Журнал "1 сентября"

Педагогические и образовательные статьи
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 31.03.2024г.

Регистрация СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 77018 от 06.11.2019г. Смотреть

Регистрация периодического издания: ISSN 2713-1416 Смотреть

         
kn publ 1   kn publ 2   kn publ 5
         
         
kn publ E   kn publ 3   kn publ 4
         

Родительская школа - одна из форм взаимодействия с современными родителями

Дата публикации: 2020-12-29 22:09:58
Статью разместил(а):
Седойкина Елена Сергеевна

Родительская школа - одна из форм взаимодействия с современными родителями

Авторы: Баданова Марина Аркадьевна

и Седойкина Елена Сергеевна

МБОУ «СОШ № 11», г Алатырь, Чувашская Республика

 

Аннотация: В статье освещаются вопросы взаимодействия семьи и школы, рассматривается опыт организации и возможности функционирования Родительской школы. Сотрудничество семьи и школы - залог успешности в воспитании и обучении. Усиление воспитательной функции школы обуславливает необходимость совершенствования форм и способов взаимодействия педагогов и родителей.

Ключевые слова: Родительская школа, поколение Z.

Тематическая рубрика: Начальная школа.

 

Старый школьный афоризм гласит: «Самое сложное в работе с детьми – это работа с их родителями». Согласно федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования (ФГОС НОО) основной целью системы работы образовательного учреждения с родителями (законными представителями) является установление партнерских отношений с семьей каждого воспитанника, создание атмосферы взаимоподдержки и общности интересов. Отношения с родителями мы должны выстраивать в форме конструктивного взаимодействия. Как это сделать? В стандарте определены основные направления работы с родителями:

1. Психолого-педагогическое просвещение родителей (индивидуальные и тематические консультации, родительские собрания и другие).

2. Вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс (дни открытых дверей, открытые уроки и внеклассные мероприятия и другое).

3. Участие родителей в управлении учебно-воспитательным процессом (участие родителей класса в работе Совета школы, в работе родительского комитета).

Сегодня родители стали активными участниками образовательного процесса. Изменилась форма проведения родительских собраний: из пассивных слушателей родители превращаются в активных участников дискуссий. Перестали быть эффективны некоторые формы работы с родителями, такие как родительские собрания, вызовы родителей в школу.

Опираясь на свой педагогический опыт, мы решили создать проект «Родительская школа». Цель проекта – повышение педагогической культуры родителей, сотрудничество педагогов и родителей. Занятия проходят в конце каждой учебной четверти. Приглашаются родители обучающихся всей начальной школы. Работа ведётся по возрастным группам учеников. Темы занятий, чаще всего, предлагают сами родители, поэтому форма проведения занятий в Родительской школе - практическая. Это беседа с элементами практикума. «Педагогика должна стать наукой для всех - и для учителей, и для родителей ... Какими бы прекрасными ни были наши учреждения, самыми главными «мастерами», формирующими разум, мысли детей, являются мать и отец. Поэтому нам, учителям, прежде всего необходимо заботиться о повышении педагогической культуры родителей, разъяснять им смысл воспитания и работать с ними в одном направлении,» - говорил В.А. Сухомлинский.

На первом занятии Родительской школы мы знакомим родителей с возрастными особенностями обучающихся, решаем вопросы адаптации и социализации, обсуждаем причины отклонений в поведении ребёнка и их коррекцию. Говорим о том, что, только поняв своего ребёнка, можно жить в мире и согласии с ним. Родители узнают, что новое поколение детей надо обучать и воспитывать по-новому. К работе привлекаем педагога-психолога школы.

Детей XXI века психологи называют поколением Z. В век современных технологий живое общение заменили нам средства связи. И это наложило отпечаток на психику и поведение детей.

1. Это дети мультимедийных технологий, цифровой среды, поэтому почти всю информацию они получают из Сети, умеют с ней отлично работать, предпочитают общение в виртуальном пространстве личному общению.

2. Они нетерпеливы и сосредоточены в основном на краткосрочных целях.

3. Они ориентированы на потребление и индивидуалистичны.

4. Ценят честность и откровенность.

5. Они быстро взрослеют, занимаясь самообразованием в Интернете.

6. Они иначе занимаются творчеством: делают сайты, флэш-фильмы, электронные презентации, в онлайн-играх создают целые миры.

7. Для них характерен загадочный и ошеломляющий феномен детской многозадачности.

8. Они иначе учатся: мотивированно занимаются только тем, что им интересно, и игнорируют при этом всё больше и больше то, в чём они не заинтересованы. А это, увы, едва ли не вся школьная программа.

9. У детей поколения Z по-другому функционирует память: в первую очередь, запоминается не содержание какого-нибудь источника информации в сети, а место, где эта информация находится, а ещё точнее — «путь», способ, как до неё добраться. Память становится не только «неглубокой», но и «короткой».

10. Они гиперактивны. Этим детям трудно долго оставаться сосредоточенными на чём-то одном, они очень непоседливы и потому расторможены. Поэтому у них часто возникают проблемы с успеваемостью из-за неусидчивостии нетерпеливости, хотя при этом они и могут быть одарёнными в каких-то отдельных сферах деятельности. Недостаток эмоциональных контактов в семье, в первую очередь с матерью, и избыток информации, который обрушивается на детскую голову с первых лет жизни, приводят к нарушению возрастного развития нервной системы. Вот почему эти дети повышенно возбудимы, впечатлительны, непоседливы и менее послушны. И хотя со временем эти черты детского поведения частично сглаживаются, но всё-таки в будущем нас ждёт общество бывших гиперактивных детей — гиперактивный социум, в котором люди будут отличаться большей потребностью в новизне, поиске ощущений, меньшей терпеливостью и терпимостью, склонностью к повышенной конфликтности.

Сегодня родители отмечают тотальное непослушание детей. Ребята не хотят подчиняться, требуют разъяснений, зачем он это будет делать. Им комфортно в виртуальном мире, а в реальной жизни многие выражают протест и агрессию. Современные дети научились манипулировать родителями, они уважают тех, кто общается с ними на равных. Выход есть, у ребёнка должен быть кто-то, кому он будет помогать, нужен верный друг.

Второе занятие Родительской школы проводим в рамках Дней семьи. К сотрудничеству приглашаем настоятелей храмов города. Проходят встречи на тему «Роль отца и матери в воспитании будущего семьянина», «Семья – начало начал», «Семья – ключ к счастью», «Не нужен и клад коли в семье лад».

Следующий важный момент — исчезает традиционная семья. Для детей нового поколения психологические проблемы создания семьи будут ещё более острыми. У многих нет личного опыта жизни в полной семье, семье, где много детей. Это важно. Семья своими ценностями, особенностями взаимоотношений готовит ребёнка к его будущей семейной жизни.

На третьем занятии учим родителей создавать школьные проекты, готовить презентации и помогать ребёнку в выполнении заданий Интернет-конкурсов.

Отличительной особенностью начала обучения по ФГОС является то, что наряду с традиционным письмом ребенок сразу начинает осваивать клавиатурный набор текста. Это необходимо, потому что возросла роль компьютера в жизни человека. При изучении всех школьных предметов обучающимся необходимо использовать различные источники информации, в том числе, в сети Интернет. Так, предмет «Окружающий мир» предполагает не только изучение материалов учебника, но обучающиеся на основе наблюдений и опытов должны представить результаты в цифровом виде. Изучение предмета «Искусство» предполагает изучение современных видов искусства, таких как цифровая фотография, видеофильмы, мультипликации. Через информационную среду обучающиеся имеют контролируемый доступ к образовательным ресурсам и Интернету, могут взаимодействовать дистанционно. Родители должны видеть в информационной среде качественные результаты обучения своих детей и оценку учителя.

 В ФГОС НОО прописано: «Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования должны отражать:

1) активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее - ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;

2) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета».

На четвёртом занятии Родительской школы мы обобщаем знания и делимся опытом взаимодействия с детьми данной возрастной группы. Приходим к выводу: гаджеты – это неотъемлемая часть жизни современного человека, надо научить детей правильно ими пользоваться, проводить с детьми больше времени и на своём примере воспитывать их.

Ребенок — это зеркало нравственной жизни родителей. Современные мамы и папы часто впадают в крайности: одни полностью доверяют воспитание своих детей школе, вторые боятся нанести ребёнку какую-либо травму, опекают их. В результате родительский авторитет в глазах ребёнка падает.

Делаем вывод: Любая форма взаимодействия семьи и школы важна и необходима. Основанием взаимодействия является уважение к родителям. Во время беседы учитель должен уметь войти в положение родителей, дать педагогические советы и рекомендации. Родительская школа – это диалог. Большинство родителей проявляют интерес, традиционно посещают Родительскую школу, а это и есть результат данной формы работы.

 

Список литературы:

1. Дулисова Т.В. «Родительская школа» как средство повышения психологической компетентности родителей, способ поиска и обозначения психологического ресурса ребёнка и родителей.

2. Сапа А. В. Поколение Z — поколение эпохи ФГОС // Педагогическая мастерская. Всё для учителя! 2015. № 7. С. 7-15.

3. Ситникова М. Н. Родители — первые учителя [Текст] // Теория и практика образования в современном мире: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2014 г.). — СПб.: Заневская площадь, 2014. — С. 366-368.

 

. . . . .