Журнал "1 сентября"

Педагогические и образовательные статьи
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрация СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 77018 от 06.11.2019г. Смотреть

Регистрация периодического издания: ISSN 2713-1416 Смотреть

         
kn publ 1   kn publ 2   kn publ E
         
         
kn publ 5   kn publ 3   kn publ 4
         

Применение технологии развития критического мышления на уроках истории

Дата публикации: 2020-09-10 16:49:59
Статью разместил(а):
Бучина Ольга Борисовна

Применение технологии развития критического мышления на уроках истории

Автор: Бучина Ольга Борисовна

МБОУ «Лицей № 17», г. Кострома

 

Аннотация: материал предназначен для учителей истории, применяющих технологию критического мышления. Текст статьи основан на осмыслении автором личного педагогического опыта.

Критическое мышление – это поиск здравого смысла: как рассудить объективно и поступить логично, с учетом, как своей точки зрения, так и других мнений, умение отказаться от собственных предубеждений. Наличие критического мышления, позволяет человеку выдвигать новые идеи и видеть новые возможности, что является весьма существенным условием решения проблем.

Создание условий для развития личности, способной к самореализации себя как части социума – это одна из основных задач современной школы.

Решению данной задачи способствует внедрение в практику работы учителя новых образовательных технологий, ориентированных на развитие личности ученика, позволяющих обучать любого школьника, соответственно его психолого-физиологическим особенностям. Я считаю, что технология развития критического мышления отвечает данным требованиям.

Знакомство с данной технологией началось для меня с чтения монографии «Управление образовательным процессом в адаптивной школе» Т.И. Шамовой и Т.М. Давыденко, а также информации, полученной на курсах повышения квалификации. Это позволило мне сформировать представление о данной технологии и апробировать ее на практике.

Цель технологии – обеспечить развитие критического мышления у учащихся посредством их интерактивного включения в образовательный процесс. Поскольку наличие критического мышления у субъектов отношений способствует взаимоуважению партнеров, пониманию и продуктивному взаимодействию между ними, облегчает понимание различных взглядов на мир и позволяет использовать знания для наполнения смыслом ситуаций с высоким уровнем неопределенности, создавать базу для новых типов человеческой деятельности.

Основным критерием сформированности данного вида мышления у учащихся является критичность их мышления по поводу своего субъективного опыта, которая может быть раскрыта через следующие показатели:

  • оценка (где ошибка?);

  • диагноз (в чем причина?);

  • самоконтроль (каковы недостатки?);

  • критика (согласны ли вы? Опровергните. Приведите контраргументы.);

  • прогноз (постройте прогноз).

Технологии развития критического мышления имеет ряд следующих ограничений при внедрении:

  • тексты, которые предлагаются учащимся для изучения, должны иметь специфическое содержание;

  • у учащихся умения самостоятельной работы должны быть сформированы на высоком уровне.

Рассмотрим урок по курсу Всеобщая история в 7 классе, проведенный с использованием технологии развития критического мышления.

Тема урока: «Людовик XIV(1643-1715гг.). Франция во второй половине XVII – начале XVIII вв.

Целевые установки урока:

  • актуализация личностного смысла учащихся к изучению новой темы;

  • создание содержательных и организационных условий для развития у учащихся критического мышления;

  • обеспечение создания у учащихся образного представления об эпохе Людовика XIV, о его роли в истории Франции.

Материалы и оборудование: портретные изображения Людовика XIV, исторический текст, компьютерная презентация «Деятельность Людовика XIV», технологическая карта для учащегося, компьютер, мультимедийный проектор.

Ход урока

Вступительное слово учителя.

«Великий правитель, Король-Солнце, первый дворянин Европы».

Как вы думаете о ком эти слова?

Сегодня на уроке мы познакомимся с эпохой Людовика XIV.

Запишите в тетрадях тему урока.

1 этап урока – «Вызов».

Эпоха Людовика XIV привлекает к себе пристальное внимание не только со стороны историков, но и писателей, художников, кинематографистов. Одно из самых известных произведений, описывающих времена правления Людовика XIV – это роман А. Дюма «Десять лет спустя».

Ребята, как вы думаете, чем объясняется такой пристальный интерес к эпохе Людовика XIV? Как вы себе представляете этого правителя, которого именовали Король-Солнце?

Запишите в карте все, что вы можете сказать о Людовике XIV.

Обменяйтесь мнениями в парах.

2 этап урока – «Осмысление».

Работа с портретными изображениями.

Мнения услышаны, обратимся к портрету Людовика XIV.

Рассмотрите портрет Людовика XIV и ответьте на вопрос: для кого был создан данный портрет?

Как художник изображает Людовика?

Какие черты характера присущи этому человеку, который изображен на портрете?

На портрете Людовик изображен в костюме бога Солнца? Как вы можете это прокомментировать?

Что вы хотите еще узнать об этом человеке?

3 этап урока – «Чтение с пометками».

Учащимся предлагается исторический текст (каждому - индивидуальная распечатка) и объявляется, что в течение 5-7 минут учащиеся работают самостоятельно. При чтении текста необходимо выполнить следующие задания, ответы необходимо записать в карте:

1) прочитай текст, придумай к нему заглавие;

2) выскажи свое мнение, какие черты характера короля помогали ему в достижении поставленных целей, а какие могли отрицательно сказаться на его деятельности;

3) совпадает ли образ короля, созданный художником с тем, что вы узнали о Людовике из текста?

Обменяйтесь мнениями, дополните в свои записи в карте.

Ребята, достаточно ли у вас знаний, для того, чтобы ответить на вопросы:

Какой Людовик XIV был правитель?

За что французы могли быть благодарны своему правителю, а за что осуждать?

Для того чтобы у вас сложилось полное мнение о правителе Франции предлагается для просмотра презентация по теме «Деятельность Людовика XIV». При просмотре необходимо в карте ответить на следующие вопросы:

1) определите цели и результаты деятельности правителя;

2) за что французы могли быть благодарны своему правителю, а за что осуждать?

Обменяйтесь мнениями.

Сейчас давайте вновь ответим на вопрос: Почему же интерес к личности и эпохе Людовика XIV не ослабевает до сих пор?

Хорошо, а с кем из российских правителей можно сравнить Людовика XIV?

4 этап урока – «Рефлексия».

Замечательно все работали сегодня на уроке и в заключении давайте с вами продолжим ряд предложений:

Сегодня на уроке мне удалось...

Самым интересным для меня на уроке было...

Я думаю, что Людовик XIV...

Франция в период правления Людовика XIV...

Всем спасибо. Запишите домашнее задание.

Технология критического мышления дает ученику:

- повышение эффективности восприятия информации;

- повышение интереса, как к изучаемому материалу, так и к самому процессу обучения;

- умение критически мыслить;

- умение ответственно относиться к собственному образованию;

- умение работать в сотрудничестве с другими;

- повышение качества образования учеников;

- желание и умение стать человеком, который учится в течение всей жизни.

Технология критического мышления дает учителю:

- умение создать в классе атмосферу открытости и ответственного сотрудничества;

- возможность использовать модель обучения и систему эффективных методик, которые способствуют развитию критического мышления и самостоятельности в процессе обучения;

- стать практиками, которые умеют грамотно анализировать свою деятельность.

Систематическое использование технологии критического мышления в образовательном процессе приводит к следующим результатам:

  • повышение мотивации учащихся к изучению истории;

  • повышение уровня интеллектуального развития учащихся – победители и призеры Всероссийской олимпиады по истории на муниципальном и региональном этапе, призеры Международной дистанционной олимпиады по истории проекта «Инфоурок», победители муниципального конкурса «Знатоки истории» (2019 г.)

  • наличие условий для развития личности школьника, способных к самореализации – участие учащихся в конкурсе исследовательских проектов в рамках лицейского Дня науки.

 

Литература:

Шамова Т.И. Управление образовательным процессом в адаптивной школе. - М:Центр «Педагогический поиск», 2001 г.

 

. . . . .