Журнал "1 сентября"

Педагогические и образовательные статьи
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрация СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 77018 от 06.11.2019г. Смотреть

Регистрация периодического издания: ISSN 2713-1416 Смотреть

         
kn publ 1   kn publ 2   kn publ E
         
         
kn publ 5   kn publ 3   kn publ 4
         

Развитие речевых способностей обучающихся на уровне начального общего и основного общего образования

Дата публикации: 2020-05-21 11:29:35
Статью разместил(а):
Кармачева Екатерина Михайловна

Развитие речевых способностей обучающихся на уровне начального общего и основного общего образования

Авторы: Кармачева Екатерина Михайловна

и Головкова Лариса Александровна

МАОУ «СОШ №4», г. Заводоуковска Тюменской области

 

Аннотация: В статье описывается сохранение и реализация принципов преемственности между начальным общим и основным общим уровнях образования, приемы формирования речевой (коммуникативной) компетенции обучающихся.

Ключевые слова: речевые способности, развитие речи.

 

Развитие речевых способностей обучающихся – одна из актуальных проблем на сегодняшний день, поскольку анализ результатов ЕГЭ по русскому языку в течение последних лет показывает, что большая часть выпускников достигает, в основном, только базового уровня подготовки по данному предмету. Экзамен выявляет отсутствие практических умений, связанных с созданием собственного речевого высказывания. Для чего требуется прочитать,  понять прочитанный текст, а затем ясно, правильно, последовательно и убедительно выразить свою позицию, уместно используя разнообразные языковые средства.

По мнению Леонида Владимировича Занкова, наилучшим образом служит развитию речи естественность высказывания детей, обусловленность устной речи внутренними побуждениями, когда речь отвечает своему жизненному назначению - общению.

Развитие речи учащихся – одна из главных задач, которую призваны решать не только учителя русского языка и литературы.

Пересмотр содержания обучения на разных уровнях решает две взаимосвязанные проблемы, не разрешенные до настоящего времени: недостаточность знаний, умений и способов действий для успешного продолжения обучения на следующих уровнях, невостребованность многого из того, что уже знают и умеют обучающиеся.

Решить названные проблемы призвана организация преемственности обучения, которая затрагивает не только уровни образования, но и учебные предметы одной образовательной области, в том числе и области «Филология», в частности, предметов «Русский язык» и «Литература».

В основных образовательных программах начального общего и основного общего образования в планируемые результаты освоения обучающимися основных образовательных программ определены метапредметные результаты «Чтение. Работа с текстом» (НОО), «Стратегии смыслового чтения и работа с текстом» (ООО).

Учебные предметы «Русский язык» и «Литература» в формировании учебно-информационных умений школьников играют особую роль. Учителя и начальных классов, и среднего звена формируют такие учебно-информационные умения как: понимание текста, извлечение из него информации в соответствии с поставленными задачами: определение предмета речи, ключевых слов, суждений (тезисов), интерпретация смысла текста, трансформация текста (схемы, таблицы, алгоритмы действий и др.). Этому способствуют технологии и приемы, активно используемые педагогами на уроках русского языка и литературы, литературного чтения в начальной школе. Например, технология продуктивного чтения, которая обеспечивает с помощью конкретных приёмов чтения полноценное восприятие и понимание текста читателем, активную читательскую позицию по отношению к тексту и его автору.

Также различные приемы работы с текстом: составление плана, составление граф-схемы, тезирование, составление сводной таблицы, комментирование, чтение с пометами и остановками, составление кластера, синквейна. Выделенные технологии и приемы универсальны, они применяются как на уроках русского языка и литературы, так и на других учебных предметах и способствуют повышению эффективности образовательного процесса. Так как в деятельности чтения участвуют такие механизмы как восприятие, узнавание, сличение, понимание, осмысление, антиципация, рефлексия, при  работе с текстом развивается диалогическое мышление учащихся, формируется самостоятельность суждений, ценностно-смысловая позиция обучаемых и их речемыслительные действия по пониманию текста. Формирование учебно-информационных умений происходит с учетом возрастных особенностей обучающихся.

Обеспечение преемственности связано не с наличием вариативных учебников, не в попытке стыковать программы начальной и средней школы, а в сохранении единых подходов к целям и задачам обучения учебным предметам. 

Учителя начальных классов работают по системе учебников «Начальная школа 21 века». Учителя основной школы работают по учебному комплексу под руководством профессора Веры Васильевны Бабайцевой. 

В программе 2-4 классов по русскому языку выделены три блока, каждый из которых соответствует целям обучения русскому языку - блок «Как устроен наш язык» (здесь представлены основы лингвистических знаний); «Правописание» (включает формирование навыков  грамотного письма) и «Развитие речи» (обеспечивает формирование устной и письменной речи, речевого творчества и интереса к языку). 

Основные компоненты учебного комплекса по русскому языку для 5-9 классов: «Русский язык. Теория», «Русский язык. Практика», «Русская речь». 

Систематизированное изложение теоретического материала в учебнике  «Русский язык. Теория» дает целостное представление о русском языке, его правилах и законах, показывает связи между разделами курса. Сборник упражнений и задач «Русский язык. Практика» призван помочь организовать практическую работу по отработке умений опознавать, анализировать, характеризовать определенные явления языка.  

Проведение уроков развития связной речи обеспечивает пособие «Русская речь». 

Содержание системы учебников «Начальная школа 21 века» и учебного комплекса по русскому языку для 5-9 классов под руководством Веры Васильевны Бабайцевой позволяет решить поставленные задачи. Учащиеся, занимаясь по данным учебникам, приобретают навыки работы в паре, группе, учатся выполнять задания нетрадиционного творческого характера,  давать оценку и самооценку, аргументируя свое мнение. В «Начальной школе 21 века» хорошо построена система диагностических исследований, которая помогает учителю строить дифференцированную работу на уроке. Преемственность начального общего и основного общего образования реализуется и через использование методов, приемов, средств обучения, обеспечивающих познавательную деятельность ребенка. При подборе средств обучения педагоги отбирают специфичные для данного предмета, типовые для предметной области. Таковыми  являются работа с разными видами текстов, словарями, слово учителя, аудио учебно-информационные материалы.

На всех этапах урока происходит формирование коммуникативных умений. Например, на этапе актуализации знаний обучающиеся имеют возможность сообщить известное по теме, сформулировать проблему, высказать предположение, гипотезу. На этапе целеполагания – обозначить тему и цели урока, предполагаемые результаты. На этапе открытия новых знаний, например, по теме «Правописание приставок» пятиклассники в ходе наблюдения над языковым материалом самостоятельно выходят на формулировку орфографического правила, или, анализируя теоретический материал учебника, девятиклассники готовят устный рассказ по теме «Сложноподчиненное предложение с несколькими придаточными».

Важнейшим механизмом формирования регулятивных УУД является системность использования ключевых средств обучения в образовательной деятельности всеми педагогами, работающими в 4-5 классах. Обязательным на всех уроках является использование таких ключевых средств обучения, как учебник, тетрадь, учебные принадлежности, соблюдение единого орфографического режима (запись числа, темы урока, домашнего задания).

Речевому развитию также способствует трансформация уроков. Например, урок русского языка в 5 классе «Для чего нужен план?». Интеграция иностранного, русского языков и истории способствовала формированию познавательного интереса посредством вопроса в начале урока: «Как мы будем работать с текстом». Тексты для анализа и составления плана были предложены с учетом специфики учебной дисциплины, поэтому обучающиеся могли практическим путем убедиться, что можно составить план на любом языке, предмете и к любому тексту. Урок был направлен на развитие речи обучающихся. Этому способствовали и лексическая разминка на иностранном языке, и лексическая  (словарная) работа на русском.

Учителя добивались и развития монологической формы речи школьников (формулирование темы, цели урока; идейно-тематический анализ текстов, составление плана, пересказ текста по плану, развернутые ответы на вопросы).В целом цели и задачи урока реализованы, интеграция предметов способствовала осознанию значимости плана как  приема работы с текстом, влияющего на глубокое понимание и осмысление; рассмотрению иностранного и русского языков, истории как единого целого, способствующего формированию коммуникативных умений школьников. 

Учебная деятельность на уроке «Картина зимней природы в стихотворении А. С. Пушкина «Зимняя дорога»» была организована в форме урока-погружения. Интеграция литературы, музыки и изобразительного искусства способствовала формированию познавательного интереса посредством мотивационного вопроса: «Можно ли увидеть и услышать зимнюю дорогу». Некоторые обучающиеся сомневались, поэтому предметное содержание интегрированного урока было отобрано таким образом, чтобы каждый учащийся смог не только увидеть, но и услышать однозвучный колокольчик, песни ямщика, раздававшиеся в тишине зимнего вечера. Обучающиеся смогли не только увидеть пейзажную зарисовку, но и сквозь картину зимней дороги рассмотреть чувства лирического героя, то есть соотнести  понятия «человек» и «природа» с теоретической точки зрения, практической. А далее рассмотреть эти два понятия и с прикладной точки зрения, принимая участие в изготовлении панно. 

Интегрированный урок русского языка и изобразительного искусства «Зимний пейзаж» способствовал формированию умения составлять монологическое высказывание на заданную тематику. После просмотра картинной галереи обучающимся был предложен для анализа текст М. М. Пришвина «Первый мороз». Шестиклассники увидели зимний пейзаж глазами художников и писателя, а затем отправились на экскурсию в лес. Именно там они попытались описать все то, что увидели своими глазами, сначала устно, а по возвращении в класс – письменно. 

Деятельность творческой группы педагогов «Речевая культура учителя» направлена на формирование речекультурной среды участников образовательного процесса. Обязательным в практике  заседаний школьных методических объединений и педагогических советов считается проведение орфоэпических, орфографических, морфологических и лексических пятиминуток.

Таким образом, на уровне начального общего и основного  общего  образования педагоги, соблюдая преемственность в обучении,  формируют  важные  коммуникативные   умения,  владение которыми  позволяет учащимся успешно осваивать информацию на всех этапах и  ведет к формированию способности самостоятельно успешно усваивать новые знания, умения и компетентности, включая самостоятельную организацию процесса усвоения, т. е. умение учиться. В результате изучения всех  учебных предметов на всех уровнях общего образования выпускники приобретают навыки общения, взаимодействия с другими людьми,  учатся вступать в диалог с различными объектами окружающей действительности, преобразовывать и передавать информацию, отстаивать свою точку зрения, вступать в дискуссии.  Умение осуществлять коммуникацию  предоставляет  каждому выпускнику возможность успешного прохождения итоговой аттестации и дальнейшей самореализации и самосовершенствования.

 

. . . . .