Журнал "1 сентября"

Педагогические и образовательные статьи
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрация СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 77018 от 06.11.2019г. Смотреть

Регистрация периодического издания: ISSN 2713-1416 Смотреть

         
kn publ 1   kn publ 2   kn publ E
         
         
kn publ 5   kn publ 3   kn publ 4
         

Формирование навыка правописания безударных гласных в окончаниях имен существительных

Дата публикации: 2020-09-20 10:15:01
Статью разместил(а):
Дурыманова Наталья Анатольевна

Формирование навыка правописания безударных гласных в окончаниях имен существительных

Автор: Дурыманова Наталья Анатольевна

МОБУ "СОШ №, 9", Новокубанский район

 

Аннотация: В статье рассматривается один из эффективных путей повышения грамотности и раскрывается механизм моделирования опорных схем орфограмм русского языка для детей начальных классов. На примере одной из орфограмм показаны основные принципы построения алгоритмов решения орфографических задач на уроках русского языка в начальной школе.

 

Правописание букв безударных гласных, в окончаниях существительных, является одной из самых сложных тем школьной программы по русскому языку. 

Казалось бы, это одно из самых простых орфографических правил! Ведь что может быть проще: определил по опознавательному признаку (безударный гласный на конце слова) - и… пиши без ошибки. Однако ошибки на правописание безударных гласных в окончаниях имен существительных - самые распространённые ошибки в письменных работах, как младших школьников, так и выпускников. 

Оправданий такому положению можно найти немало: это и снижение интереса к чтению, но ошибки в написании безударных гласных в окончаниях существительных присутствуют и в работах начитанных учеников, которые переживают за уровень своей грамотности и знают любое правило, и бедность словаря учащихся, и безразличие к качеству собственной устной и письменной речи, и незнание элементарных правил, и снижение речевой культуры общества …

Навыки грамотного письма относятся к числу сложнейших. Одна из главных причин низкой грамотности учащихся - в нацеленности на знание правил, а не на их применение. Над проблемой применения правил и успешного формирования умений и навыков работало не одно поколение методистов, учителей, учёных-психологов.

Высокий уровень грамотности достигается не просто за счёт хорошего знания правил русского языка, а в результате формирования автоматизма при их применении, когда собственно знания оттесняются в область бессознательного, а грамотное письмо превращается в навык, то есть ставшее привычным, осуществляемое без контроля сознания действие. При этом по-настоящему грамотный человек не только «автоматически» пишет без ошибок, но и умеет в сложных ситуациях проверять себя с помощью «опорных вопросов и подсказок», словарей и справочников.

Алгоритм - это схема, модель умственных действий, указывающая ряд последовательных операций, которые непременно приведут к правильному результату. Навык, полученный при выполнении упражнений с использованием такой модели, оказывается более прочным и надёжным.

Как же довести до «автоматизма» процесс выбора безошибочного написания безударных гласных в окончаниях имен существительных?

Как утверждает Д.Н. Богоявленский, «алгоритм действий ученика начинается с определения опознавательного признака». 

Все правила русской орфографии сгруппированы по опознавательному признаку.

Возьмём безударный гласный в окончаниях имен существительных- опознавательный признак орфограммы. 

М.Г. Львов выделял шесть этапов, которые должен пройти школьник, решая орфографические задачи: 

1. Увидеть орфограмму в слове. 

2. Определить её вид. 

3. Определить способ решения задачи в зависимости от вида орфограммы. 

4. Определить шаги, ступени решения и их последовательность, т.е. составить алгоритм решения. 

5. Решить задачу, т.е. выполнить последовательные действия по алгоритму. 

Написать слово в соответствии с решением задачи и осуществить проверку. Вроде бы, всё очень просто! Но давайте рассмотрим, какими знаниями и умениями должен владеть ученик, чтобы справиться со всеми «операциями», указанными в алгоритме. При устном объяснении учащийся должен строить рассуждение по схемам, алгоритмам. Мои алгоритмы ...

Три склонения имен существительных. 

1) … (вопрос,ответ).

2) … - существительное.

3) Его начальная форма - …

4) Она

С окончанием –а (-я)

 

С окончпнием –о (-е)

С нулевым окончанием

Женского рода, Мужского рода, Среднего рода.

5) Существительное: 1-е склонение, 2-е склонение, 3-е склонение.

6) Оно

а) … - имя существительное с безударным окончанием.

б) Начальная форма - …

1-го склонения

2-го склонения

3-го склонения

в) Оно (вопрос, ответ)

При точном соблюдении шагов алгоритм всегда приведёт к правильному решению. Пока не будут выработаны все необходимые умения, страх перед написанием останется, а он, как известно, «блокирует» выполнение «операций» алгоритма. 

Чтобы преодолеть это обстоятельство, необходимо, чтобы у учащихся возникали прочные подсознательные связи между значением, строением и написанием слова. Только в том случае возможно грамотное письмо. Как этого добиться?

Конечно, чудодейственных методов, которые позволили бы научить всех и сразу, нет. Но использование ряда традиционных приёмов в сочетании с новыми подходами в обучении позволяет добиваться повышения грамотности учащихся, сокращения количества ошибок на правописание безударных гласных корня.

Один из таких приёмов – группировка способов проверки орфограммы, и кропотливая систематическая работа, постоянный тренинг по предупреждению ошибок, расширению активного словаря.

Я считаю, если ученик чётко знает конкретные способы проверки орфограммы – проще выйти из затруднений. Поэтому я подбираю задания, используя конкретный материал урока, провожу устную работу или письменную, диктант с карточками, или выборочный диктант, комментированное письмо, работу с деформированным текстом. Часто использую материал из «Банка открытых заданий НИКО». 

Многие дети не очень охотно выполняют задание учебника, плохо запоминают правила, не проявляют интереса к уроку. Чтобы предотвратить это, я использую на уроке рифмовки, стихотворные упражнения по орфографии. Приведу пример таких упражнений.

Помни всегда и даже во сне:

В П.п. и Д.п. 1 скл. пишется – Е, А в Р.п-И.

Окончание -Е пиши срочно, Во 2 скл. в предложном.

Я знаю и помню, Что в 3-ем склонении Писать нужно – И

Без страха и сомнения.

По собственному опыту могу сказать, что использование подобных рифмованных упражнений в сочетании с заданиями учебника и другими дидактическими материалами способствует более успешному овладению детьми орфографическими навыками.

В процессе таких упражнений формируется у учащихся умение не только «видеть», но и «слышать» орфограмму.

Я считаю, что научить ребенка грамотно писать – значит научить думать над языком, а не заучивать десятки правил и определений, научить слышать и видеть орфограммы и знать, как найти способ её проверки. 

 

Список литературы:

1. Тоцкий П.С. Орфография без правил. М., 1991г.

2. Берлянд Й.Б. Игра как феномен сознания. Кемерово, 1992.

3. Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. - М.,1995.

4. Львов М.Р. «Правописание в начальных классах», Издательство: АСТ. 2001г.

5. Новикова Т.Л. Доклад «Основные педагогические цели использования информационных технологий» с Межрегиональной научно-практической конференции "Профессиональное образование в условиях дистанционного обучения. Достижения, проблемы, перспективы".

6. Гадустова Е.В. «Использование информационных технологий при изучении орфографии» / Начальная школа.2009 №9.

7. Бадмаев Б.Ц., Хознев Б.И. Методика ускоренного обучения русскому языку./ Пособие для учителя.- М: Владос, 2001г.

 

. . . . .