Журнал "1 сентября"

Педагогические и образовательные статьи
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрация СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 77018 от 06.11.2019г. Смотреть

Регистрация периодического издания: ISSN 2713-1416 Смотреть

         
kn publ 1   kn publ 2   kn publ E
         
         
kn publ 5   kn publ 3   kn publ 4
         

Знакомство с творчеством Н.К. Рериха на уроках литературы в 5-11 классах

Дата публикации: 2020-08-03 21:12:27
Статью разместил(а):
Рудая Валентина Андреевна

Знакомство с творчеством Н.К. Рериха на уроках литературы в 5-11 классах

Автор: Рудая Валентина Андреевна

МБОУ "Троицкая СОШ", Заларинский район, Иркутская область

 

Аннотация: статья поднимает проблему отсутствия информации о Николае Константиновиче Рерихе в школьных учебниках 5-11 классов по литературе под редакцией В.Я. Коровиной, В.И. Коровина, В.П.Журавлева, Ю.В.Лебедева. Автор предлагает пути решения данной проблемы через урочную деятельность учащихся, указывая конкретные формы работы, что расширят кругозор учеников в области живописи и литературного творчества Н.К. Рериха. Обучающиеся получат пример истинного служения людям для утверждения духовного мира Красоты. Статья будет полезна  учителям литературы, интересующимся творчеством Н.К.Рериха.  

Ключевые слова:  Рерих, живопись, литература.

Тематическая рубрика: средняя школа. 

 

15 апреля 2020 году исполнилось 85 лет Пакту Рериха.

Николай Константинович Рерих … Что видит, слышит, чувствует человек, когда произносит это имя? Я думаю, у каждого Н.К. Рерих свой. Художник. Писатель. Поэт. Философ. Учёный. Он оставил нам в наследство целое достояние: около семи тысяч полотен, десятки томов эпических произведений и лирики. Великий гуманист, посвятивший всего себя утверждению припципов Красоты и культуры  в жизни человечества, верил, что «радуга этого синтеза даст продвижение». Но это произойдёт тогда, когда мы будем способствовать распространению наследия Николая Константиновича.

Проанализировав  «Примерные рабочие программы по литературе для 5-9 классов» под редакцией Коровиной В.Я., «Примерные рабочие программы авторов Романовой А. Н., Шуваевой Н.В. Литература. 10-11 классы, предметную линию учебников под редакцией В.П. Журавлева, Ю.В. Лебедева, учебники литературы 5,6,7,8,9, классов под редакцией В.Я. Коровиной, 10,11 классов под редакцией  В.И. Коровина, 10,11 классов  под редакцией В.П.Журавлева, Ю.В.Лебедева, я не нашла имени Рериха Н.К. Предлагаю свой подход к решению данного вопроса.

5 класс. За курс 3 темы, где можно познакомить учеников с Н. Рерихом.

Тема: «Устное народное творчество. Сказка «Иван – крестьянский сын и чудо – юдо». В учебнике нет иллюстрации к сказке. Текст:«… Летит за ним самая старая змеиха. Раскинула пасть от неба до земли – хочет Ивана с братьями проглотить». Полотно «Град обреченных». Огнедышащий дракон окружил телом своим город, наглухо закрыл все выходы из него. Гипербола в сказке и картине. Или полотно «Победа (Змей Гоныныч)» 1942г. Работа по картинам, затем – рисунки ребят на эту тему. Объединяет картины идея освобождение от гнёта.

Тема: «Из древнерусской литературы. Подвиг отрока – киевлянина и хитрость воеводы Претича». Древняя Русь у Рериха представлена многими полотнами. Цикл» «Земля Славянская».

Заканчивается раздел отрывком  из книги Д.С. Лихачёва. «Земля родная» - «Прошлое должно служить современности!». У Рериха много статей – обращений к подросткам, молодёжи на нравственные темы. (по выбору учителя и учащихся).

6 класс. Тема: «Из древнерусской литературы. Из «Повести временных лет» «Сказание о Белгородском киселе». В учебнике никакой иллюстрации нет. У Рериха представлена многими полотнами. На картине художника «Земля Славянская» из арочного проема очень высокой колокольни или, может быть, с крепостной стены, мы видим вдали эту исконную и вечно живую Русь, которую через тысячи веков сумел разглядеть и донести до нас Рерих. Репродукция картины «Святая Русь»  

Тема: «Тютчев Ф.И. Лирика «Неохотно и несмело солнце смотрит на поля», «С поляны коршун поднялся». Главная идея - мысль о всеобщем законе природы,  о единстве и гармонии в ней». Эту мысль утверждал и Рерих в лирике. Проводим с учениками сопоставительный анализ лирического произведения.   

7 класс. Тема: «Былины. «Вольга и Микула Селянинович». «Илья Муромец», «Садко». Нравственные идеалы русского народа в образе главного героя. Прославление мирного труда. Киевский цикл былин. «Илья Муромец и Соловей-разбойник». Черты характера Ильи Муромца. Особенности былинного стиха и поэтических интонаций. Роль гиперболы в былинах. Новгородский цикл былин. «Садко». Своеобразие былины. Поэтичность языка. В учебнике дана репродукция И. Билибина. «Вольга и Микула Селянинович» к былине. Интересно  сопоставление с картиной Н. Рериха «Настасья Микулична», написанной  в 1943 году. Когда Великая Отечественная война была в самом разгаре, Рерих уже предвидел конечную победу над врагом. Настасья Микулична – это символ непобедимой мощи нашей Великой Родины. Мощная фигура женщины, мощный конь  на фоне пылающей зари Нового Мира, когда Родина выходит как победительница на мировую авансцену. Она без оружия, держит на руке людей, как бы их оберегая. И  отчество Микулична. Я лично  вижу в этом связь времён. Вспоминаем полотно «Победа (Змей Гоныныч)» 1942г. за 5 класс.   

Тема: «Из древнерусской литературы. «Повести временных лет». «Из похвалы князю Ярославу и книгам», «Из «Поучения» Владимира Мономаха», «Повесть о Петре и Февронии Муромских». Картины из цикла «Земля Славянская».

Тема: Д.С. Лихачёв. Из книги «Земля родная»: «Молодость – это вся жизнь», «Искусство открывает нам большой мир», «Учиться говорить и писать». Параллельно - наставления Рериха молодому поколении: «Наш путь», «Молодежь», «Россия», «Любите Родину!», «Русский язык» 

8 класс. Тема: «Из древнерусской литературы. 18 века. «Повесть о житии и о храбрости благородного и великого князя Александра Невского». Цель уроков: «Житие Александра Невского» (фрагменты). Защита русских земель от врагов и бранные подвиги Александра Невского. Особенности содержания и формы воинской повести и жития. Полотна Н. Рериха на эту тему. 

9 класс. Тема: «Из древнерусской литературы. «Слово о полку Игореве». Художественные особенности «Слова …»: самобытность содержания, специфика жанра, образов, языка. Проблема авторства «Слова …». Работу над этим уникальным произведением считаю кульминацией  в осмыслении учащимися. народной культуры, народного языка, народного  мировоззрения. Переплетение сюжетных линий: личных, государственных, семейных - делает произведение глубоко актуальным. Репродукции художника В. Фаворского в учебнике дополняю картинами Н. Рериха. Фаворский, на мой взгляд, передаёт событие, а картины Н. Рериха глубоко философичны: заставляют думать и чувствовать. У учеников развивается образное мышление и появляется возможность анализа, сопоставления. Девятиклассники уже имеют определённый читательский опыт и знания по теории литературы для анализа произведений, а систематическая работа с произведениями живописи воспитывает эстетические качества. Репродукция картины «Святая Русь», «Князь Игорь», «Путивль».   

Плач молодой  Ярославны со стен Путивля долетает над великой Галицкой землёй. Она хочет обернуться кукушкой, полететь по Дунаю - речке, чтобы омыть кровавые раны Игоря – князя. Но не только по Игорю плачет Ярославна: 

Что ты, Ветер, злобно повеваешь, 

Что клубишь туманы у реки, 

Стрелы половецкие вздымаешь, 

Мечешь их на русские полки? 

Икона «Покров Пресвятой Богородицы». Чудное явление святому Андрей, который, подняв свой взор вверх в ходе молитвы, увидел Пресвятую Деву в окружении не только святых, но и ангелов, вместе идущих по небу, минуя своды храмов. Долгое время Богородица молилась с народом, уповая на Божью помощь. После Богородица встала у престола и своим головным покрывалом закрыла всех молящихся, спасая их от сарацин. По мотивам этого происшествия была написана икона «Покров Пресвятой Богородицы», которая до сих пор помогает православным, когда требуется защита. С приходом рассвета сарацины были повержены, а Константинополь спасен» .

Взгляните на его мадонну Орифламму, написанную в 1932 году. В руках она держит полотно с одним из древнейших символов Индии – Чинтамани. Это Знак Счастья, который встречается во всем мире. Защитница и Охранительница Жизни сокрыла свой Лик для того, чтобы заставить людей опомниться. Картина Н.К. Рериха «Мадонна Защитница».  (Святая Покровительница)» 1933г. На картине «Мадонна Защитница» изображён город, который покрывает своим плащом Святая Мадонна. Эта картина была написана в 1933 году в связи с Пактом Рериха, провозглашающим защиту культурных ценностей. На ней город символизирует творческое достояние людей, которое нуждается в защите, покровительстве. И такая защита приходит в образе Мадонны, осеняющей своим покровом город. Мадонна как бы отождествляется с ним, становится с ним одним целым. 

10 класс. Ф.И. Тютчев. Единство мира и философия природы, человек и история, любовная лирика.

«Silentium!», «Не то, что мните вы, природа …», «Ещё земли печален вид …», «Как хорошо ты, о море ночное …», «Природа – сфинкс …». «Эти бедные селенья …», «Нам не дано предугадать …», «Умом Россию не понять …». «О, как убийственно мы любим …», «К.Б.» («Я встретил вас – и все былое …»).

В.Я. Брюсов как основоположник символизма.Формы работы: сопоставительный анализ лирического произведения данных поэтов и лирики Н. Рериха (по выбору учителя и учащихся). Формы контроля: эссе, создание презентаций, стихи собственного сочинения, синквейн.

11 класс. Лирика поэтов-символистов: К.Д. Бальмонт, А. Белый, ранняя лирика Н.С. Гумилева, А.А. Блок.Развитие понятия об образе-символе. Параллельно - космизм лирики Н.Рериха. Проза. Обращение к молодёжи.

Мир творчества Николая Рериха огромен и разнообразен. Задача учителя – открыть дверь в  этот мир. Необходимо так построить уроки, чтобы ученикам захотелось самостоятельно обращаться к произведениям Николая Константиновича, поэтому на уроках  разных  типов использую современные педагогические технологии, электронно-образовательные ресурсы, музыкальное оформление.

Культура, по мнению Николая Константиновича Рериха, есть основа духовной эволюции человека, а значит, и основа таких важнейших процессов, связанных с эволюцией, как воспитание и образование. Конечно, путь этот далеко не простой.

Закончить статью  мне хочется  высказыванием писателя Леонида Андреева: «Рерихом нельзя не восхищаться, мимо его драгоценных полотен нельзя пройти без волнения. Ибо богатство его красок беспредельно, а с ними беспредельна и щедрость, всегда радующая глаза и душу».

 

Список литературы:

1. Литература. Рабочие программы. Предметная линия учебников под ред. В.Я.Коровиной. 5-9 классы. М., «Просвещение», 2019г.

2. Примерные рабочие программы авторов Романовой А.Н., Шуваевой Н.В. Литература. 10-11 классы. Предметная линия учебников под редакцией В.П. Журавлева, Ю.В. Лебедева, М., «Просвещение», 2019г.

3. Учебник. Литература. 5,6,7,8,9 класс. В.Я. Коровина, М., «Просвещение», 2019г.

4. Учебник. Литература 10,11 класс. В.И. Коровина, М., «Просвещение», 2019г.

5. Учебник. Литература 10,11 класс.  В.П.Журавлев, Ю.В.Лебедев, М., «Просвещение», 2019г.

6. Рерих Н.К. О Вечном ... Сборник. - Москва: Издательство политической литературы, 1991г.

7. Рерих Н.К. Зажигайте сердца. Сборник - Москва: «Молодая гвардия», 1975г.

8. Держава Рериха. Сборник статей  — 2-е изд., исправленное. — М.: « Международный Центр Рерихов».

 

. . . . .