Журнал "1 сентября"

Педагогические и образовательные статьи
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрация СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 77018 от 06.11.2019г. Смотреть

Регистрация периодического издания: ISSN 2713-1416 Смотреть

         
kn publ 1   kn publ 2   kn publ E
         
         
kn publ 5   kn publ 3   kn publ 4
         

Формирование ключевых компетенций в воспитании

Дата публикации: 2020-09-16 19:14:54
Статью разместил(а):
Шарифуллина Надежда Ивановна

Формирование ключевых компетенций в воспитании

Автор: Шарифуллина Надежда Ивановна

МБОУ «КПСОШ № 1», пгт Камские Поляны, НМР РТ

 

Аннотация: Обучение и воспитание … Эти понятия еще со времен Я.А. Коменского состоят в одном ряду неразлучной парой. За последнее время процесс воспитания претерпел существенные изменения. В период социально-экономической перестройки общества школа вынуждена противопоставлять истинные ценности – ложным, гуманистические идеи – варварским, доброе – жестокому. 

Ключевые слова: воспитание, процесс, личность, индивидуальность, компетенция.

Тематическая рубрика: Образование в средней школе.

 

Обучение и воспитание… Эти понятия еще со времен Я.А.Коменского состоят в одном ряду неразлучной парой: учебно-воспитательный процесс, их связывают сотни, тысячи, а может быть, и больше зависимостей, причем достаточно сложных и неоднозначных. Чаще на педагогических советах обращаются к процессу обучения школьников, рассматривая закономерности этого процесса, принципы организации. Сегодня я предлагаю рассмотреть вопрос, связанный с воспитанием школьников.

За последнее время процесс воспитания претерпел существенные изменения. В период социально-экономической перестройки общества школа вынуждена противопоставлять истинные ценности – ложным, гуманистические идеи – варварским, доброе – жестокому. 

Основным объектом воспитательного процесса в школе является личность школьника как носителя социально ценностных отношений, как индивидуальность с неповторимым своеобразием черт и качеств, свободно проявляющее свое личностное «Я». Поворот школы к личности ребенка вынуждает искать методические решения, особенно в воспитательной работе.

В обыденной речи мы часто употребляем такое понятие, как личность: личность учителя, личность ученика, творческая личность, личность ученика и т.п. Говоря о личности вообще, мы подразумеваем некоторое своеобразие поведения, оригинальность мышления, богатство внутреннего мира (чувств, эмоций, воображения, морально-этических ценностей).

Термин «личность» (персон) взят из греческого языка, где обозначал маску, а позже роль артиста. Само происхождение понятия уже вкладывает в него особое содержание – взгляд на человека со стороны, его включенность в систему общечеловеческих отношений. Какой личностью станет ребенок, зависит от общества его культуры, системы воспитания и обучения.

Личность определяется тем, что она знает, что она ценит, что и как она созидает, с кем и как она общается, каковы ее эстетические потребности и как она их удовлетворяет.

Личность ученика можно охарактеризовать пятью основными компетенциями (именно они играют основную роль и задают направление процессу воспитания личности):  

·         познавательная компетенция 

·         морально-нравственная компетенция 

·         творческая компетенция 

·         коммуникативная компетенция 

·         эстетическая компетенция 

Морально-нравственная компетенция определяется приобретенными нравственно-этическими нормами, жизненными целями, убеждениями, устремлениями. Реализуется в мировоззрении, мироустремлениях, мироощущении.

Находясь, порой ближе всех к ребенку, нуждающемуся во внимании и участии взрослых, классный руководитель существенно влияет на отношение его воспитанника к Миру, к Человеку, к Себе. Формирование системы реальных отношений к этим главным ценностям жизни составляет суть нравственного воспитания, которое составляет значимую часть деятельности классного руководителя.

Я стараюсь проводить уроки нравственности, используя личностно-ориентированные технологии, нетрадиционные формы. Проведены классные часы, посвященные Дню интернационалистов, Дню матери. Это самые настоящие уроки нравственности, где были поиски главных слов, обращенных к жителям нашего села, которые выполняли интернациональный долг в Афганистане и Чечне, Мамам, короткие письма мамам, замечательные стихи о маме. Эти классные часы не могли оставить спокойными ни одного участника этих мероприятий, не могли не всколыхнуть самые нежные, самые чистые чувства ребят, самое искреннее их желание стать заботливыми сыном и дочерью.

Позитивное отношение к ценности Семьи, одной из главных в жизни человека, формируется в каждом контакте школы с родителями. Укрепление этого взаимодействия, желание педагогов стать союзниками семьи и приобрести в лице родителей школьников единомышленников в формировании нравственных качеств ребенка. Это проведение лекториев для родителей, родительские собрания, индивидуальные беседы, посещение семей, проведение общешкольных и классных праздников чтобы родители были в курсе всех событий школьной жизни. Чем чаще они соприкасаются со школой, тем возрастает доверие к школе.

Т.о. нравственное воспитание становится для школы поводом для размышления о целях и путях образования, а также средством для объединения всего коллектива в устремлении к развитию школы.

Творческая компетенция определяется умениями и навыками, способностью к действию. Реализуется в деятельности и общении. 

Задача школы – дать учащимся знания, развить их умения, организовать разнообразную деятельность, в том числе познавательную, сформировать у них творческое отношение к жизни, дать почувствовать радость самосовершенствования, понять, что человек – существо созидательное, наделенное способностью творить, наполняя пространство вокруг себя полезной деятельностью. Класс – это особая команда, в которой есть сильное ядро, включающее инициативных детей. Они обладают авторитетом, поэтому вокруг них создается «творческая зона», в которую попадают другие ученики. Класс принимает активное участие в различных мероприятиях: с ним легко организовать и общественные, и общешкольные творческие дела. Одним из таких творческих дел является подготовка к празднику.

Праздники бывают разными: традиционными и неожиданными, общенародными и семейными, взрослыми и детскими. Праздник – это состояние души, единица счастья. Но ведь это состояние не возникает из ничего, оно всегда связано с нашей или чьей-то творческой деятельностью. Детский праздник в школе дает детям возможность проявить свои творческие способности, а учителю – лучше узнать воспитанников, ненавязчиво влиять на них в нужном направлении. В рассуждении о празднике ключевым является слово «радость». Состояние «ожидания успеха, радости»- явление уникальное, важное условие успешности праздника.

Дети любят праздники за то, что они вызывают яркие эмоциональные переживания. Подготовка праздника – это большое и важное дело, коллективное и непременно творческое, требующее труда, выдумки и изобретательности взрослых и детей, - тогда он интересен всем. Вовлекая детей в подготовку праздника, мы учим их серьезно относиться к событиям общественной и коллективной жизни. А, кроме того, это помогает избежать огорчения и разочарования, если что-то не получится или пойдет не так, как было задумано.

Очень важно, чтобы каждому ребенку нашлось место для проявления своих талантов, способностей. Если одни дети постоянно выступают в роли главных участников, а другие – только в роли зрителей, то это проводит незримую границу между ними. Дети любят быть в центре внимания. На празднике каждый ребенок должен почувствовать свою значимость и нужность. Что же дают нам эти радостные моменты нашей жизни? 

Для детей – это развитие интереса к познанию, формирование социально-активной личности, реализация потребностей, талантов, интересов, скрытых возможностей, развитие творчества учащихся, самоутверждение. Для классного руководителя такие мероприятия позволяют лучше узнать своих воспитанников, расширять сферу неформального общения с детьми и их родителями.

Т.о., творческая компетенция учащихся реализуется в деятельности и общении.

Коммуникативная компетенция определяется общительностью, характером и прочностью контактов с другими людьми. Система правил «Десять заповедей успешного воспитания»:

·  Умей выслушать – ибо в идеях детей есть рациональное зерно. Найди его.

· Не кричи. Не подавляй голосом – ибо твои авторитетные слова, сказанные тихо, будут быстрее услышаны.

· Будь справедлива, ибо обиды больно ранят детскую душу.

· Найди, за что похвалить, ибо доброе слово и кошке приятно.

· Умей видеть положительные качества ученика, ибо хорошего в детях больше, чем плохого.

·Зарази собственным примером, ибо кто-то должен быть паровозом.

· Защищай своего ученика даже перед педагогами, ибо в негативных моментах есть свои причины.

· Не ябедничай родителям по пустякам, ибо в собственном бессилии расписывается только слабак.

· Поощряй инициативу учеников, ибо сделать все само невозможно.

· Употребляй во время общения много ласковых слов – ибо педагог – мать от завтрака и до обеда.

Т.о. коммуникативная компетенция  выражается в разнообразии социальных ролей, которые играет личность.

Эстетическая компетенция определяется содержанием и интенсивностью потребностей в прекрасном. Реализуется в творчестве и в потреблении произведений искусств. Реализуется через посещение кружков по интересам в системе дополнительного образования, занятия в школе искусств, посещение музеев, театров. Проведение классных часов по эстетическому развитию. Участие учащихся в различных школьных, районных, региональных и всероссийских конкурсах. Все это развивает в ребенке эстетичность, чувство к прекрасному.

Хочется закончить мою статью  о воспитании личности словами В.А. Сухомлинского: «У каждого ребенка в глубине души спрятаны колокольчики. Надо только отыскать их, затронуть, чтобы они зазвенели добром и веселым звоном».

 

. . . . .