Журнал "1 сентября"

Педагогические и образовательные статьи
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 31.03.2024г.

Регистрация СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 77018 от 06.11.2019г. Смотреть

Регистрация периодического издания: ISSN 2713-1416 Смотреть

         
kn publ 1   kn publ 2   kn publ 5
         
         
kn publ E   kn publ 3   kn publ 4
         

Оценивание на уроках русского языка в условиях реализации ФГОС основного общего образования

Дата публикации: 2020-06-05 10:53:11
Статью разместил(а):
Жидова Татьяна Алексеевна

Оценивание на уроках русского языка в условиях реализации ФГОС основного общего образования

Автор: Жидова Татьяна Алексеевна

ФГКОУ «Санкт-Петербургский кадетский военный корпус Министерства обороны РФ»

 

Аннотация: В статье описаны современные подходы к оцениванию образовательных результатов обучающихся основной школы, состоящего из двух видов оценивания ― формирующего и суммативного, представлены методы и приемы оценочной деятельности педагога и обучающихся.

Ключевые слова: формирующее оценивание, суммативное оценивание, приёмы самооценки и взаимооценки, листы самооценки.

 

Один из наиболее актуальных вопросов развития современного основного общего образования ― внедрение в практику работы педагогов новых методов и приёмов оценивания, соответствующих требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО).

Переход на стандарты второго поколения требует внесения изменений во все компоненты учебного процесса, в том числе и в систему оценивания. Оценка достижения планируемых результатов образования выступает одновременно и как цель и элемент содержания, и как средство обучения и учения. Так, входя в состав универсальных учебных действий, оценка и контрольно-оценочная деятельность в целом выступает как самостоятельный элемент содержания образования, который необходимо формировать и развивать.

Широкое применение личностно-ориентированного подхода в обучении демонстрирует ограниченность нормативной системы оценивания и ставит вопрос о создании новой системы, которая позволила бы ученику стать активной стороной не только процесса обучения, но и оценивания результатов своего обучения. При этом должны быть сформулированы следующие принципы оценивания:

• Оценивание может быть только критериальным. Основными критериями оценивания выступают планируемые результаты, соответствующие учебным целям.

• Оцениваться с помощью отметки могут только результаты деятельности ученика, но не его личные качества.

• Критерии оценивания и алгоритм выставления отметки заранее известны и педагогам, и обучающимся. Они могут вырабатываться ими совместно.

• Система оценивания выстраивается таким образом, чтобы обучающиеся включались в контрольно-оценочную деятельность, приобретая навыки и привычку к самооценке.

Становится совершенно ясно, что на уроках необходимо использовать два вида оценивания ― формирующее и суммативное.

Цель формирующего оценивания ― помочь обучающимся достичь поставленной образовательной цели посредством выявления их ошибок, проблем и организации эффективной обратной связи, а также с целью определения личного прогресса каждого обучающегося и его места на пути достижения целей. При формирующем оценивании результаты обучающегося сравниваются с его предыдущими результатами с целью определения его личных достижений в обучении. По итогам оценивания учитель вместе с учениками определяет сильные и слабые стороны обучающегося, намечаются пути преодоления трудностей и достижения поставленных целей.

Формирующее оценивание осуществляется учителем и обучающимися по заранее определенным ими критериями. Оно фиксируются в папках личных достижений обучающихся в виде оценок различной балльности, листов с результатами проектной деятельности, личных достижений (например, побед в различных олимпиадах и конкурсах), результатов самооценки и взаимооценки и т. д. Исходя из определения формирующего оценивания, можно сделать вывод об этапах его проведения. На первом этапе необходимо поставить образовательные цели и определить пути их достижения, на втором этапе ― определить те результаты, которые будут оцениваться, критерии и шкалу их оценки. После проведения оценивания необходимо проанализировать результаты (рефлексия и обратная связь) и откорректировать пути достижения поставленных целей.

При суммативном оценивании достижения обучающихся сравниваются с требованиями стандартов образования, и констатируется факт обученности ученика. Суммативное оценивание осуществляется по стандартной пятибалльной шкале с фиксацией результатов в классном журнале, по критериям, определяемым локальными актами образовательного учреждения.

Что же конкретно следует оценивать? На мой взгляд, следует оценивать всякую деятельность, направленную на добывание знаний. Оценочной деятельностью занимается не только учитель и не главным образом учитель. Очень важно сместить акценты в этом вопросе таким образом, чтобы обучающиеся прочувствовали, что они наравне с учителем имеют право на оценивание и своего ответа, и ответа товарища.

Чтобы ученик начал концентрировать результаты своих действий, затем последовательность шагов к цели, и, наконец, научился бы проверять основания самого плана действия, на уроках русского языка можно использовать следующие технологические приёмы:

- практиковать взаимопроверку обучающих, самостоятельных и домашних работ;

- предлагать учащимся оценить ответ товарища по заданным критериям;

- использовать листы самоконтроля, где обучающиеся фиксируют свои знания по разным темам;

- практиковать правку выполненных ранее творческих заданий.

В своей педагогической деятельности я применяю следующие формы учёта достигнутых результатов: оценка, балльная система, самооценка. Адекватная самооценка обеспечивает обучающимся осознание уровня освоения планируемого результата деятельности, приводит к пониманию своих проблем и тем самым создает предпосылки для дальнейшего самосовершенствования.

Различаю три типа контроля: внешний контроль учителя за деятельностью обучающихся; взаимный контроль учащихся; самоконтроль.

Внешний контроль приучает обучающихся добросовестно и систематически выполнять учебную работу, вызывает стремление сделать ее лучше, а при целенаправленной работе учителя способствует развитию взаимоконтроля и самоконтроля.

При взаимоконтроле вырабатывается ответственное отношение обучающихся к оценке деятельности одноклассников. Проведение самоконтроля направлено на осознание правильности своих действий, на предупреждение или обнаружение уже совершённых ошибок.

При обучении самоконтролю особое внимание следует уделить ознакомлению и овладению обучающимися приёмами проведения контролирующих действий.

Чтобы работа учителя по воспитанию навыка самоконтроля была эффективной, нужна систематическая работа в этом направлении. В своей практике я использую следующие приёмы: сверка с образцом; повторное выполнение упражнения; проверка полученных результатов; использование различных способов выполнения заданий.

При проведении самоконтроля ключевым звеном является проверка с готовым или составленным образцом. Контроль должен быть целенаправленным, объективным, всесторонним, регулярным и индивидуальным. Приведу примеры формирования некоторых приёмов самоконтроля:

1. Оценивание при помощи знаковых символов.

При проверке письменной работы (домашнего задания, самостоятельной работы и т.д.) ученик правильно решённое задание помечает «+», неправильное  - «–».

2. Оценивание по заданной инструкции.

После самостоятельного выполнения задания обучающимся предлагается проверить и оценить свою работу и работу товарища, используя ранее известные методики оценивания по инструкции учителя.

3. Проверка по образцу.

Учащиеся выполняют самостоятельную работу (тест, диктант, решают задачи). Затем проводят проверку своей работы карандашом по образцу вместе с классом или индивидуально, отмечают свои ошибки и выставляют себе отметку. Аналогично проводится и взаимопроверка. Ученики, сидящие за одной партой, обмениваются работами для проверки.

Для того чтобы эффективно управлять обучением, учитель должен обладать достаточной информацией, которую даёт ему такая форма контроля как оценочный лист. Оценочный лист — довольно оперативная форма контроля, позволяющая получить информацию о знаниях и умениях школьника в виде таблицы, к которой заранее сформированы критерии. Так, например, выглядит оценочный лист по теме «Собственные и нарицательные имена существительные» в 5классе.

Оценочный лист по теме «Собственные и нарицательные имена существительные»

Теория

Самооценка

Оценка учителя

1. Какие существительные называются именами нарицательными?

знаю / сомневаюсь / не знаю / нужна помощь

 

2. Какие существительные называются именами собственными?

 

 

3.На какие группы делятся имена собственные?  

 

 

4. Как пишутся имена собственные?

 

 

5. Какие грамматические особенности могут быть у имен собственных?

 

 

Практика

 

 

Напиши правильно имена собственные:

великая отечественная война, стихотворение бородино, кинофильм двадцать восемь панфиловцев, книга повесть о настоящем человеке, журнал кадетский вестник, завод арсенал, картина портрет генерала панфилова, линкор севастополь.

Умею / сомневаюсь / нужна помощь

 

По отношению к ученику оценочный лист играет еще и мотивирующую роль, так как, глядя в него и используя критерии оценивания, ученик может сделать вывод об уровне своих знаний. После написания работы, взаимо- или самопроверки обучающийся видит свои ошибки и типы орфограмм, с которыми ему предстоит поработать, а анализ результатов позволяет учителю определить уровень усвоения материала каждым обучающимся и автоматически спланировать работу с ним.

Приемы формирующего оценивания использую на каждом уроке, таким образом, связь между учителем и учеником осуществляется систематически и позволяет ученику и учителю скорректировать свою работу, устранить возможные пробелы и недочёты.

В структуре урока, соответствующего требованиям ФГОС, одним из обязательных этапов урока является рефлексия, которая помогает обучающимся сформулировать получаемые результаты, определить цели дальнейшей работы, скорректировать свой образовательный путь.

Практикую на уроках рефлексию с использованием незаконченного предложения и фразеологизмов с целью развития речи обучающихся.  

Продолжи предложения 

1. На занятии для меня было важно ...

2. Занятие помогло задуматься о ...

3. Я научился ...

4. К моим достижениям можно отнести ...

Выбери фразеологизм, который отражает твою работу на уроке 

1. Превзошёл сам себя.

2. Это ещё цветочки, а ягодки будут впереди.

3. Не ударил лицом в грязь.

4. Бил мимо цели.

5. Из кожи вон лез.

Рефлексия – необходимое условие для того, чтобы ученик и учитель видели схему организации образовательной деятельности, конструировали её в соответствии со своими целями и программами, осознавали возникающую проблематику и другие результаты. Поэтому нельзя проводить рефлексию формально. Набор веселых «смайликов» или других условных знаков на доске в конце урока не является формирующим оцениванием. Рефлексия должна быть персонифицированной и должна выявлять проблемы каждого ребенка. Рефлексия обязательно должна сопровождаться обратной связью учеников с учителем.

Таким образом, система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования должна предусматривать использование разнообразных методов и форм, взаимно дополняющих друг друга.

 

Литература:

Крылова О.Н., Бойцова Е.Г. Технология формирующего оценивания в современной школе. — СПб.: КАРО, 2015.

 

. . . . .