Журнал "1 сентября"

Педагогические и образовательные статьи
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 31.03.2024г.

Регистрация СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 77018 от 06.11.2019г. Смотреть

Регистрация периодического издания: ISSN 2713-1416 Смотреть

         
kn publ 1   kn publ 2   kn publ 5
         
         
kn publ E   kn publ 3   kn publ 4
         

Организация и содержание внеурочной деятельности по дисциплине «Физика»

Дата публикации: 2020-07-11 19:53:14
Статью разместил(а):
Лысенкова Татьяна Валерьевна

Организация и содержание внеурочной деятельности по дисциплине «Физика»

Автор: Лысенкова Татьяна Валерьевна

ГАПОУ «Брянский техникум питания и торговли», г. Брянск

 

Аннотация: в данной статье рассматривается вопрос об организации внеурочной деятельности по дисциплине «Физика». Приводятся примеры различных форм организации внеурочной деятельности по физике. Показано, что внеурочная деятельность способствует более разностороннему раскрытию индивидуальных способностей студентов, желанию активно участвовать в продуктивной деятельности.

Ключевые слова: внеурочная деятельность, физика, элективный курс.

Тематическая рубрика: Средняя школа, НПО, СПО.

 

Внеурочная деятельность – образовательная деятельность, осуществляемую в формах, отличных от учебной, и направленную на развитие ключевых компетенций,  на достижение планируемых результатов освоения образовательной программы.

Система внеурочной деятельности по дисциплине «Физика» применяется как средство для самореализации и творческого развития каждого студента. Время не стоит на месте. Обновление качества образования требует от преподавателей новых подходов в обучении, новых технологий. Новые социальные запросы, отражённые в ФГОС, определяют цели образования как общекультурное, личностное и познавательное развитие студентов, обеспечивающее такую ключевую компетенцию образования, как «научить учиться».

Физика как учебная дисциплина часто не пользуется популярностью у студентов, но именно она несет мощную мировоззренческую, нравственную нагрузку. Поэтому одной из актуальных проблем образования в настоящее время является развитие познавательных способностей личности и развитие интересов на уроках физики и во внеурочной деятельности.

Внеурочная работа по дисциплине «Физика» в моей профессиональной деятельности организована в следующих формах: индивидуальная,  групповая, массовая. Так как эти виды внеурочной работы тесно связаны друг с другом, это разделение всего лишь условное.

1. Индивидуальная внеурочная работа связана с углубленным изучением теоретических вопросов, решением задач   повышенной сложности.

2. Групповая внеурочная работа осуществляется на факультативных занятиях, в физическом кружке и на занятиях элективного курса.

3. Массовые формы внеурочной работы - это физические олимпиады, викторины, практикумы, тренинги, конференции, круглые столы, физические вечера. 

Одна из форм внеурочной деятельности - Элективный курс «Основы технического творчества», который ориентирован на удовлетворение любознательности студентов. Задачи курса: ознакомить студентов с основными приёмами  и методами, используемыми при решении исследовательских и творческих задач в реальных условиях. Объём курса  80 часов.  Он основан на межпредметных связях, расширяет знания, прививает интерес к поиску и нестандартному мышлению. В рамках курса рассматриваются следующие методы технического творчества: 

1. Эвристические (метод «проб и ошибок», мозговой штурм, синектика).

2. Развитие творческого воображения (составление синквейна, опорных конспектов, кластеров, кроссвордов, компьютерных презентаций).

3. Теория решения исследовательских (изобретательских) задач методом решения противоречий (технических и физических).

Наибольшее количество времени в курсе уделяется  моделированию как методу исследования, экспериментирования, проектирования и конструирования. Физически подобные модели создаются с целью воспроизвести  динамику изучаемых процессов и явлений. Создание физически подобной модели является результатом изучения элективного курса.

Ещё одна из  форм внеурочной деятельности - подготовка студентов к участию в очных и заочных олимпиадах по физике, научно-практических конференциях.

В моём арсенале имеются следующие внеклассные мероприятия по физике: «Своя игра», «Самый умный», «Час занимательной науки», аукцион знаний «Физики и лирики», которые проводятся в техникуме в рамках дней науки.

Например, Аукцион знаний «Физики и лирики» - интегрированное мероприятие по двум дисциплинам «Физика» и «Литература», разработано оно для студентов 1 курса, с целью развития познавательного интереса к изучаемым дисциплинам. В аукционе разыгрываются 6 лотов: Отгадай ребус: необходимо разгадать ребус, и выяснить о каком природном физическом явлении идёт речь. Знакомые всё лица: отрывки из стихотворений известных русских поэтов, должны определить природном явлении идёт речь. Физические величины: по изображению надо назвать физический измерительный прибор, и пояснить какие физические величины можно определять. Цепочка слов: составить наибольшее количество слов из слова динамометр за 5 минут. Чёрный ящик: отрывок из романа «Таинственный  остров» Ж. Верн и определяют, что находиться в черном ящике,  Физические задачи по литературным произведениям: отрывок из произведения, к которому задавался вопрос, ответ должен содержать физическое объяснение явления. Все внеклассные интеллектуальные игры вызывают живой интерес у студентов, что способствует формированию коммуникативной и общекультурной компетенций.

При изучении такой дисциплины как физика, как нигде важна самостоятельная проектная и исследовательская работа. В соответствии с ФГОС в  учебном плане обязательно предусмотрено выполнение студентами индивидуального проекта, который определяется как учебно-исследовательский или учебный проект в рамках одного или нескольких предметов. Под моим руководством студентами выполняются проекты разного вида, представлю некоторые из них:

1. Учебно-экспериментальные проекты: «Агрегатное состояние желе», «Почему айсберги плавают и не тонут», «Зависимость плавления и отвердевания шоколада от его состава», «Выращивание кристаллов». Результатом таких проектов  является  отчѐт о проведѐнных исследованиях. Например, цель проекта «Дыхание теста» состояла в  изучении физико-механические процессов, которые происходят при замесе теста и подтверждение наличия углекислого газа, выделяющегося  в процессе брожения. Экспериментальная часть включала в себя проведение экспертизы двух способов замеса дрожжевого теста: опарного и безопарного, далее газ, образующийся в процессе брожения, собирался в накопители, и проводились измерения следующих термодинамических параметров: температура, давление, вычислялся объём. Затем с помощью уравнения Менделеева-Клайперона была рассчитана молекулярная масса газа в накопителях, значение которой соответствовало молекулярной массе углекислого газа. В данной работе наблюдается интеграция знаний профессионального модуля и физики. 

2. Социальные проекты: «Война красоты и здоровья»,  «Энергосбережение начнём с энергосберегающих ламп». Социальные проекты выполняются группой студентов. Структура социального проекта «Энергосбережение начнём с энергосберегающих ламп» включала в себя следующие этапы:  

- Подготовка студентов, обучающихся по специальности «Коммерция» к работе над проектом: проведение круглого стола, создание инициативной группы.

- Следующий этап предполагал выбор и формулировку проблемы, по результатам анкетирования студентов техникума и интервьюирования преподавателей.

- Для сбора и анализа информации инициативной группой было выбрано три направления: физики проводили экспериментальные работы и решали прикладную задачу, чтобы осуществить сравнительный анализ основных светотехнических характеристик ламп: световой  поток, сила света, цветовая отдача, световая отдача, цветовая температура, экологи проводили анализ  материалов СМИ, связанные с экологичностью использования энергосберегающих ламп и ламп накаливания, экономисты изучали брянский рынок световой продукции.

- Следующий этап предполагал разработку собственного варианта решения проблемы – график замены ламп накаливания в техникуме на энергосберегающие лампы, с учётом затрат и окупаемости.

Результатом проекта стал информационный буклет «Выбор за вами».

3. Информационные проекты: 

3.1. «Измерительные приборы в профессии «Повар»». Результат проекта – методические рекомендации «Устройство и принцип работы физических измерительных приборов: гигрометр, ареометр, весы, термометр». В работе рассмотрены виды физических измерений, приведена классификация измерительных приборов, определены физические измерительные приборы, необходимые в профессии «Повар».

3.2. «Оптические иллюзии в жизни», рассматриваются классические оптические иллюзии, иллюзии в архитектуре, рекламе, цирковых фокусах, одежде. Результат проекта – брошюра  «Загадки и головоломки на оптические иллюзии», которые можно использовать при проведении внеклассных мероприятий.

3.3. «Женщины – физики». Результат проекта – компьютерная презентация, в которой рассказывается о жизненном пути и открытиях, сделанных такими учёными как Мария Склодовская - Кюри и Лиза Мейтнер.

Студенты имеют возможность представить результат своей творческой деятельности на ежегодной техникумовской  «Научно – практической конференции», а также на конференциях регионального, межрегионального и международного уровня. Защита  исследовательских работ проходит успешно, так как  поощрение даже за маленькое «открытие» вдохновляет студентов  на продолжение поиска, на выдумку.

С введением дисциплины «Астрономия» к внеурочной деятельности добавилась ещё одна форма тематические экскурсии в брянский планетарий, в ходе экскурсии студенты получают только  позитивные впечатления.

В заключение хочется сказать, что организация внеурочной деятельности способствует более разностороннему раскрытию индивидуальных способностей студентов, которые не всегда удаётся рассмотреть на уроке, развитию у студентов интереса к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в продуктивной деятельности, умению самостоятельно организовать своё свободное время. 

 

. . . . .