Журнал "1 сентября"

Педагогические и образовательные статьи
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрация СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 77018 от 06.11.2019г. Смотреть

Регистрация периодического издания: ISSN 2713-1416 Смотреть

         
kn publ 1   kn publ 2   kn publ E
         
         
kn publ 5   kn publ 3   kn publ 4
         

Роль семьи в развитии интереса к чтению

Дата публикации: 2021-05-12 21:43:03
Статью разместил(а):
Белова Ангелина Юрьевна

Роль семьи в развитии интереса к чтению 

Автор: Белова Ангелина Юрьевна

МОУ «СОШ № 62», Магнитогорск

 

Аннотация: Желание читать, стойкий интерес к чтению формируется в семье, и основа его – привычка ребенка читать.

Ключевые слова: чтение, семья, родители, книга.

Тематическая рубрика: начальная школа.

 

Нужно доверять «языку-учителю», который учит многому и удивительно легко.

К.Д. Ушинский.

Значение книги в жизни человека огромно. В век компьютеров и высоких технологий человек не может обойтись без чтения. Но, едва научившись читать в начальной школе, дети чаще увлекаются компьютером и телевизором. Замедляется процесс чтения, теряется интерес к нему. Из-за этого замедляются и процессы интеллектуальной деятельности: ребята медленнее прочитывают условие задачи, упражнения, забывают его суть прежде, чем начнут выполнять. Многие термины и понятия, о которых они должны иметь представление в этом возрасте, им просто неизвестны и неинтересны.

Художественная литература служит могучим средством развития и обогащения речи ребенка. В поэтических образах открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих взаимоотношений. Книга обогащает эмоции, воспитывает воображение и дает ребенку прекрасные образцы. Эти образцы различны по своему воздействию: в рассказах дети познают лаконичность и точность слова; в стихах улавливают музыкальность, напевность, ритмичность русской речи; народные сказки раскрывают меткость и выразительность родного языка.

Исследования многих именитых педагогов (А.С. Макаренко, Л.И. Божович, О.С. Ушакова, Р.С. Буре) подтверждают, что книга — лучшее средство нравственного воспитания детей, т.к. дети в связи со своими возрастными особенностями живо и эмоционально и доверчиво воспринимают произведения.

Книга играет важную роль в развитии малыша. Слушая стихи и сказки, ребёнок узнаёт и запоминает новые слова, содержание и иллюстрации книги помогают расширить его кругозор, развивают память и внимание. Книга закладывает основы такого важного качества, как любознательность. Книга помогает овладеть речью - ключом к познанию окружающего мира, природы, вещей, человеческих отношений. Поэтому прививать интерес к книге необходимо с самого раннего детства.

Книга – это и средство отреагирования (разрядки) переживаний, болезненных или пугающих ребенка, с которыми не всегда есть возможность совладать в привычной ситуации. Ребенок совместно с героем переживает его неудачи и победы, преодолевает страхи и трудности на пути к поставленной цели. Тем самым освобождаясь от своих собственных страхов и негативных переживаний. Именно поэтому ребенок может много раз перечитывать какой-то сюжет (или книгу целиком, если это созвучно его жизненной ситуации. Ребенок еще и еще раз переживает то, с чем он пока не может справиться в реальности.

Через книгу ребенок воспринимает различные модели поведения (как дружить, как добиваться цели, как решать конфликты, которые могут быть эффективны в различных жизненных ситуациях. Наибольший эффект может быть достигнут, если чтение дополняется также совместным обсуждением, кто и что вынес для себя, что понравилось, что было близко, напугало, позабавило.

Как правило, в семьях, где родители часто и много читают детям, существует гармоничная, доброжелательная атмосфера. Чтение книг родителями своему ребенку можно рассматривать как показатель благополучной семьи, в таких семьях низкий уровень насилия и семейной дисгармонии.

Одной из приоритетных проблем нашего общества является приобщение ребенка к чтению. К сожалению, в наш век информатизации отношение детей к книге изменилось, интерес к чтению стал падать. По данным многочисленных исследований, уже в дошкольном возрасте дети предпочитают книге просмотр телевизора и видеопродукции, компьютерные игры. Как результат, школьники не любят, не хотят читать. Дошкольный возраст – это возраст сказки. Сказка будит воображение ребенка, дает образ доброго и злого. Через сказки дети начинают сочувствовать и сопереживать вымышленным героям, которые становятся знакомыми и близкими. Поэтому маленьким детям обязательно нужно читать сказки – как можно больше.

Покупая книжку для Вашего малыша, выбирайте книги с плотными страницами, чтобы ему было легко их переворачивать, иллюстрации должны быть крупными и цветными, изображение должно быть схожим с реальным предметом. Это поможет ребёнку сформировать правильное представление о предмете. Начинать следует с простых стишков, потешек и коротких сказок. Ценность произведений устного народного творчества заключается в том, что ребёнок сам может изобразить действия персонажей или показать, о чём идет речь с помощью игрушки. Например, потешки «Сорока-белобока», «Водичка-водичка», «Идет коза рогатая» и т.д.

Большое значение для понимания сказки имеют повторы, которые порой утомляют взрослых, но очень важны для детей. Узнавание знакомых фраз, текстов, событий дают детям чувство своей осведомленности окружающего, помогают не только запоминанию, но и проживанию. Повторы тех или иных текстов и событий содержатся почти во всех сказках. Самые первые сказки «Колобок», «Теремок», «Репка» построены на повторении одних и тех же фрагментов.

По мере взросления следует подбирать более сложные и длинные сказки русских и зарубежных детских писателей. В жизнь дошкольника входят авторские сказки – Ш. Перро, Г.Х. Андерсена, братьев Гримм, Б. Заходера и др. при выборе книг этих авторов важно обращать внимание не только на картинки, но и на качество текста (в т.ч. перевода). Многие известные детские книги изложены совсем не детским языком.

Читать сказки нужно медленно, выразительно. Каждую сказку нужно читать не один, а несколько раз, пока ребенок не усвоит ее полностью. От многократного повторения сказка не надоест ребенку, а напротив, она становится более любимой и своей. Время от времени необходимо возвращаться к уже прочитанному – это доставляет ребенку особое удовольствие. А когда ребёнок уже научится читать сам, конечно, следует обратить внимание на шрифт: он должен быть крупным, чтобы не испортить зрение.

Самое главное правило: ни в коем случае не удерживать ребёнка против его воли. Чтение книг может длиться от 5-10 до 20-30 минут. Ведь все дети разные, кто-то может слушать сказки целый час, а кто-то не больше 5 минут. Чтение книг должно приносить радость обоим – взрослому и ребенку. Чтение книг позволяет взрослому окунуться в мир детства, рождение ребёнка даёт эту удивительную возможность. Пусть это будет каждый раз путешествие в сказочную страну, где сбываются мечты, нет взрослых проблем, и всегда побеждает добро. Читать книги нужно регулярно. Чтение должно стать постоянной традицией.

Детям обязательно нужно читать стихи, причем как можно раньше. В детских стихах главное художественная форма – красота звучания, музыкальность ритмического текста завораживают ребенка. Дети очень чувствительны к ритму. От чтения стихов дети получают особое удовольствие. Гениальные детские стихи А. Барто, С.Я. Маршака, К. Чуковского и конечно же сказки А.С. Пушкина специально созданы для детей. Они настолько ясные, звонкие, складные, что их хочется постоянно повторять и заучивать наизусть. И хотя эти стихи были созданы очень давно, на них выросло не одно поколение детей, они совсем не устарели и ничего лучшего в наши дни никто не придумал.

Обязательно при ребёнке взрослый должен читать сам. Ведь личный пример взрослого – лучший способ заинтересовать малыша. Ребёнок – он подобен губке, впитывает то, что видит. Если он видит, что мама и папа читают книги, то это становится для него как бы обыденным явлением. Читают родители – читаю я. Любовь к чтению остается на всю жизнь.

Нередко родители не придают особого значения содержанию детской литературы: «Это же только сказки». А между тем, они могут стать действенным инструментом, способным направлять, формировать, изменять и корректировать детское поведение, помогать в понимании поступков других и своих собственных.

Книга влияет на нравственные идеалы ребенка, формируя его ценности. Герои книг совершают различные поступки, переживают разные жизненные ситуации, созвучные с миром ребенка или неизвестные ему. На примерах ситуаций, в которые попадают герои книг, ребенок учится понимать, что такое добро и зло, дружба и предательство, сочувствие, долг, честь.

В своей работе я тщательно подхожу к подбору произведений для чтения детям. Художественное произведение должно не просто затрагивать слух ребенка выразительностью, интонацией, громкостью голоса родителя во время прочтения. Оно должно проникать в душу ребенка, чтобы появилось чувство сопереживания, сочувствия герою.

Художественная книга должна соответствовать тем воспитательным задачам, которые необходимо решить: для формирования представлений о скромности, положительного к ней отношения и отрицательного к хвастовству, я читаю детям сказку «Заяц-хваста», а «Айболит» воспитывает у детей доброжелательность, сочувствие, желание прийти на помощь. Если я вижу, что дети не умеют делиться друг с другом игрушками, ссорятся, то я всегда прибегаю к сказке «Два жадных медвежонка». И мои ребятки впоследствии сами начинают корректировать поведение друг друга, говоря: «А помнишь сказку про жадных медвежат? Они поступали нехорошо! Давай мы таким не будем, будем играть дружно, не жадничая!»

Очень полезна и примечательна для корректировки поведения детей и приобщения их к помощи взрослым сказка «Как Маша стала большой». После прочтения я всегда обсуждаю с детьми содержание произведения и подвожу к мысли о том, чему же оно учит. Такая беседа крайне необходима детям, ведь их собственный жизненный опыт еще так мал, чтобы с ходу увидеть главное, дать правильную оценку. Задавая вопросы, я плавно подвожу детей к выводу, что не мамины туфли на каблуках, не бусы и прическа, как у тети Кати, делают Машу большой, а умение самой навести порядок, помочь маме по дому! И в следующий раз, когда дети, поиграв в игрушки, не желают разложить их на свои места, я напоминаю им: «Помните, ребята, как Маша стала большой?» Вот такой литературный пример действует в воспитательных целях гораздо быстрее и сильнее, чем сухие нравоучения.

Именно художественное слово доходит до самой души детей, оставляя свой пример для подражания.

Не стоит забывать о том, что важная роль в воспитании ребенка, формировании у него системы нравственных ценностей принадлежит семье. Родители, как и педагоги, должны учить прежде всего своим примером, а уж потом наставлениями. К сожалению, в современных семьях все большее внимание родители уделяют играм своих детей в электронных гаджетах: телефонах, планшетах, игровых приставках. А ведь домашнее чтение — это одно из сильнейших средств духовно-нравственного воспитания. При этом оно не только обогащает и детей, и родителей знаниями о семье, чистоте отношений, послушании, совести, добре, но и сближает всех членов семьи.

Детские стихи – важный момент развития нового человека. Каждый из нас помнит смешные потешки из своего детства – «Сорока-ворона кашку варила», «Ладушки-ладушки», «Жили у бабуси» … Сколько бы лет не прошло, а эти стишки будут напоминать о том времени, наполненном теплом, любовью и искренней радостью от познания мира.

Как Аким Андреевич большое внимание я уделяю появлению книги перед детьми. Для того, чтобы заинтересовать детей, пробудить в них интерес к книге, привить любовь к чтению, создали свою авторскую семейную книгу «Лоскуй хоhооннор», где все вместе с детьми сочинили детские стихи. Для сочинения стихотворений основой были детские картинки известных якутских художников. Картинки были красочными, актуальными, поэтому сочинять стихотворения нам всем было интересно.

В следствии придумывания стихотворения у детей начинает развиваться фантазия и воображение (сейчас данное направление не развито у детей), когда видят результат своей работы появляется эмоциональное состояние радости и счастья.

В 2012 году сельской модельной библиотеке им. У. Нуолур состоялась презентация нашей семейной книги, в 2014 году – номинанты «Айар куттаах дьиэ кэргэн» в улусном конкурсе «Айар кутум уhугунна», в 2019 году заняли 1 место в республиканском литературном конкурсе авторов творческих работ на детские произведения, посвященному 100-летнему юбилею писателя-воина Т.Е. Сметанина «Кулумнуур сулустар» и награждены Дипломом 1 степени, денежной премией. 

Появление книги должно радовать детей!

Хочу отметить, что нужно соблюдать некоторые правила чтения детям для получения эффективного результата воспитания книгой.

1. Не стоит читать детям между делом, на ходу, в ожидании еды. Ведь взрослый не может быть уверен, что ему удастся довести чтение до конца, а это разочаровывает детей. Да и обсудить произведение будет тоже некогда.

2. Нельзя читать детям перед сном: это возбуждает воображение, приводит детей в волнение, сон их наполняется сновидениями, становится поверхностным, в результате они не отдыхают как нужно.

Не читая, человек не развивается, не совершенствует свой интеллект, память, внимание, воображение, не усваивает и не использует опыт предшественников, не учится думать, анализировать, сопоставлять, делать выводы. Книга же, напротив, дает возможность домыслить, “до фантазировать”. Она учит размышлять над новой информацией, развивает творческие способности, умение думать самостоятельно.

Привив ребенку однажды любовь к вечно живому, постоянному в своей красоте, щедрому на значения, искрометному и глубокому русскому слову, родители могут быть уверены, что одарили свое чадо одним из немногих настоящих сокровищ. Можно не сомневаться, что ребенок в детстве полюбивший поэзию, пронесет хотя бы частичку этой любви во взрослую жизнь. И эта пусть маленькая искра будет освещать весь его путь, поможет различить настоящие ценности, принять их и передать следующему поколению. 

Вот так, возвращаясь к словам К. Ушинского «не условным звукам только учится ребенок, изучая родной язык, но пьет духовную жизнь и силу из родимой груди родного слова!»

 

Использованная литература:

1. Гурович Л. М., Береговая Л. Б., Логинова В. И. Ребёнок и книга. – М.: Просвещение, 1992.

2. Жукова Г. Д. Семейное чтение в год семьи. –М: Русская школьная ассоциация, 2007.

3. Нежданова Л. И., Киченко Е. А. Работа с семьей и продвижение семейного чтения – М.: Просвещение, 1996.

 

 

. . . . .