Журнал "1 сентября"

Педагогические и образовательные статьи
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрация СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 77018 от 06.11.2019г. Смотреть

Регистрация периодического издания: ISSN 2713-1416 Смотреть

         
kn publ 1   kn publ 2   kn publ E
         
         
kn publ 5   kn publ 3   kn publ 4
         

Как приобщить современного ребенка к чтению художественной литературы?

Дата публикации: 2020-12-19 17:31:51
Статью разместил(а):
Галушко Ирина Федоровна

Как приобщить современного ребенка к чтению художественной литературы?

Автор: Галушко Ирина Фёдоровна

МБОУ «СШ № 38», г. Смоленск

 

Аннотация. В этой статье автор затрагивает проблемы, связанные с приобщением современного ребенка к чтению произведений различных авторов; описывается методический приём – проведение конкурса «Лучший знаток того или иного произведения», предназначенный для учащихся 2-4 классов, направленный на повышение мотивации, познавательного интереса, самооценки. Данный методический приём помогает современному ребенку самостоятельно взять в руки книгу и внимательно её прочитать, глубоко вникнув в содержание прочитанного.

Ключевые слова: мотивация к чтению, познавательный интерес, младшие школьники, внеклассное чтение.

Тематическая рубрика: начальная школа.

 

Современный ребенок испытывает трудности в общении с книгой. Причин этому много:

1) огромный поток информации, который легко получить в интернете, сотовом телефоне;

2) нежелание затруднять себя чтением литературы, так как на это уходит много времени и сил (легче найти краткое содержание того или иного произведения или посмотреть фильм, созданный на основе книги);

3) у многих детей трудности с техникой чтения, поэтому при увеличении объёма читаемого произведения ребенку трудно вникнуть в его суть, запомнить содержание прочитанного.

Передо мной встал вопрос: как не заставить, а привлечь ребенка к чтению, чтобы ему был интересен процесс чтения, чтобы ему захотелось самому найти книгу и прочитать её, да еще внимательно?

В данном случае для учащихся начальной школы лучше всего применить игровые технологии. Так процесс обучения станет привлекательным и поможет учителю приобщить ребенка к чтению литературы на ту или иную тему.

Я решила проводить конкурсы на звание «Лучший знаток того или иного произведения». Для получения данного звания нужно ответить на вопросы по содержанию прочитанного текста. Кто набирает большее количество баллов, тот награждается медалью.

Например, после прочтения сказки Ш. Перро «Золушка» учащиеся в письменной форме отвечали на следующие вопросы:

1. Почему Золушку так назвали? (Она сидела на ящике с золой.)

2. Во что превратилась тыква? (В карету)

3. В кого превратились мыши? (В серых коней)

4. В кого превратилась толстая крыса? (В кучера)

5. В кого превратились ящерицы? (В лакеев)

6. Во сколько часов Золушка покинула бал? (В полночь)

7. Из чего была сделана туфелька, которую потеряла Золушка? (Из хрусталя)

8. Какие положительные качества были присущи Золушке? Перечисли три (Доброта, трудолюбие, милосердие)

9. Как принц нашел Золушку? (По туфельке, которую обронила Золушка. При примерке она оказалась по размеру ножки Золушки.)

За каждый правильный ответ ученик получает один балл. За восьмое задание можно поставить 3 балла (за каждое перечисленное положительное качество по одному баллу). Таким образом, максимальное количество баллов за ответ на вопросы – 10 баллов. Ученик, набравший максимальное количество баллов, награждается медалью «Лучший знаток сказки Ш. Перро «Золушка». На медали можно изобразить иллюстрацию к данной сказке.

Задаю детям прочитать сказку В. Катаева «Цветик-семицветик». После прочтения учащиеся отвечают на следующие вопросы:

1. Сколько баранок купила Женя? (7)

2. Кто съел все баранки? (Собака)

3. Кто подарил Жене цветик-семицветик? (Старушка)

4. Что нужно было сделать, чтобы цветок мог исполнить любое желание? (Сорвать лепесток, бросить и произнести слова-заклинание.)

5. Какое первое пожелание было у Жени? (Попасть домой с баранками.)

6. Второе пожелание? (Склеить вазу.)

7. Третье пожелание? (Оказаться на Северном полюсе.)

8. Четвертое пожелание? (Очутиться опять в своем дворе.)

9. Пятое пожелание? (Иметь много игрушек.)

10. Шестое пожелание? (Чтобы игрушки вернулись опять в магазин.)

11. Седьмое пожелание? (Чтобы мальчик Витя был здоров.)

12. Если бы у тебя был цветик-семицветик и мог исполнить только одно твое самое заветное желание, с какой просьбой ты бы обратилась (обратился)?

За каждый правильный ответ ученик получает один балл. Двенадцатое задание не оценивается. Ответы на него можно обсудить в классе.

Таким образом, максимальное количество баллов за ответ на вопросы – 11 баллов. Ученик, набравший максимальное количество баллов, награждается медалью «Лучший знаток сказки В. Катаева «Цветик-семицветик». На медали можно изобразить иллюстрацию к данной сказке.

После прочтения сказки П. Бажова «Серебряное Копытце» учащиеся отвечают на следующие вопросы:

1. Какое прозвище было у старика – главного героя сказки? (Кокованя)

2. Как звали девочку-сироту, которую взял к себе старик? (Дарёнка)

3. Кого взяла с собой Даренка, когда пошла жить к старику? (Кошку Мурёнку)

4. Что умел делать особенный козел? (Топал серебряным копытцем, после чего появлялись дорогие камни.)

5. Чем отличались рожки особенного козла от обычных? (У них было не две, а пять веток.)

6. Почему Кокованя отговорил Дарёнку взять с собою в лес до зимы? (У особенного козла рожки были даже зимой, а обычные ходили безрогими. Поэтому его зимой легче увидеть.)

7. С каким условием взял Кокованя Дарёнку с собой в лес зимой? (В лесу не реветь и домой до времени не проситься.)

8. На какой день, сидя в балагане без Коковани, Даренка увидела, как Серебряное Копытце камни выбивает? (На третий)

9. Как называются зелёные камни, которые находят люди, проходя по тем дорожкам, где скакал Серебряное Копытце? (Хризолитами)

Максимальное количество баллов за ответ на вопросы – 9. Ученик, набравший максимальное количество баллов, награждается медалью «Лучший знаток сказки П. Бажова «Серебряное Копытце». На медали можно изобразить иллюстрацию к данной сказке.

Такие опросы можно проводить и на уроках внеклассного чтения. Сразу после проверки работ учащихся можно сделать вывод, кто внимательно читал то или иное произведение, а кто поверхностно, не вникая в содержание прочитанного.

Данная работа очень понравилась большинству учащихся в классе. Я стала замечать, что дети чаще стали посещать библиотеки, повысилась мотивация, желание читать, а также увеличилась техника чтения в классе. Родители учащихся тоже стали замечать положительную динамику в желании детей читать книги.

Таким образом, можно сделать вывод, что проведение конкурсов на звание «Лучший знаток того или иного произведения» на уроках литературного и внеклассного чтения имеет положительный результат. Повышается:

1) мотивация – желание читать;

2) познавательный интерес (внимательно читать, чтобы получить максимальное количество баллов и выиграть в конкурсе);

3) техника чтения.

 

Список литературы:

1. Заика Е.В. Упражнения для формирования навыка чтения у младших школьников. // Вопросы психологии. – 1995. –№5 – с. 44-54.

2. Костромина С.Н., Нагаева Л.Г. Как преодолеть трудности в обучении чтению. - М.: Ось-89, 2006. - 240с.

3. Оморокова М.И. Совершенствование чтения младших школьников – М.: 1997.

4. Тихомирова И.И. Детская книга в домашней библиотеке / И. И. Тихомирова / / Родительское собрание по детскому чтению. - 2008. - С. 32 – 37

5. Урман Ф.И. Формирование осознанного чтения в начальной школе / Ф. И. Урман / / Школа. - 2003. - № 3 - С.41 – 42

6. Фролова В. Д. Развитие интереса к чтению. // Начальная школа. –1989 - №7 – С. 24-27.

 

. . . . .