Журнал "1 сентября"

Педагогические и образовательные статьи
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрация СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 77018 от 06.11.2019г. Смотреть

Регистрация периодического издания: ISSN 2713-1416 Смотреть

         
kn publ 1   kn publ 2   kn publ E
         
         
kn publ 5   kn publ 3   kn publ 4
         

Мотивация учебной деятельности обучающихся через создание эмоционального настроя

Дата публикации: 2020-12-12 18:15:31
Статью разместил(а):
Баженова Татьяна Михайловна

Мотивация учебной деятельности обучающихся через создание эмоционального настроя

Автор: Баженова Татьяна Михайловна

МБОУ "СОШ п. Усть-Уда", п. Усть-Уда, Иркутская область

 

Несколько лет назад, в начале тотального обучения педагогов ИКТ, попала я, казалось, на рядовые курсы, но именно там впервые столкнулась с деятельностью корпорации Intei – обучение для будущего. С тех пор участие в интерактивном сообществе учителей всего мира было для меня источником вдохновения. Так уж случилось, что будучи безмерно влюбленной в дело учителя, по основной должности – завуч, и личные уроки, и те, что посещаю у коллег зачастую объединены одной проблемой … О ней и поведу речь …

- Ванечка, ну почему ты смотришь каждую минуточку на часы?
- Боюсь, Марья Ивановна!
- Чего боишься?
- Что звонок вот-вот прервет ваш потрясающе интересный урок!

Что же делать, чтобы ни на одном из наших уроков не прозвучал подобный диалог? Чтобы дети шли на наш урок и, в том числе, потому, что это урок «живой», интересный, не скучный, полезный, или, как говорим, мы, уважаемые коллеги, эффективный. Начало урока должно привлекать внимание учеников, формировать интерес к предмету и провоцировать тягу к знаниям. Тяга к познанию естественна для человеческой природы. Убить ее могут только скучные учителя и нудные уроки. Как начать урок, чтобы сразу завладеть вниманием класса?

При реализации любой технологии первоочередно, и, на мой взгляд, основополагающе – начало ЕГО ВЕЛИЧЕСТВА – УРОКА.

Самой главной мотивирующей частью урока я считаю – индуктор. Возможно удивление, потому что ИНДУКТОР (лат. inductor, от induco — ввожу, навожу, побуждаю), электромагнитное устройство

Однако эта метафора используется как раз в том смысле слова, которое дословно переводится с латинского «побуждаю» к действию. Итак, индуктор – часть урока, которая является мотивирующей и вводится, как правило, в начале урока.

«Индукция» («наведение») — создание эмоционального настроя, мотивирующего творческую деятельность каждого, включение чувств, подсознания, формирования личностного отношения к предмету обсуждения. Индуктор — образ, фраза, текст, предмет, звук, мелодия, рисунок — все, что может разбудить чувство, вызвать поток ассоциаций, воспоминаний, ощущений, вопросов. Предлагается неожиданное, в чем-то загадочное и обязательно личностное задание.

Итак, знакомьтесь, варианты апробированных индукторов:

-        короткий видеоролик/реклама

-        телефонный звонок/звонок по skype;

-        опрос и моментальное составление диаграммы

-        песня, раскрывающая тему урока (можно взять известную композицию можно самому спеть;

-        письмо (во 2-3 классе просила кого-нибудь из коллег постучаться в начале урока в дверь, после сама выходила и возвращалась с конвертом в руках, где «вырисовывалась» сцена урока);

-        непредсказуемое действие (перед уроком вынесла из кабинета все стулья и предложила школьникам устроиться, как им удобно); ! в кабинете должно быть предельно чисто, предусмотреть наличие мини-ковриков, на их наличии внимание не акцентировать)

-        смена сцены урока (например, предложить начать урок у окна, провести урок на природе);

-        фотозагадка на экране

-        съедобное начало (проводила на уроке по теме «Виды информации», где ученику завязывала глаза и предлагала попробовать и назвать ряд продуктов;

-        карта мест (отметить города/страны, в которые знают учащиеся, на карте России/мира, это очень помогло при изучении темы «Множество. Элементы множества»

-        работа с одним учеником (заранее под стол/стул ученика положить какой-либо предмет, далее в течение 1-2 минут ведется работа с этим учащимся, попросите его описать предмет, предположить тему/цель урока; в 4 классе подложила под стул одного ученика диск, на котором записала аудиозагадку, видоизменив свой голос).

- вызов, которым послужили слова Маяковского «Вы не можете, а я могу»

- анекдоты (тематические, формирующие чувство юмора, такт) Лучше иметь подборку. Например:

1 сентября, 1 класс.
Учительница говорит:
– Дети, вы пришли в школу. Здесь нужно сидеть тихо, а если хотите задать вопрос – нужно поднять руку.
Петя тянет руку ...
– Ты что–то хочешь спросить, Петя?
– Нет, просто проверяю, как работает система.

- На основании текста песен указать свойства объекта (угадать объект). Использую при работе над темой «Объект. Свойства объекта»

- Задание вокруг слова, предмета, рисунка.

- Интригующее начало. Например, удался урок, который начала со слов «Самый скучный урок. Вы уж, извините …»

Принципиальный вопрос обучения – проблема восприятия информации. Каналов восприятия три: зрительный, слуховой и эмоционально – чувственный. На уроке обычно задействованы два: зрительный и слуховой. Творчество же – деятельность прежде всего эмоциональная, необходимо “заставить работать” все каналы восприятия

Люблю сама, и приняты детьми использование этих музыкальных произведений на уроке в качестве индуктора:

Бетховен “Лунная соната”, Бах “Кантата № 2”, Штраус - Вальсы, Рубинштейн - Мелодии, Де Бюсси “Соната для скрипки и фортепиано”, Хачатурян. Сюита “Маскарад”, Гершвин “Американец в Париже”, Шопен “Прелюдия № 3”, Лист “ Венгерская рапсодия”, Моцарт “Маленькая ночная серенада”, Брамс “Колыбельная”, Шуберт “Аве Мария”, Шопен “Ноктюрны”, Де Бюсси “Свет луны”. 

А также музыка русских композиторов, особенно Чайковского, Свиридова и популярной сейчас релаксационной музыки (звуки природы). Заметила, что музыка очень сильный индуктор, влияющий на эмоциональное состояние человека, поэтому не следует использовать её как фон для работы.

Именно на стадии индукции происходит мотивация учебной деятельности обучающихся через создание эмоционального настроя, включение чувств ученика, создание личностного отношения к предмету обсуждения, создание проблемной ситуации. Происходит вызов уже имеющихся знаний по изучаемому вопросу, активизация познавательной деятельности обучающихся. Ученик вспоминает, что ему известно по изучаемому вопросу.

Небольшой список получился. Но, думаю, они пригодятся всем нам, особенно когда речь идет о публичных уроках.

Индуктор ведь только "наводчик", "проводник", "мостик", назначение которого - вывести личную мотивацию ученика на изначально абстрактную для него задачу.

Кстати, чтобы насытить учебную ситуацию жизненным, личностно-значимым для каждого ученика контекстом, одного единственного индуктора на уроке (для нынешнего поколения учеников с их индивидуальными особенностями) может быть и маловато ... Это проблема ...

 

. . . . .