Журнал "1 сентября"

Педагогические и образовательные статьи
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрация СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 77018 от 06.11.2019г. Смотреть

Регистрация периодического издания: ISSN 2713-1416 Смотреть

         
kn publ 1   kn publ 2   kn publ E
         
         
kn publ 5   kn publ 3   kn publ 4
         

Применение информационных технологий во внеаудиторной работе студентов при работе над проектом

Дата публикации: 2020-05-03 16:53:42
Статью разместил(а):
Федоренко Сергей Александрович

Применение информационных технологий во внеаудиторной работе студентов при работе над проектом

Автор: Федоренко Сергей Александрович

СПбГБПОУ «Академия транспортных технологий», Санкт-Петербург

 

Аннотация: В статье автор рассказывает о том, как в образовательном учреждении СПО впервые начиналась работа студентов над индивидуальным проектом обучающегося с опорой на информационные технологии.

Ключевые слова: индивидуальный проект обучающегося, информационные технологии, электронно-библиотечная сеть.

 

В учебный процесс нашего образовательного учреждения индивидуальный проект обучающегося вошёл в 2016/2017 учебном году. Мне, как преподавателю истории, было приятно узнать, что большинство студентов группы из предложенных гуманитарных дисциплин выбрали историю.

При работе над индивидуальным проектом мне со студентами пришлось идти непроторенными тропами, полагаясь на требования разработанного методическим кабинетом и утверждённого директором «Положения об индивидуальном проекте».

Положение говорит, что «индивидуальный проект выполняется обучающимся самостоятельно в течение учебного года в рамках учебного времени под руководством преподавателя по выбранной теме».  Дефицит учебного времени позволяет преподавателю осуществлять научное руководство проектом с помощью электронной переписки и короткими обменами мнениями со студентами на переменах между парами.   

Большинство студентов приняли решение представить свой разработанный проект в виде творческого информационного продукта. Хочется напомнить коллегам, что представление студентами своего проекта выпадало на март 2017 года, то есть на столетие февральского этапа Великой российской революции 1917 – 1918 годов. Поэтому и тематика большинства проектов оказалась так или иначе связанной с событиями Февраля 1917 года и событиями лета-осени 1917 года». Такими темами были: 1) Власть и общество накануне революционных событий Февраля 1917 года», «Петроград в февральские дни 1917 года: народная революция или масонский заговор светских салонов», «Жизнь императорской семьи под арестом в Александровском дворце в Царском Селе в 1917 году» и «Виртуальная экскурсия по революционному Петрограду весны – лета 1917 года». Надо сказать, что меня покорила именно последняя тема, хотя она и не несла в себе решения серьёзных задач истории российского общества, но она лежала на стыке истории страны, истории города и истории культуры. Мне лично это показалось интересным как историку, в сфере научных интересов которого находится история Санкт-Петербурга и вопросы современного градозащитного движения.

Надо заметить, что преподавателю необходимо играть активную роль в подготовительном этапе к работе над индивидуальным проектом, когда происходит выбор тем студентами. Здесь сыграло определённую роль и то, что с обучающимися была проведена заранее экскурсия в Музей политической истории России, размещающийся в бывшем особняке балерины Матильды Кшесинской, который захватили под свою штаб-квартиру большевики весной-летом 1917 года.

Наиболее важен для студентов и преподавателя основной этап работы над индивидуальным проектом. Именно на этом этапе студенты совместно с преподавателем-руководителем разрабатывают планы реализации проекта, сбор и изучение литературы, отбор и анализ информации, выбор способов представления результатов и, наконец, преподаватель принимает результаты студенческой работы на предварительную проверку.

Первая задача, которую обучающимся надо было решить в начале основного этапа над проектом «Виртуальная экскурсия по революционному Петрограду весны – лета 1917 года». – это определить перечень объектов, которые будут охвачены этой виртуальной экскурсией. Людям моего поколения, которые в школьные годы посетили с экскурсиями почти все памятные места, связанные с Лениным и другими крупнейшими революционерами в Ленинграде это было сделать проще, чем студенческой молодёжи в сегодняшние дни. В советские годы было выпущено много как монографий, так и брошюрок, посвящённым революционным местам города.

Теперь этих книг нет в учебных библиотеках колледжей, потому что в начале 1990-х их списывали в массовом порядке и даже не сдавали в макулатуру, а выбрасывали на помойку, в бачок-пухто. Сейчас и в букинистических магазинах их найти уже не очень просто, но на выручку приходят Интернет-ресурсы. Это и сайт Музея политической истории России, и сайт Музея «Разночинный Петербург», бывший в советское время Музеем-квартирой В. И. Ленина в Большом Казачьем переулке, и сайт Российского музея железнодорожного транспорта на Садовой улице. К сожалению, не все эти музеи могут представить оцифрованную  литературу советского времени, но зато любящие своё дело научные сотрудники могут доброжелательно подсказать, где можно найти необходимую литературу в электронной версии. Самый крупный информационный ресурс здесь – это Президентская библиотека имени первого президента России Б. Н. Ельцина. Президентская библиотека им. Ельцина, расположенная в Санкт-Петербурге в бывшем здании Святейшего Правительствующего Синода - оцифровывает редкие книги из российских публичных библиотек и собирает их по тематическим коллекциям. Интересного очень много. Например, к Году литературы сервис подготовил подборку «Факт и образ российской истории в произведениях русских писателей», где «Ода» Державина – оцифровка журнала «Новости» за июнь 1799 года. Пользоваться бесплатной онлайн-библиотекой «Либерейя» можно только после регистрации. У пользователей много обязанностей (публикации книг, общение), зато подборка книг хорошая.

С электронно-библиотечной сетью «Юрайт» нашим учебным заведением был заключён договор, который позволил нашим студентом неограниченно использовать данный ресурс. Сотрудничество с ЭБС «Юрайт» оправдало себя в связи с переходом на дистанционную форму обучения в марте 2020 года в связи с введением мер самоизоляции.   

Изучение электронных ресурсов позволило не только выбрать объекты для виртуальной экскурсии, но и подготовить справку по этим объектам, включающую описание того, чем эти здания или общественные пространства города связаны с революционными событиями 1917 года. Были использованы старые фотографии. Над многими текстами и фотоматериалами тяготеют ограничения, связанные с авторским правом, так что в будущем созданные студентами информационные продукты нельзя использовать для публикации в СМИ, а только в целях учебного процесса, то есть локально, в рамках учебного заведения.

Необходимо сказать, что студенты не ограничились старыми фотографиями, а произвели фотосъёмку и видеосъёмку объектов в их сегодняшнем виде. Фрагменты видеосъёмок вошли в окончательный вариант компьютерной презентации их виртуальной экскурсии по революционному Петрограду. Интересно, что студенты проложили мостик с нашим временем, показав, что память города отражается на сегодняшней жизни самых знаменитых объектов революционного Петрограда. Так, Марсово поле было центром протестной активности оппозиционных сил в 2011 – 2013 годах, а площадь Ленина (у Финляндского вокзала) является излюбленным местом митингов КПРФ – наследников ВКП(б) – КПСС – и других левых объединений.

Обобщая сказанное, нельзя не отметить, что без использования сети Интернет подобный индивидуальный проект создать было бы невозможно. Невозможно преподавателю поддерживать дополнительную связь со студентом без электронной почты. Невозможно без систем электронных библиотек получить доступ к информационным ресурсам. Невозможно составить конечный продукт – индивидуальный проект – без текстового редактора Microsoft World и без компьютерной презентации в системе Power Point.

 

Список литературы:

1. Бобров В.Д., Кириков Б.М. Особняк Кшесинской./В. Бобров. – СПб.: Издательство ООО «БЕЛОЕ И ЧЁРНОЕ», 1996.

2. Музей-квартира В.И. Ленина. Путеводитель. – Л.: Лениздат, 1976. 

 

. . . . .