Журнал "1 сентября"

Педагогические и образовательные статьи
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрация СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 77018 от 06.11.2019г. Смотреть

Регистрация периодического издания: ISSN 2713-1416 Смотреть

         
kn publ 1   kn publ 2   kn publ E
         
         
kn publ 5   kn publ 3   kn publ 4
         

Особенности реализации проектно-исследовательской деятельности на уроках английского языка

Дата публикации: 2020-05-15 09:35:58
Статью разместил(а):
Суркова Марина Владимировна

Особенности реализации проектно-исследовательской деятельности на уроках английского языка в средней школе

Автор: Суркова Марина Владимировна

МОУ "СОШ № 13", г. Егорьевск

 

Аннотация: В данной статье рассматриваются особенности реализации проектно-исследовательской деятельности обучающихся средней школы, способы организации и использования данной деятельности на уроках английского языка, а также даны рекомендации по развитию навыков проектно-исследовательской деятельности в рамках школьного курса по иностранному языку. Наше исследование показывает, что данная технология дает серьезные преимущества, а именно, активную вовлеченность учащихся в процесс обучения, рост мотивации, эффективную организацию учебного пространства. 

Ключевые слова: проектная деятельность, исследовательская деятельность, проектно-исследовательская деятельность, теоретические исследования, формирование умений и навыков.

Тематическая рубрика: Средняя школа.

 

Современное общество находится на этапе высокого развития технологий и предъявляет все более высокие требования к качеству образования. Одним из важнейших требований современного образовательного процесса является гармоничное и всестороннее развитие личности. Следовательно, в образовательном учреждении должны создаваться условия по формированию компетентной личности, способной адекватно реализовать себя в обществе. Учитывая тот факт, что целью современной системы образования становится формирование социально зрелой личности, особое значение приобретают такие черты современной образовательной системы, индивидуальный подход, активизация познавательной деятельности, учебная автономия обучающихся. Актуальность данного исследования состоит в привлечении внимания к возможным путям достижения целей в рамках проектно-исследовательской деятельности.  

Одним из важнейших аспектов языковой подготовки, во многом определяющей качественный уровень владения языком, становится обучение проектно-исследовательской деятельности, неразрывно связанной с развитием языковых, творческих, исследовательских способностей обучающихся. Основная функция проектно-исследовательской деятельности в современной школе сводится к ориентированию обучающегося к творческо-исследовательской деятельности, направленной на разрешение практико-ориентированного задания.

Проектно-исследовательская деятельность успешно реализуется на уроках иностранного языка, поскольку способствует развитию коммуникативных навыков обучающихся, навыков критического и творческого мышления, навыков межличностного и межгруппового взаимодействия.

Целью моей работы является изучение проблемы организации проектно-исследовательской деятельности на уроках английского языка в средней школе для развития коммуникативных навыков обучаемых.

Научная новизна исследования состоит в том, что в работе предложены варианты применения проектно-исследовательской технологии на уроках иностранного языка в средней школе, способы организации занятий, примеры заданий на развитие творческих способностей и критического мышления обучающихся.

По определению Матяша Н.В., являясь интегративным видом деятельности, проектная деятельность включает в себя элементы игровой, познавательной, ценностно-ориентационной, преобразовательной, учебной, коммуникативной и творческой деятельностей.

Зимняя И.А., Шашенкова Е.А. определяют исследовательскую деятельность как специфическую человеческую деятельность, регулируемую сознанием и активностью личности. С их точки зрения, исследование всегда направлено на удовлетворение познавательных или интеллектуальных потребностей, а продуктом деятельности становятся новые знания.

В рамках данных дефиниций  я рассматриваю проектно-исследовательскую деятельность как деятельность, ориентированную на проектирование собственного исследования (выделение целей и задач, принципов отбора методик, планирование хода исследования, определение ожидаемых результатов, оценка реализуемости исследования, определение необходимых ресурсов), его реализацию и оценку полученных результатов.

Возросший интерес к проблеме развития самостоятельности обучающихся в образовательном процессе требует подробного анализа и различных путей повышения их познавательной активности и самостоятельности. Я считаю возможным способствовать развитию познавательной самостоятельности обучающихся через проектно-исследовательскую деятельность, так как в таком типе обучении наиболее активно устанавливается ориентир на воспитание автономной творческой личности.

Проектно-исследовательская деятельность предполагает:

• наличие проблем, которые требуют знаний из разных областей наук;

• практическую, теоретическую, а также познавательную значимость предполагаемых результатов исследования;

• требование творческой и самостоятельной деятельности как отдельного обучающегося, так и группы обучающихся, но с промежуточным контролем учителя;

• написание плана выполнения проекта, алгоритма действий, которые могут в процессе выполнения изменяться;

• использование исследовательских методов, то есть определение проблемы и задач по её решению;

• отбор методов исследования, поиск информации, оформление результатов;

• презентация выполненного проекта, постановка интересующих вопросов, обсуждение результатов, выводы, извлечение практической значимости темы исследования.

Учитывая возможность вариативности типов заданий и их содержательной модификации в рамках проектно-исследовательской деятельности на иностранном языке, становится возможным выделить следующие виды исследовательской деятельности на уроках английского языка:   

1. Практические мини-исследования. 

Данные исследования направлены на изучение и обобщение фактов, содержащихся в разных источниках. Эти исследования не длительны по времени и их можно использовать как в урочной, так и во внеурочной деятельности. Приведём примеры некоторых мини исследований: «Рейтинг экстремальных видов спорта», «Моя школа», «Разработка маршрута по странам изучаемого языка», «Здоровый образ жизни». 

2. Исследовательские проекты. 

 Данные проекты более продолжительны по времени, и разумно использование их учителем во внеаудиторное время.  Исследовательская деятельность направлена на реализацию личностного подхода в методике обучения. Она отличается особым характером выполнения заданий, являясь творческим и ориентированным на развитие личности обучаемого. поскольку данный вид деятельности создаёт позитивную атмосферу сотрудничества, партнёрства учителей и обучающихся. 

В процессе защиты проекта предусмотрено обсуждение решений, дискуссии. Следовательно, от обучающихся требуется умение отстаивать свою точку зрения, развивать дискуссию, приходить к компромиссному решению, что является одним из важнейших навыков на современном рынке труда.     

3. Кейс-технологии.  

Данная образовательная технология предполагает разрешение обучающимися конкретных проблемных ситуациях в результат активной познавательной деятельности. При работе обучающихся с использованием данного метода организуется дискуссия в группах, выбирается вариант решения, представляются результаты анализа, происходит общее обсуждение. 

 4. Лабораторные работы. 

Данный тип научно-исследовательских проектов предполагает проведение экспериментальной работы в классе в рамках разнообразной тематики (работа с интерактивной доской, тесты, кроссворды и т.д.).  

Примером проекта на уроке английского языка может быть тема «Summer holiday in London», где можно провести лабораторную работу «Места, которые хочется посетить». Ребята получают задание создать небольшую презентацию на английском языке. Дополнительным плюсом является тот факт, что у обучающихся развиваются навыки не только исследовательской деятельности, но и также навыки работы с информационными технологиями и способности ориентироваться в виртуальном пространстве для поиска и отбора необходимой информации. Презентация должна содержать 5-6 слайдов с фотографиями достопримечательностей Лондона и их кратким описанием. При этом, обучающиеся демонстрируют автономию в выборе содержания и способах оформления презентации.  

Эффективность проектной работы зависит от множества факторов, которые должны отслеживаться учителем при планировании того или иного проекта. Учителю необходимо учесть следующие рекомендации: 

1) необходимо грамотно управлять познавательной деятельностью ученика, то есть переходить с позиции носителя знаний на позицию организатора;

2) необходимо учитывать такие факторы мотивации обучающихся, как успешная коммуникация, взаимопонимание и положительное отношение к учебному предмету;

3) необходимо использовать групповые формы работы (парная, в малых и больших группах);

4) необходимо оказывать своевременную помощь обучающемуся с учётом результатов его самостоятельной деятельности;

5) необходимо организовывать ситуации успеха (предлагать задания, соответствующие уровню каждого обучающегося);

6) необходимо поддерживать положительную эмоциональную атмосферу учебного сотрудничества;

7) необходимо создавать условия для подведения итогов работы с учётом саморефлексии и самооценки.

Часто у многих учителей возникает вопрос: как сделать уроки по проектно-исследовательской деятельности интересными и более эффективными? Вот несколько типов уроков в помощь учителям:

1. «Уголок исследователей». Если у вас есть возможность организовать в рамках своего учебного заведения такое место, где обучающиеся могут обсуждать темы исследований, различные проекты, делиться идеями, - это замечательно. Уголок исследователей должен быть комфортным и уютным местом, куда обучающимся хочется приходить, и где их не будут отвлекать.

2. Конкурсы проектов. Если дать обучающимся задачу, выполнение которой будет вознаграждено, их пыл может значительно усилиться. Давайте темы исследования и проекты, не всегда большие по объёму и требующие длительной подготовки. Обучающимся самим захочется участвовать в таких проектах, проявить себя и свои способности.

Основываясь на проделанном исследовании, можно сделать следующие выводы. На среднем этапе обучения иностранному языку проектно-исследовательская деятельность способствует успешному овладению иностранным языком как видом речевой деятельности и повышению уровня языковой компетенции обучающихся, поскольку успешно формирует ситуацию успеха и повышает мотивацию школьников.

На основе всего выше сказанного можно сделать вывод о том, что обучение проектно-исследовательской деятельности на уроках английского языка является одним их важнейших средств обучения. Учителю необходимо уделять особое внимание данному виду учебного процесса, подбору различных тем и заданий на основе возрастных особенностей и интересов обучающихся.

Таким образом, опыт применения проектно-исследовательской технологии позволяет определить следующие ее функции в области обучения английскому языку:

1)обновление и расширение объема учебных материалов посредством самостоятельной поисковой и познавательной деятельности, в ходе которой происходит углубление получаемых знаний при работе с аутентичными источниками;

2) повышение учебной автономии обучающихся как способа организации самостоятельной деятельности школьников;

3) развитие творческого мышления обучающихся на основе предоставления доступа к повышенным объемам информации.

В заключение отмечу, что учителю важно уметь грамотно организовать работу на уроках по проектно-исследовательской деятельности, правильно мотивировать и направлять своих обучающихся для достижения отличных результатов.

 

Список литературы:

1. Белова Т.Г., Белов И.П. Исследовательская деятельность обучающихся как современная педагогическая проблема // Современные исследования социальных проблем, №3-2(59), 2016. с. 41-46

2. Брыкова О.В., Громова Т.В. Проектная деятельность в учебном процессе. – Москва: Чистые пруды, 2006. 32 с.

3. Гальскова Н.Д. Современная методика обучения иностранным языкам, // Москва, 2000. 198 с.

4. Голуб Г.Б., Чуракова О.В. Методические рекомендации «Метод проектов как технология формирования ключевых компетентностей учащихся». - Самара, 2003. 246 c.

5. Гулиянц А.Б., Гулиянц С.Б., Дмитриева Е.И., Зотова Е.М. и др. Практическое руководство по проектной и исследовательской деятельности школьников в области иностранного языка: Учебно-методическое пособие. -М., АПКиППРО, 2011. 384 с.

6. Десяева Н.Д. Исследовательская деятельность педагога. - Академия, 2003. 124 с.

7. Палаева Л.И. Использование метода проектов на среднем этапе обучения иностранным языкам в общеобразовательной школе (на материале английского языка): дис. канд. пед. наук. - Москва, 2005. 239 с.

8. Полат Е.С., Бухаркина М.Ю. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. 368 с.

9. Полат Е.С. Метод проектов на уроках иностранного языка // Иностранные языки в школе. - 2000. - № 2, 3. С.30-35.

10. Ribe R., Vidal N. Project Work. Step by Step. - Oxford: Heinemann, 1993. 456p.

 

. . . . .