрация СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 77018 от 06.11.2019г. Смотреть

Регистрация периодического издания: ISSN 2713-1416 Смотреть

         
kn publ 1   kn publ 2   kn publ 5
         
         
kn publ E   kn publ 3   kn publ 4
         

Формы организации интерактивного обучения на уроке иностранного языка

Дата публикации: 2020-09-17 16:41:04
Статью разместил(а):
Цыганова Луиза Фаридовна

Формы организации интерактивного обучения на уроке иностранного языка

Автор: Цыганова Луиза Фаридовна

МБОУ "Школа № 72", г. Казань

 

Аннотация: основной целью обучения иностранному языку в школе является развитие иноязычной коммуникативной компетенции учащихся. В современной практике преподавания иностранных языков интерактивные методы обучения являются особой формой организации познавательной и коммуникативной деятельности учащихся. В статье рассматриваются методы и приемы интерактивного бучения, уровни коммуникативной компетенции, а так же практическое применение одного из интерактивных методов: работа по станциям (Stationsarbeit).

Ключевые слова: коммуникативная компетенция, интерактивное обучение, иноязычная среда.

 

Обучение иностранному языку в школе преследует основную цель: развитие коммуникативной компетенции учащихся, то есть овладение иностранным языком как средством общения. 

Учебному предмету “Иностранный язык” отводится существенная роль в решении важной задачи, стоящей перед школой: обеспечение условий для формирования у учащихся адекватной современному уровню знаний картины мира и развитие у них интереса к мировой и национальной культурам.

Таким образом, реализуя основную цель обучения иностранному языку – формирование иноязычной коммуникативной компетенции – учитель должен включать детей  в реальную языковую коммуникацию, моделируя на уроках процесс вхождения в реальную иноязычную среду.

В современной практике преподавания иностранных языков интерактивные методы обучения  являются особой формой организации познавательной и коммуникативной деятельности учащихся, ориентированной на воспитание социально мобильной личности со способностями к самообразованию, эффективной коммуникации, выбору, принятию и осуществлению решений, освоению новых типов деятельности.

Практический опыт реализации интерактивных форм и методов обучения, несомненно, актуален и перспективен, так как создает оптимальные условия для самореализации учащихся через максимальное использование ресурса коммуникации.«Знание иностранного языка – залог успешности в жизни». Под таким девизом организована наша работа как учителей немецкого языка в средней школе № 72 г. Казани с углубленным изучением немецкого языка. 

Интерактивное обучение – это способ познания, осуществляемый в формах совместной деятельности обучающихся. Все участники образовательного процесса взаимодействуют друг с другом, обмениваются информацией, совместно решают проблемы, моделируют ситуации, погружаются в реальную атмосферу делового сотрудничества по разрешению проблем. При этом происходит постоянная смена режимов деятельности: игры, дискуссии, работа в малых группах, небольшой теоретический блок, презентации, «мозговой штурм», метод «круглого  стола», работа по станциям.

Цель интерактивного обучения - создание условий, в которых учащийся сам будет открывать, приобретать и конструировать знания, что соответствует требованиям конструирования урока по ФГОС.

Так же очень важна рефлективность обучения, сознательное и критическое осмысление действия, его мотивов, качества и результатов,  как со стороны преподавателя, так и учащихся.

Технологий интерактивного обучения существует огромное количество. Каждый учитель может самостоятельно  придумать новые формы работы с классом.

Приёмы и методы интерактивного обучения можно условно разделить на:

- дискуссионные: диалог, групповая дискуссия, ролевая дискуссия, работа в малых группах, разбор ситуаций из практики, анализ ситуаций морального выбора, метод «круглого стола», коллективные решения творческих задач, мозговой штурм;

- игровые: дидактические и творческие игры, деловые и ролевые игры, имитации, разминки;

- тренинговые: проведение занятий, которые могут включать в себя дискуссионные и игровые;

- социальные проекты и другие внеурочные методы обучения (социальные проекты, соревнования, радио и газеты, фильмы, спектакли, выставки, представления, песни и сказки).

Важное место в формировании коммуникативной компетенции занимает мотивация, личная заинтересованность учащихся в изучении иностранного языка. Не секрет, что лидером среди иностранных языков является английский язык. И школе, где углублённо преподаётся немецкий язык, постоянно приходится искать новые мотивы, привлекательные для родителей и учащихся, позволяющие повысить статус немецкого языка. Чтобы заинтересовать учащихся и максимально обогатить современный урок, мы активно используем современные образовательные технологии, а именно интерактивные методы. 

Одна из форм интерактивного обучения – это Работа по станциям «Stationsarbeit». Название говорит само за себя. В кабинете на столах, или это может быт на полках и подоконниках организовано несколько станций, на которых учащиеся выполняют задания. Может выполняться в группах или каждым учеником. Мы чаще проводим в группах. Дети выполняют задания, потом меняются, переходят на другие станции. В качестве примера работы по станциям можно привести игру по теме «Европейский Союз». Данная игра рассчитана на старшеклассников с высоким уровнем подготовленности учащихся. Учитывая это, данный вид работы целесообразно проводить в качестве внеурочной деятельности.  

Учащиеся делятся на 4 группы: Мы им дали названия европейских стран. «Deutschland», «Frankreich», «Österreich», «England». Каждая группа должна выполнить задания на четырех станциях.

Первая станция называется «Wer ist das inEuropa?».

Учащимся предложены десять фотографий известных европейских деятелей культуры, науки и политики. Нужно отгадать, кто это и записать имя и страну.

Вторая станция: «Europa-Puzzle».

Командам дается задание, собрать карту Европы из паззлов. Задание на время.

Третья станция «Europäische Literatur und Musik – Woher kommt der Autor oder Sänger?».

Учащимся предлагается набор книг и дисков. По авторам, исполнителям и названиям  произведений и песен  нужно определить страну.

Четвертая станция «Internationale Küche – Zu Welchem Land in Europa Gehört jedes Gericht».

Командам предложены картинки, на которых изображены различные национальные блюда европейских стран. Участники команд, должны распределить блюда по странам на карте.

Данная игра способствует развитию страноведческих знаний, формирует интерес к изучению культуры, географии и истории стран Европы. Так же игровая форма и организация работы в малых группах способствует повышению мотивации к изучению иностранного языка и умению вести поисково-исследовательскую деятельность в сотрудничестве.

Благодаря тому, что наши учителя получают возможность посещать различные курсы в Германии, мы перенимаем некоторые приемы и методы, так как методика преподавания в Германии в целом основана на интерактивности.

 

Список литературы:

1. Гейхман Л.К. Интерактивное обучение общению. Подход и модель/ Гейхман Л.К.// Пермь: Изд-во Пермск. ун-та. - с.260.

2. Иванов Д.А. На какие вопросы современного общества отвечает использование понятий ключевая компетенция и компенсаторный подход в образовании? Компетенции и компетентностный подход в современном образовании. Серия "Оценка качества образования" / Отв. ред. Курнешова Л.Е. М.: Моск. центр качества образования, 2018 - с. 3-56.

3. Синицына Ю.А. Межкультурная коммуникативная компетенция: требования к уровню владения и некоторые пути ее формирования // Иностранные языки в школе.- 2017. - №32. - с.8-14.

 

. . . . .