Журнал "1 сентября"

Педагогические и образовательные статьи
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрация СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 77018 от 06.11.2019г. Смотреть

Регистрация периодического издания: ISSN 2713-1416 Смотреть

         
kn publ 1   kn publ 2   kn publ E
         
         
kn publ 5   kn publ 3   kn publ 4
         

Организация самоуправления в классе

Дата публикации: 2020-01-25 12:55:35
Статью разместил(а):
Тесля Марина Владимировна

Организация самоуправления в классе

(из опыта работы)

Автор: Тесля Марина Владимировна

МБОУ г. Иркутска СОШ № 15

 

Аннотация: Взаимосвязь ориентированности личности и направленности процесса воспитания. Важность в педагогике идей самоценности детства, сотрудничества, диалога, самоопределения и самоактуализации личности, воспитания социальной активности, личной инициативы, развития креативности и толерантности.

Ключевые слова: Процесс воспитания, самоопределение личности, сотрудничество, совместная деятельность, самоуправление, самоактуализация личности, личная инициатива, воспитание социальной активности, формирование коллектива, формирование активной жизненной позиции, игровая деятельность, цели  и задачи ученического самоуправления.

 

В настоящее время законодательные документы, формирующие государственную политику в области образования, подчёркивают приоритетность задач воспитания подрастающего поколения. Процесс успешного приобретения новых знаний далеко не определяет в целом процесс становления личности, умеющей самоопределяться и самореализовываться в обществе. Направленность личности обуславливается направленностью процесса воспитания. Сегодня в педагогику вернулись идеи самоценности детства, сотрудничества, диалога, самоопределения и самоактуализации личности, воспитания социальной активности, личной инициативы, развития креативности и толерантности.

Известно, что человек развивается только в деятельности, а чем шире круг её видов и тех отношений, в которые включен ребёнок, тем богаче и интереснее становится его жизнь и он сам.

Для того, чтобы личность полноценно развивалась, необходимо создать соответствующие благоприятные условия. Процесс воспитания основывается на  актуализация у ребёнка сознания своей самоценности, внутренней активности, развитие собственных интеллектуальных и духовных сил, значимости социальных связей.

Перед учителями начальной школы стоит задача по формированию коллектива. В первом классе  учителя пытаются найти наиболее эффективные способы организации и управления жизнедеятельностью классного сообщества. При этом возникают вопросы:

-Какой вариант структуры самоуправления целесообразно избрать в данном классе?

-Как лучше распределить поручения в этом коллективе учащихся?

-Каким образом необходимо взаимодействовать с лидерами класса в сложившейся ситуации?

Очень важно заложить основы самоуправления именно в начальной школе, чтобы в среднем и старшем звене дети могли самостоятельно решать многие вопросы, возникающие в школьной жизни.

Первостепенным условием формирования коллектива является организация совместной деятельности. Главное, чтобы эта деятельность была ценной для общества и личностно значимой для детей, соответствовала их интересам и потребностям. Тогда она вызовет у ребят интерес, желание участвовать в ней, осуществлять индивидуальные и коллективные действия по её планированию и проведению, выполнять постоянные и временные поручения, а значит, деятельность станет самоуправляемой. Ведь деятельность рождает самоуправление. С развитием коллектива совершенствуется и самоуправление.

Начальная школа - это время, когда формируется школьная мотивация, закладываются базовые знания, умения и навыки, как в учебной деятельности, так и в системе взаимоотношений, приобретается и накапливается необходимый социальный опыт, опыт самоорганизации и саморегуляции. Всё это в школьном возрасте приобретается через игровую деятельность.

С помощью игры, как наиболее близкого вида деятельности в данном возрасте, возможно создание положительного климата в коллективе, поддержание хорошей мотивации к учёбе, к школе, снижение школьной тревожности, установление положительных межличностных отношений.

Младшим ребятам не подходят серьёзные формы - совещания, заседания и комитеты. Им нужна именно игра. Она должна быть интересна самим ребятам, обучающая их быть активными. Если, благодаря игровым моделям, дети освоят азы самоуправления уже в младших классах, то налаживать в школе настоящее самоуправление будет гораздо проще.

Организация любой деятельности должна решать определённые цели и задачи.

Цели организации ученического самоуправления в классе:

- повышение активности обучающихся в классных делах;

- реализация интересов каждого обучающегося;

- привлечение родителей к совместной деятельности.

Задачи организации учебного самоуправления в классе:

- создать условия для развития организаторских способностей каждого, формировать лидерские качества;

- дать возможность самореализации и самоутверждения каждого через конкретные дела;

- создать условия для развития креативности, инициативности, самостоятельности;

- создать благоприятные условия совместной деятельности детей и взрослых (учителя и родителей);

- формировать толерантность, умение общаться.

Высшим органом ученического самоуправления является классное собрание. Оно решает наиболее важные вопросы:

- Определяет основные направления классной жизни.

- Обсуждает любые вопросы жизнедеятельности класса, принимает по ним необходимые решения.

- Высказывает предложения по улучшению учебно- воспитательного процесса.

- Избирает старосту, заслушивает и оценивает работу актива.

- Собрание проводится не реже одного раза в четверть.

У нас в классе организована работа с элементами самоуправления. Староста класса обеспечивает дисциплину и порядок в классе, отвечает за посещаемость, координирует работу групп. Класс разделён на 5 групп, учитывая симпатии ребят: «Цветоводы», «Группа порядка», «Санитары», «Затейники», «Знайки». Все ребята в классе имеют поручения. В каждой группе есть  ответственный за выполнение поручений. Раз в неделю на классном часе выслушивается отчёт о проделанной работе групп, происходит смена поручений. Дети привыкают прислушиваться друг к другу. Они начинают понимать, что успех дела зависит от каждого из них. Так, например:

«Цветоводы» - ухаживают за растениями, поливают, рыхлят почву, удобряют, очищают листья от пыли.

«Группа порядка» - поддерживает порядок в классе (чистота доски, парт, пола), следит за дисциплиной.

«Санитары» - следят за чистотой рук, ногтей, внешнего вида, обуви.

«Затейники» организуют игры на переменах, проводят физкультминутки на уроках.

Большая работа у «Знаек». Они делятся на группы по количеству рядов и следят за выполнением правил подготовки к уроку на своём ряду, проверяют выполнение домашнего задания, работу над ошибками, спрашивают правила. Но чтобы проверить правило или  дать консультацию, надо самому хорошо знать учебный материал. Перед уроками эта группа детей консультируется у учителя. Так идёт общение детей на перемене, и это одновременно является разгрузкой от напряжённого труда на уроке.

Работая с детским коллективом по этой системе, я ещё раз убедилась в том, что без самоуправления невозможно подлинное развитие личности. Детей объединяют их отношения, которые возникают именно в деятельности, в общении, во взаимодействии. У ребят формируются отношения доброжелательности, требовательности, отзывчивости, ответственности. Ребята положительно относятся к школе. А если дети возвращаются домой радостными и ждут с нетерпением завтрашнего дня, то и желание учиться у них крепнет.

Итак, самоуправление в классе возможно, более того необходимо, ведь  по большому счёту мы сможем воспитать детей только в том случае, если в самом начале жизни наши воспитанники почувствуют, поймут, убедятся, что они что-то могут, на что-то способны, что они свободны в организации своего бытия.

Современные дети - такие разные с виду и такие одинаковые по сути. Их объединяет желание быть значимыми для себя и полезными для других. Им нужно понимание, забота и поддержка взрослых.

 

. . . . .