Журнал "1 сентября"

Педагогические и образовательные статьи
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрация СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 77018 от 06.11.2019г. Смотреть

Регистрация периодического издания: ISSN 2713-1416 Смотреть

         
kn publ 1   kn publ 2   kn publ E
         
         
kn publ 5   kn publ 3   kn publ 4
         

Теоретические основы воспитания нравственных качеств у детей младшего школьного возраста

Дата публикации: 2020-01-14 16:35:48
Статью разместил(а):
Колебошина Наталия Михайловна

Теоретические основы воспитания нравственных качеств у детей младшего школьного возраста

Автор: Колебошина Наталия Михайловна

МОУ «Лицей № 9 имени заслуженного учителя школы Российской Федерации А.Н. Неверова Дзержинского района Волгограда», Волгоград, Россия

 

Аннотация: Младший школьный возраст- самый ответственный этап за все время обучения в школе. Если он был пережит ребенком младшего школьного возраста полноценно, был наполнен позитивными моментами, то можно считать, что фундамент к дальнейшему личностному росту был заложен основательно. Важно создать оптимальные условия для развития младшего школьника, чтобы в будущем сформировать активного субъекта общественного познания и деятельности.

Ключевые слова: Психолого-педагогическая характеристика, дети младшего школьного возраста, нравственные качества.

Тематическая рубрика: Начальная школа.

 

К младшим школьникам традиционно относят детей возрастной группы с 6 до 10 лет. Этот период является одним из самых важных на пути становления личности будущего взрослого. По словам Л.М.Фридман, «Возраст 6-10 лет- время первых больших преобразований в жизни ребенка. В период младшего школьного возраста ребенок начинает свое психоэмоциональное и физическое развитие, которое даст ему возможность бесперебойного и систематизированного получения знаний».

Младший школьный возраст является кульминационным этапом в периоде детства, логически направляющим данный период к завершению. Многие черты характера еще сохраняют свою детскую непосредственность и некоторую наивность, однако в процессе обучения в детских дошкольных учреждениях и на первых этапах школьных, логика мышления и детскость поведения неуклонно претерпевают изменения в более взрослом, зрелом направлении.

Поступление в первый класс - значимый эмоциональный этап в жизни каждого ребенка. Младший школьник воспринимает себя по-другому, поднимаясь на новую жизненную ступень. С этой ступени он уже не просто ребенок, а значимое звено в системе не только непрерывного образования, но и окружающего его социума. Данные изменения в восприятии влекут за собой и изменения в личностном развитии- младший школьник четко осознает, что он перешел границу нового возрастного периода.

Новое окружение и изменившаяся среда существования диктует младшему школьнику свои правила- необходимость выстраивать новые социальные отношения, такие как «учитель-ученик», «одноклассник-одноклассник», требования к регулярному и аккуратному выполнению заданий, обязательность учебных занятий и различных работ.

Именно в изменившейся обстановке младший школьник начинает искать свое собственное «Я», переоценивать личные ценности. По словам Л.И. Божовича, «в период младшего школьного возраста, ребенок находит в себе собственное «Я».

Новое окружение диктует ему свои правила- на смену прошлым увлечениям приходят новые, более значимые и интересные.

Учебная деятельность в жизни младшего школьника, несомненно, занимает самое важное место. Новая социальная роль, новые навыки и умения- все это отодвигает на второй план аспекты прошлой жизни, в большинстве своем связанные с игрой. Невозможно отрицать тот факт, что игра будет сопровождать младшего школьника еще долгое время, но приоритетными для него становятся школьные аспекты жизни, в том числе и система оценок.

Обратившись к трудам Л.И. Божовича, можно выделить два основных противоречия в жизни младшего школьника, только что пережившего одно из важнейших жизненных событий, а именно вхождение в школьную, учебную среду. «В нем борются два мотива- долженствования и хотения, определяющихся, соответственно, словами «надо» и «хочу». «Хочу»- поведенческий мотив самого ребенка, «надо», как правило, навязывается взрослыми. В данной ситуации логично возникновение конфликта, который дети разрешают несколькими путями:

- Путь вперед - это «надо», помогающий приобрести младшему школьнику определенные нормы и ценности, помогающие ориентироваться в жизненных обстоятельствах;

- Второй путь - «хочу», защитная реакция, шаг к отступлению, характерная для младшего школьника;

- Третий путь, иначе именуемый путем «налево», используемый только некоторой когортой младших школьников, представляет собой попытки изменить «надо» на «хочу», открыто подвергая сомнению необходимость следовать взрослым нормам. На практике подобный путь- путь конфликтов, капризов и различного рода протестов.

- Четвертый путь, являющийся абсолютной противоположностью третьему, или путь «направо», характеризует определенную группу младших школьников, стремящихся сразу соответствовать требованиям взрослых и условиям новой обстановки. Этот путь, как правило, приводит младших школьников к ярким, негативно окрашенным эмоциональным переживаниям, вызванным невозможностью соответствовать всем «надо». Младший школьник мечется между своими стремлениями, желаниями и требованиями новой системы».

В сложной ситуации ученик младшей школы не только не может, но и не хочет принять свое собственное «Я» в новой ситуации. Внешний мир подвергнуть изменению не представляется возможным, поэтому младший школьник идет по пути изменения мира внутреннего. Это происходит в целях психологической защиты от внешнего дискомфорта.

Не всегда этот путь приводит ребенка младшего школьного возраста к победам. Иногда младшему школьнику сопутствуют неудачи. В силу возраста он не способен объяснить свои переживания взрослым, к тому же, являясь недостаточно зрелой личностью, не может самостоятельно осознать и проанализировать происходящие с ним изменения. В дальнейшем это может привести к комплексам уже во взрослой жизни.

Таким образом, нет идеальной стратегии поведения, которая не поставит под сомнение успешность младшего школьника, по той причине, что большинство детей младшего школьного возраста сразу не способны к соответствию новым нормам и требованиям взрослых.

Школьная среда формирует у младшего школьника зависимость от учителей, уклада школьной жизни и сверстников. Критика в его адрес, несомненно, формирует дискомфорт у младшего школьника, который может привести даже к реальной болезни, а в дальнейшем сформировать самооценку ниже нормальной.

Впервые младший школьник школьник сталкивается с общественной оценкой собственных действий и с выполнением общественно значимых обязанностей.

 Однако влияние взрослых со временем теряет свою безоговорочную значимость, и на его место приходит детское сообщество, состоящее из сверстников- одноклассников.

На данном возрастном этапе преобразования в характере младшего  школьника формирует главенствующий аспект жизни. В большинстве случаев это учебная деятельность. Именно благодаря ей в психологическом развитии ребенка младшего школьного возраста появляется фундамент из достижений в личностном росте, обеспечивающий развитие на следующем возрастном этапе.

Обращаясь к работам В.И. Галузинского, отметим, «жажда к получению знаний у ребенка с первого класса по четвертый имеет необратимую тенденцию к снижению. Все это обусловлено снижением мотивации из-за достижения ребенком в детском сообществе общественной позиции. Необходимость добиваться своего места в социуме отпала, но это значит, что роль взрослого на данном этапе- найти подходящую лично для ребенка мотивацию к дальнейшей учебе».

Психическое развитие младшего школьника представляет собой процесс формирования программ планирования, выполнения и контроля над выполнением многоступенчатых действий. Происходит совершенствование памяти, внимания, процессов восприятия, младший школьник учится грамотно излагать свою речь, учится считать и писать. Особенно быстро развивается внимание: увеличивается его объем, устойчивость, школьник учится переключать внимание и его распределять.

По мнению Б.С. Волкова, «... дети в возрасте 9-10 лет способны к длительному выполнению заданных программ действия и достаточно долгому удержанию внимания. Память же, особенно в младших классах, подвержена значительным изменениям. Процессы изменения памяти становятся более лабильны и регулируемы. Школьники в этом возрасте уже способны не только к примитивному заучиванию, но чувствительны к произвольным формам запоминания. Именно в это время наиболее эффективно помочь ребенку овладеть мнемоническими навыками».

Набирает повороты и другой вид психологической деятельности - развитие произвольного поведения. О.Г. Дробницкий считает, «Младший школьник способен выбирать самостоятельно модель своего поведения в зависимости от ситуации, исходя из приобретенных нравственных, духовных и моральных базисов. Усвоив в той или иной ситуации различные нормы морали, искусства и духовности, дети пробуют взаимодействовать с окружающим миром, используя новые навыки. В младшем школьном возрасте, ребенку становятся ясны мотивы поведения других людей, значимость взаимодействия с окружающим, становится более понятной природа и необходимость конфликта. Таким образом, ребенок сознательно формирует свою индивидуальность, особенные личностные черты»

Психологи считают, что основным мотивом ребенка младшего школьного возраста в это время является мотив достижения успеха. Младший школьник стремится заслужить одобрения взрослых или пытается укрепить свою позицию в детском сообществе, попутно вбирая в себя моральные ценности окружающего его социума.

Произвольное поведение тесно связано с навыками планирования результатов своих действий, а также рефлексии. Младший школьник, оценивая результаты, точно может сказать, были ли его действия верными, а значит, стоит ли ему изменять свое поведение. Если результат выполнения желаний ребенка  младшего школьного возраста не приводит его к поставленной цели, значит, в этом возрасте он вполне может свои желания побороть. Таким образом, поступки становятся все более осмысленными, младший школьник способен к дифференциации внутренней жизни с внешней.

По мнению М.Н. Скаткина, «Основным опасением младшего школьника в отношении построения различных социальных взаимодействий является потеря собственной значимости».Это значит, что появляется необходимость все лучше и лучше ориентироваться в собственных действиях и учиться к грамотному построению отношений в обществе.

Рефлексия, попытки осознать свои действия и разобраться с мыслями приводят к тому, что ребенок младшего школьного возраста становится более скрытным, утаивает свои мысли, проблемы и желания. Однако в силу незрелости нервной системы такое тяжелое переживание неспособно долго оставаться невысказанным, из-за чего происходят спонтанные выплески эмоций, капризы. Младший школьник стремится получить не то, что сделает его значимым или поможет поддержать сформированный статус- он стремится получить или сделать что-то, что в первую очередь необходимо только ему. Этот возраст характеризуется частыми капризами, психической неуравновешенностью, неустойчивостью настроения и воли.

В.И. Сластенин считает, что «в этом возрасте дети стремятся либо во что бы то ни стало достичь успеха, или, в крайнем случае, удовлетворяются избеганием неудач. Так как роль взрослого в жизни школьника очень важна, на этапе стремления ребенка к успеху важна адекватная оценка взрослым его поведения, поддержка и внимание.

Именно эмоциональная оценка взрослого человека по отношению к действиям ребенка определяет развитие нравственности, ответственного отношения к окружающим его правилам. Главное, чтобы правила, окружающие ребенка, были четко сформулированы и понимаемы, именно тогда он способен к нормальному межличностному общению в расширившемся социальном пространстве»

В стенах школы дети младшего школьного возраста впервые начинают сравнивать себя с другими детьми. Разница в личных достижениях, поведении, доходах семьи формирует в младшем школьнике способность к анализу ситуации, сопереживанию и милосердию по отношению к окружающим. Желание занять определенную социальную нишу в коллективе вынуждает ребенка младшего школьного возраста развиваться и расти.

Прочность отношений в данном возрасте невысока. Их можно назвать высокоинтенсивными, но это лишь этап обучения для того, чтобы в будущем ребенок мог, используя канонические правила общения, построить новые социальные связи.

Подводя итоги, отметим, что младший школьный возраст - это возраст от 6 до 10 лет. Особенностью этого времени можно считать накопление младшим школьником опыта и его освоение. Также характерна произвольность регуляции процессов психических и внутренних планов действий.

Оценка родителями и учителями и успеваемость - две основные составляющие развития личности. В этот период времени все, чему учится младший школьник, происходит у него перед глазами. Он внимательно изучает эту информацию и впитывает ее- таким образом, необходимо создавать соответствующую нравственную, духовную и интеллектуальную среду. Роль учителя на данном этапе крайне значима.

 

Список литературы:

1. Божович Л.И. Нравственное формирование личности школьника в коллективе. М. : ВЛАДОС, 2013. 27с.,111с.

2. Галузинский В.М.  Индивидуальный подход в воспитании учащихся. Киев : Радьян. шк., 2012. 84 c.

3. Колдунов Л.К. Нравственное воспитание школьников в процессе ознакомления с окружающим миром.М.: Педагогика, 2013, 49с.

4. Краткий словарь по философии,-М.:2012.192с.

5. Лихачёв Б.Т. Педагогика. М. : Прометей, 1992. 256-269 с.

6. Марьенко И.С. Нравственное становление личности школьника. М.:Педагогика, 2012, с.45-50

7. Педагогическая энциклопедия. Главный редактор: Каиров И.А. , т.3,М., Советская энциклопедия, 2013г.153-159с.

8. Подласый И.П. Педагогика. М. : ВЛАДОС, 2012. 266с.,294с.

9. Скаткин М.Н. Поиски путей и средств превращения школьников в активных субъектов педагогического процесса // Новые исследования в педагогических науках. М., 2012. Вып. 2 (58). С. 3-6.

10. Сластенин В.А. Педагогика. М. : Школа-Пресс, 2012. 169 с.

 

. . . . .