Журнал "1 сентября"

Педагогические и образовательные статьи
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 31.03.2024г.

Регистрация СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 77018 от 06.11.2019г. Смотреть

Регистрация периодического издания: ISSN 2713-1416 Смотреть

         
kn publ 1   kn publ 2   kn publ 5
         
         
kn publ E   kn publ 3   kn publ 4
         

Классный час как основная форма воспитательной работы с классом

Дата публикации: 2020-11-22 10:38:35
Статью разместил(а):
Ромадина Елена Владимировна

Классный час как основная форма воспитательной работы с классом

Автор: Ромадина Елена Владимировна

МБОУ «ООШ № 5 г. Шатуры»

 

Аннотация: В этой статье говорится о необходимости проведения классного часа во всех классах. Одной из главных форм внеклассной воспитательной работы был и остается классный час. Необходимо определить, прежде всего, что в педагогической науке и практике понимается под такой формой воспитательной работы, как классный час.

 

Деятельность классного руководителя начинается с изучения класса и каждого ученика в отдельности. Успех воспитательной деятельности классного руководителя во многом зависит от понимания их переживаний и мотивов поведения. Изучить чем живет школьник, каковы его интересы и склонности, особенно воля и черты характера- это значит найти верный путь к его сердцу, использовать наиболее целесообразные методы педагогического воздействия.

Чтобы воспитывать ребенка, надо очень хорошо знать ребят вообще и тех ребят, которых воспитываешь в частности. Зная особенности учащихся, их интересы, склонности, уровень их воспитанности, легче составить целеустремленный и действенный воспитательный план. Иногда классный руководитель ошибочно полагает, что индивидуальный подход требуется по отношению к трудным школьникам, к нарушителям правил поведения. Бесспорно они нуждаются в особом внимании. Но не следует забывать и остальных. За внешним благополучием скрываются отрицательные черты. Надо способствовать полноценному развитию положительных качеств у всех учеников. Формы: задушевный разговор, консультации, обмен мнениями, выполнение совместного поручения, оказание индивидуальной помощи в конкретной работе, совместный поиск в решении проблемы, задачи.

Известные ученые считают:

«Классный час есть форма прямого общения воспитателя со своими воспитанниками». В.П. Созонов

«Классный час можно назвать специально организационной ценностно-ориентационной деятельностью, способствующей формированию у школьников системы отношений к окружающему миру ». Н.Е. Щуркова, Н.С. Финданцевич.

«Классный час. В нашем понимании это не какая-то определенная форма работы, а час классного руководителя». Л.И. Маленкова

Исходя из названных определений классного часа, можно сделать некоторые выводы. Прежде всего:

· это гибкая по своему составу и структуре форма воспитательного взаимодействия;

· это форма общения классного руководителя и его воспитанников, приоритетную роль в организации, которой играет педагог.

Опыт успешно работающих классных руководителей свидетельствует о большом педагогическом потенциале этой формы воспитательной работы. В процессе деятельности по подготовке и проведению классных часов возможно решение следующих педагогических задач.

· Создание условий становления и проявления субъективности и индивидуальности обучающегося, его творческих способностей.

· Обогащение сознания обучающихся знаниями о природе, обществе, человеке.

· Формирование эмоционально-чувствительной сферы и ценностных отношений личности ребенка.

Советы по организации классного часа.

Содержание классных часов следует проводить так, чтобы постепенно переходить от «предметной» информации к ее оценке, от общих оценок к развернутым суждениям.

Необходимо учитывать психологические особенности восприятия материала обучающимися, следить за вниманием и при его снижении использовать интересные по содержанию факты или поставить «острый» вопрос, использовать музыкальную паузу, сменить вид деятельности.

В процессе обсуждения поставленных вопросов классный руководитель должен быть очень внимателен к выступлениям обучающихся, вносить нужные коррективы, ставить дополнительные наводящие вопросы, акцентировать внимание на важных моментах, размышлять вместе с детьми и помочь им найти правильное решение нравственной проблемы.

Классный час или лучше его назвать «час общения» играет большую роль в жизни обучающихся, если он задуман интересно и удачно проведен.

Функции классных часов.

Классный час — одна из важнейших форм организации воспитательной работы с учащимися.

Он включается в школьное расписание и проводится каждую неделю в определенный день.

Обычно классный час проходит в форме лекции, беседы или диспута, но может включать в себя и элементы викторины, конкурса, игры, а также других форм воспитательной работы

Различные формы проведения классного часа. 

Беседа. Экскурсия. Игровой  классный час. Поход. Посещение театра, кинотеатра, выставки. Турнир. Конкурс инсценировок. Театрализованное представление. Вечер отдыха. Акция. Выставка. Ярмарка. День открытых дверей. Деловая игра. День труда. Устный журнал.

Диспут. Субботник. Генеральная уборка. Огонек. Музыкальный вечер. Студия. Совет дела.

Вечер вопросов и ответов. Спартакиады. Родительское собрание. Заседание киноклуба. Практикум. Конкурс проектов. Игра-викторина. Ролевая игра. Праздник.  Анкетирование, тестирование.

Организация классного часа.

Организация классного часа начинается с психологической подготовки учеников к серьезному разговору.

Немаловажную часть общей организационной работы составляет и подготовка помещения к данному мероприятию.

Комната, в которой будет проводиться классный час, должна быть чисто убрана, проветрена. Хорошо бы поставить на стол цветы.

Тема классного часа может быть написана на доске или плакате, где, кроме нее, указываются вопросы, подлежащие обсуждению.

На листе бумаги в качестве афоризма можно привести слова выдающейся личности или цитату из известной книги. На классном часу воспитанники рассаживаются так, как им хочется.

Продолжительность классного часа.

Продолжительность классного часа должна быть обоснованной. Опытный классный руководитель старается не затягивать классный час, закончить его до того, как дети почувствуют усталость. Первый классный час, особенно в 5 классе, может длиться 20—30 минут, в 9— С 11 классах — более 1 часа (когда рассматривается актуальная тема, которая заинтересовала каждого школьника).

Однако в любом случае надо учитывать требования к режиму дня учащихся.

Требования к проведению классных часов.

Перед проведением классного часа классный руководитель должен решить ряд задач: определить тему и методы проведения классного часа, место и время его проведения, составить план подготовки и проведения классного часа, вовлечь в процесс подготовки и проведения как можно больше участников, распределить задания между творческими группами и отдельными учащимися. Как и в любом воспитательном мероприятии, он учитывает возрастные особенности детей, особенности классного коллектива, уровень его развития.

Тематика классных часов.

Тематика классных часов определяется классным коллективом на классном собрании в конце каждого учебного года на будущий учебный год.

Традиционные классные часы на учебный год определяются в соответствии с общешкольным планом мероприятий, в соответствии с анализом воспитательной работы прошедшего года, с целями и задачами на предстоящий учебный год.

Классный руководитель при подготовке и проведении классного часа является координатором.

Тема заранее определяется и отражается в планах классных руководителей. Классные часы могут посвящаться:

- Морально-этическим проблемам. На них формируется опреде лённое отношение школьников к Родине, труду, коллективу, природе, родителям, самому себе и т.д.

- Проблемам науки и познания. В данном случае цель классных часов заключается в выработке у воспитанников правильного отноше ния к учебе, науке, литературе как источнику духовного развития личности.

- Эстетическим проблемам. В процессе таких классных часов ученики знакомятся с основными положениями эстетики. Речь здесь может идти о прекрасном в природе, одежде человека, быту, труде и поведении. Важно, чтобы у школьников сформировалось эстетическое отношение к жизни, искусству, труду, себе, развился творческий потенциал.

- Вопросам государства и права. Следует развивать интерес учеников к политическим событиям, происходящим в мире, чувство ответственности за действия Родины, ее успехи на международной арене, учить воспитанников видеть суть государственной политики. Классные часы на политические темы должны проводиться в прямой зависимости от насыщенности года различными политическими событиями.

- Вопросам физиологии и гигиены, здорового образа жизни, которые должны восприниматься учащимися как элементы культуры и красоты человека.

- Психологическим проблемам. Цель таких классных часов заключается в стимулировании процесса самовоспитания и организации элементарного психологического просвещения.

- Проблемам экологии. Необходимо привить школьникам ответственное отношение к природе. Как правило, здесь организуются беседы о животном и растительном мире.

- Общешкольным проблемам (значимым общественным событиям, юбилейным датам, праздникам и т.д.)

Работа классного руководителя требует от педагога глубоких знаний психологии школьника и умения правильно организовать работу класса, то есть создать благоприятную атмосферу в коллективе для каждого ученика.

Классный руководитель - это и педагог, и воспитатель, и организатор внешкольных мероприятий, и консультант для родителей, и подотчетное лицо, и контролер учебного процесса. Его считают «мамой» или «папой» учащегося, но у этого «родителя» нет никаких прав на ребенка, а ответственность и добрая воля воспитывать и опекать чужих детей. Так пусть же эта доброта понимание, чуткость всегда сопутствуют в вашем нелегком труде.  

 

Список литературы:

1. Маленкова Л.И. Педагоги, родители и дети. – М.: ТОО «Интел–ТЕХ», 1994. 

2. Методика воспитательной работы / под ред. В. А. Сластенина. – М., 2002.

3. Настольная книга классного руководителя. – М.: Педагогический поиск, 2000.

4. Сухомлинский В.А. Как воспитать настоящего человека. – М.: Педагогика, 1989.

5. Щуркова Н. Е. Вы стали классным руководителем. – М., 1986. 

6. Щуркова Н.Е. Классное руководство: игровые методики. – М.: Педагогическое общество России, 2004.

 

. . . . .