Журнал "1 сентября"

Педагогические и образовательные статьи
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрация СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 77018 от 06.11.2019г. Смотреть

Регистрация периодического издания: ISSN 2713-1416 Смотреть

         
kn publ 1   kn publ 2   kn publ E
         
         
kn publ 5   kn publ 3   kn publ 4
         

Воспитательные возможности внеурочной деятельности

Дата публикации: 2021-02-23 16:34:47
Статью разместил(а):
Савина Ирина Владимировна

Воспитательные возможности внеурочной деятельности

(на примере курса внеурочной деятельности «С любовью к России)

Автор Савина Ирина Владимировна

МБОУ "СОШ" с. Красное Липецкой области

 

Аннотация: В статье представлены формы работы по гражданско-патриотическому воспитанию младших школьников в рамках внеурочной деятельности.

Ключевые слова: внеурочная деятельность, познавательная деятельность, исследовательская деятельность, проектная деятельность, краеведческая деятельность, игровая деятельность, педагогические технологии, патриотическое воспитание.

 

Школа становится очагом духовной жизни, если учителя дают инте­ресные и по содержанию и по форме уроки ... Но замечательные блестящие уроки есть там, где имеется еще что-то замечательное, кроме уроков, где имеются и применяются самые разнообразные формы развития учащихся вне уроков.                                                                                                   

В.А. Сухомлинский.

Как правильно использовать свободное время школьников? Это всегда было насущной проблемой для общества. Ребенок развивается в различных условиях: игра, учёба, встречи, экскурсии, кружки, спортивные мероприятия. Поэтому первоочередная задача школы заключается в том, чтобы помочь подрастающему поколению подготовиться к самостоятельной взрослой жизни. Начиная уже с младшего школьного возраста, необходимо воспитывать в детях доброту, ответственность, чувство собственного достоинства, гражданственность, толерантность. Таким образом, воспитание патриотизма - это важнейшее направление педагогической деятельности школы.

Формирования любви к Родине необходимо начинать уже с раннего детства. Для младшего школьного возраста свойственна высокая восприимчивость, вера в истинность добра и справедливости. Именно в этом возрасте имеются большие возможности для патриотического воспитания детей.

Без любви к Отечеству и уважению к его истории и культуре невозможно воспитать гражданина и патриота, сформировать у ребенка чувство собственного достоинства, привить ему положительные качества. Воспитание активных, инициативных, нестандартно мыслящих людей, способных адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях - главная цель школы в настоящее время.

Большой потенциал для воспитания патриотических чувств у обучающихся имеет внеурочная деятельность. Успех её реализации во многом зависит от профессионализма педагога, который будет способствовать формированию у детей представлений о справедливости, человечности, нравственности, гражданственности, патриотизме. Внеурочная деятельность даёт детям положительный опыт общения, позволяет проявить себя активной, творческой личностью, расширяет представления об окружающем мире, способствует гражданско-патриотическому воспитанию обучающихся.

Кроме того, внеурочная деятельность позволяет решить очень важные задачи: оптимизировать учебную нагрузку учащихся; улучшить условия для развития ребёнка.

Курс «С любовью к России» дает огромные возможности для достижения воспитательных целей. Он представлен следующими направлениями: «Люби и знай свой край родной», «Встреча поколений», «Традиции России», «По страницам истории». В основе данного курса лежат познавательная, исследовательская, проектная, краеведческая, игровая, трудовая (общественно-полезный труд) деятельности, способствующие развитию и самовыражению детей.  

Направление «Люби и знай свой край родной» нацелено на воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному селу и малой родине. А начинается всё с малого – с любви к своей семье, к своему жилищу, к своей школе. Постепенно расширяясь, это любовь к родному переходит в любовь к родной стране – к её истории, прошлому и настоящему, а затем ко всему человечеству, к человеческой культуре.

Экскурсии и походы по родному краю (в краеведческий музей, по улицам села, к памятным историческим местам, к православным храмам), помогут расширить знания детей о малой родине, ощутить свою связь с прошлым и настоящим страны.

Направление предусматривает поиск необходимой информации в энциклопедиях, справочниках, книгах, на электронных носителях, в Интернете, СМИ и т.д. Источником информации могут быть взрослые: представители различных профессий, родители, увлеченные люди, а также другие дети. Итогом работы станут такие детские проекты, как «Любимое село», «Наша школа», «Тропинка, ведущая к храму», «Родники малой родины», «Моя Родина — Россия» и др.; устные журналы «Исторические страницы нашего села», «Имена на табличках улиц», «Аллея славы»; участие в конкурсах поделок и рисунков, в театральных постановках.

Направление «Встреча поколений» способствует развитию духовной памяти, чувства родства, уважения к живущим рядом. Собирая сведения о своих земляках, записывая биографии односельчан, ребята сохраняют историю малой родины для будущих поколений. Подобные занятия оказывают огромное эмоциональное воздействие на школьников, вызывают чувство гордости за своих близких, участников величайших событий истории, за Родину.

В рамках данного направления проводятся праздники, посвящённые памятным датам (Дню Защитника Отечества, Дню Победы), экскурсии, встречи, практикумы в библиотеке, исследуются семейные архивы, собирается материала о ветеранах Великой Отечественной войны, тружениках тыла, вдовах погибших. Каждым класс шефствует над ветераном Великой Отечественной войны, оказывая посильную помощь.

Итогом реализации данного направления могут стать мультимедийные презентации, сообщения, статьи, книги памяти, исследовательские работы «И помнит мир спасенный…», «К подвигу героев сердцем прикоснись», «Никто не забыт, ничто не забыто», альбомы «Нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой», «Семейная летопись» и организация выставок.

Направление «Традиции России» поможет ребятам узнать о культуре и традициях русского народа, о русском фольклоре, о народных промыслах, о праздниках и традиционных национальных блюдах, познакомит с чудесными песнями, зажигательными танцами и задорными частушками.

Творческое следование принципу «Развлекая, поучать» - волшебное зерно, из которого вырастает успех. Применение игровых технологий во внеурочной деятельности является актуальным и эффективным средством гражданско-патриотического воспитания учащихся.

Разнообразна палитра внеклассных мероприятий: творческие конкурсы, фестивали, акции, предметные декады, конкурсы патриотической песни, благотворительные ярмарки, праздники «Чай — здоровью лучший друг!», «Чудо земли – хлеб!», фольклорные фестивали «Матрёшка – душа России!», «Русская ярмарка», «Деревенские посиделки», коллективные творческие дела «Радуга талантов», «Город мастеров» и другие.

Предлагаемые праздники-фестивали дают возможность школьникам не только узнать что-то новое о жизни русского народа в прошлом. Очень важен период подготовки к мероприятию. Учащиеся знакомятся с произведениями устного народного творчества; разучивают игры, в которые играли их прапрабабушки; собирают предметы быта, кухонную утварь для оформления и создания атмосферы старины. Представителей старшего поколения (бабушек, соседей, пожилых знакомых) ребята расспрашивают об играх, в которые играли раньше. Фольклорный фестиваль является ярким итогом длительной работы. Это настоящий праздник с народными костюмами, весёлыми шутками и добрыми улыбками, которые создают атмосферу душевного тепла и уюта.

Девочки в русских сарафанах занимаются вышиванием, вязанием, прядением. Мальчики - в рубашках-косоворотках помогают подружкам крутить самопрялки и разбирать кудель. Украшением импровизированной сцены становятся гармошка, балалайки, русские платки, скатерти, деревянные ложки, вышитые полотенца, выставка книжек-малышек, посвящённая устному народному творчеству, и, конечно, хлеб-соль.

Возрождение народа невозможно без обращения к истокам, к ценностям национальной культуры. На праздник приглашаются родители и люди старшего поколения. Русская культура воспитывает в детях гордость за свой талантливый народ, любовь к родному языку, интерес к меткому выразительному слову.

Направление «По страницам истории» предполагает работу с литературными произведениями на историческую тему. В качестве воспитательного результата внеурочной деятельности выступает непосредственное приобретение ребёнком духовно-патриотических качеств при чтении и анализе произведений на исторические темы.

На страницах книг ребят ждут встречи с героями нашей Российской истории. Александр Невский, Минин и Пожарский, Степан Разин, Александр Суворов, адмирал Нахимов... Об этих людях знает каждый гражданин нашей страны. О них написаны книги, сняты фильмы, их жизнь изучается в школе на уроках истории. Чем они прославились? Какие героические поступки совершили? На эти и другие вопросы дети найдут ответы в книгах Олега Тихомирова, Сергея Алексеева, Анатолия Митяева и других писателей. Ребятам будет интересно читать эти произведения и поработать с пословицами, выполнить творческие задания.

Воспитание чувства патриотизма у школьников – процесс длительный и сложный. Без любви к Родине невозможно построить сильную Россию. Без уважения к собственной истории, к делам и традициям старшего поколения нельзя вырастить достойных граждан.

Обучающиеся должны гордиться, что родились в великой стране, стремиться сохранять её богатства и красоту, гордиться её героическим прошлым, своими предками, любить свой народ. Они должны знать историю своей малой родины, людей, отстоявших свободу, историю своей семьи.

Каким вырастет ребёнок? Станет ли он добрым, отзывчивым человеком? Это зависит не только от родителей, но во многом и от учителей, прежде всего учителей начальных классов, закладывающих в детях основы нравственности.

Поэтому важно – уже сейчас, в начальной школе, научить ребенка ориентироваться в потоке информации, ставить собственные поисковые задачи в разных областях знаний, находить осмысленные основания для решения и оценивания своих возможностей.

 

Список литературы:

1. Родионова Е.Л. Патриотическое воспитание как основа гражданского становления личности ребенка/ Практика школьного воспитания-№ 2 2010г.

2. Касимова Т.А., Яковлев Д.Е. Патриотическое воспитание школьников: Методическое пособие. – М.:Айрис-пресс, 2005г.

3. Гайворонская Н.И. Краеведение в начальной школе//Начальная школа плюс до и после.- № 7 2010г.

4. Караковский В.А. Общечеловеческие ценности - основа целостного учебно-воспитательного процесса. – М.:Новая школа, 1993г.

 

. . . . .