Журнал "1 сентября"

Педагогические и образовательные статьи
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 31.03.2024г.

Регистрация СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 77018 от 06.11.2019г. Смотреть

Регистрация периодического издания: ISSN 2713-1416 Смотреть

         
kn publ 1   kn publ 2   kn publ 5
         
         
kn publ E   kn publ 3   kn publ 4
         

Формирование этно-экологической культуры школьников через английский язык

Дата публикации: 2020-07-28 18:42:38
Статью разместил(а):
Хармеева Людмила Михайловна

Формирование этно-экологической культуры школьников через английский язык

Авторы: Васильева Елена Сергеевна

и Хармеева Людмила Михайловна

МОУ "Усть-Ордынская СОШ № 1 им В.Б. Борсоева Эхирит-Булагатского района Иркутской области"

 

Аннотация: Этно-экологическое воспитание является одним из важнейших условий формирования личности. На всем протяжении истории каждого народа фольклор, традиции, обычаи, духовно-нравственные ценности формировали лучшие человеческие качества, и их использование в формировании этнокультурной воспитанности школьников позволяет оказать влияние на его социальное, духовное и  нравственное развитие. 

Ключевые слова: этно-экологическая культура, Байкал, английский язык.

Тематическая рубрика: Средняя школа.

 

С 2019 года в нашей школе реализуется программа «Школа этно-экологического здоровьеформирующего образования», целью которой является создание в условиях внедрения ФГОС качественно новой образовательной среды, способствующей формированию патриотизма, этно-экокультуры, ведению правильного и здорового образа жизни, самореализации в окружающем мире.

Одним из модулей программы развития школы является подпрограмма «Мой Байкал», которая направлена в первую очередь на воспитание у учащихся экологической культуры, бережного отношения к материальному и духовному наследию озера Байкал. В целях реализации данной подпрограммы мы мотивируем учащихся на  выполнение заданий, направленных на творческое применение теоретических знаний, полученных ими на уроках.

В частности, ученики могут проводить исследования путем наблюдения соответствующих явлений в природе, осуществлять сбор, обработку и консервацию полевого материала, предметов быта, диалектного и фольклорного материала, предпринимать попытки научно объяснить природные процессы и явления, проводить экспериментальную работу по проверке своих выводов. Всё это, на наш взгляд, должно способствовать формированию у учащихся практических умений, научно-исследовательских навыков и, в конечном счете, должно повысить степень их социализации.

Подпрограмма реализуется через детское объединение «БИМБО» и сетевое сообщество учителей «Мой Байкал». Партнерами подпрограммы являются ЦДО «Эйдос», лингвистический факультет ИГУ и другие.

Эко и этнокультуры неразрывно связаны между собой. Так, общеизвестно, что издавна буряты с особым уважением и трепетом относились к Байкалу, обожествляли его, считали священным и великим морем Эхэ-далай. На берегу Байкала запрещалось произносить грубые слова, тем более браниться или ссориться. Буряты старались не шуметь на берегу, сбрасывать в воду хозяйственные или бытовые отходы, нечистоты, проливать кровь и т.п. 

Вообще, буряты считали, что все в природе живое и все имеет своего хозяина (эжына), тем самым связывало в одно целое природу и человека. Буряты считали, что «эжын» тайги добрый, но он не терпит грязи, беспорядка в лесу. Поэтому, чтобы не прогневать его, надлежало соблюдать чистоту и тишину в тайге, бережно относиться к растениям. Считалось, что срубить лес, значит, укоротить жизнь себе и потомкам. Кедр, ель, лиственница почитались как священные вековые деревья, возле них устраивали проведение обрядов и подношений.

Подрастающее поколение из обыденной жизни, из наблюдений за проведением старшими ритуалов получали знания об окружающей среде. Дети с самого раннего детства приучались не наносить понапрасну вред природе, брать у нее лишь то самое минимальное, что было необходимо для выживания. Считалось, что за убийство определенного количества черных лосей, змей, медведей охотник мог поплатиться жизнью.  

Указанные традиционные воззрения бурятов на природу как нельзя лучше характеризует высокую экологическую культуру наших предков. Нам необходимо стараться максимально способствовать ее полному возрождению.

Особую практическую ценность представляет  программа летней практики  на Байкале «Английский язык у скалы Шаманка. Дети учат детей». Цель программы: передача опыта между обучающимися по формированию этно-экологической культуры через смысловое чтение легенды о скале Шаманка на английском языке.

Сюжет легенды: Давным-давно люди считали, что скала Шаманка состоит из золота и серебра. Многие пытались добраться до богатств, но старая шаманка хранила эту скалу и насылала на людей гром и молнии. Захотели люди избавиться от неё и призвали на помощь мэргенов – искусных  именитых охотников. Никто из них не мог сразить Шаманку, потому что все они думали о своей выгоде. Только простой охотник одолел ее. После смерти Шаманки природа расцвела. Шаманку похоронили и поставили наверх её могилы камень весом с большую скалу. 

Ребята читают легенду, переводят её на английский язык, инсценируют,  узнают о быте, культуре и реалиях Прибайкальских бурят, изготавливают сюжетную аппликацию по легенде, куклу в бурятской национальной одежде и общаются с иностранными туристами на английском языке у подножия скалы Шаманка, рассказывают им легенду. 

У школьников формируются умения представлять свой край, ее культуру в условиях иноязычного межкультурного общения.

Актуальность практики в том, что ФГОС нового поколения требует использования в образовательном  и воспитательном процессе технологий  деятельностного типа. Ребята, пребывая в летнем лагере на Байкале, лучше усваивают знания в процессе самостоятельного добывания и систематизирования новой информации. Практическая значимость практики заключается в совершенствовании иноязычной коммуникативной компетенции в условиях современного поликультурного пространства.  

В практике принимают участие 15 учеников основной школы. Из них 3 наставника-это ребята, которые уже прошли подобную практику, и 12 новых участников. Наставники мотивируют участников на предстоящую деятельность, объясняют новый материал, инструктируют алгоритму выполнения практических занятий, проводят занятия, мастер-классы и осуществляют контрольно-оценочную деятельность конкурсов. Для них разработано пособие, где описано, как организовать и провести занятие, и отдельно  разработан дидактический материал для участников с материалом всех теоретических и практических занятий с пошаговой инструкцией их выполнения.

Программа практики предполагает занятие проектной исследовательской деятельностью, связанной с озером Байкал. Так, Бадлаева Настя, ученица 7 класса, заинтересовалась безэквивалентной лексикой в легенде «Скала Шаманка», словами, которые не всегда можно перевести на русский язык, провела исследовательскую работу и составила словарь-глоссарий на русском и английском языках. С результатами своей работы она выступила на Всероссийской конференции для школьников "Эйдос" и стала её лауреатом. 

При разработке данной программы учитывались запросы детей и родителей. Анализ проведенного анкетирования среди родителей  показывает заинтересованность в этнокультурном образовании их детей, а также  в повышении уровня владения английским языком.

 

Список литературы:

1. Петри Б.Э. Внутриродовые отношения у северных бурят. Иркутск, 1925. 72 с.

2. Бурхинов Л.С., Данилов Д.А., Намсараев С.Д. Народная педагогика и современная национальная школа. Улан-Удэ: Издательство «Бэлиг»,1993. 136 с.

3. Намсараев С.Д. Национально-региональная система образования: теории и практика. Улан-Удэ: Издательство «Бэлиг», 1996. 240 с. 

 

. . . . .